Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



8.6. Психологические признаки старения [30]

Сенсорная сфера

Зрение. С возрастом зрение ухудшается, что проявляется в близорукости или дальнозоркости. Последнее более характерно для пожилых в связи с ослаблением аккомодации (фокусированием на объектах, находящихся на различных расстояниях), приводящей к пресбиопии («старческому зрению») (Schneider, Pichora‑Fuller, 2000). Аккомодация глаза в 40 лет составляет в среднем 4 D, в 50 лет – 2 D, в 60 лет – 1 D. В результате точка ясного видения отодвигается с возрастом до 75 см, т. е. развивается старческая дальнозоркость.

Уменьшаются скорость и степень реакции зрачков на световое раздражение, что приводит к ухудшению адаптационной способности глаз к изменению освещения. Особенно заметным становится сужение зрачков (Birren, 1964). Вслед – ствие этого сила светового потока, проникающего в глаз, уменьшается в 6–7 раз. Поэтому людям за 50 лет требуется вдвое больше света. Человеку в возрасте от 60 лет и старше для чтения газет и журналов требуется освещенность, в 3 раза превышающая освещенность, необходимую для 20‑30‑летних людей (Beers, Berkow, 2000).

По данным Бромли (Bromley, 1988), 75 % пожилых людей нуждаются в очках и даже с их помощью многие не приобретают полноценного зрения. Ухудшаются способность различать малоконтрастные цвета, зрительная чувствительность. Повышается абсолютный зрительный порог, т. е. минимальная величина источника света, вызывающая едва заметное ощущение (П. П. Лазарев, 1928; А. И. Верхутина‑Васютина, 1958; Elias et al., 1977; McFarland, Fisher, 1955), ухудшается адаптация к темноте, т. е. пожилые хуже приспосабливаются к слабому освещению (Domey et al., 1960). Это же относится и к адаптации к ярким вспышкам света (Carter, 1982). Вследствие этого у 40 % пожилых людей ухудшается их способность водить машину в темное время суток (Scharvey et al., 1988).

Изменяется восприятие цвета: после 50 лет значительно снижается чувствительность на крайние, короткие и длинноволновые части спектра, т. е. на красный и синий цвета, в меньшей степени – на зеленый, а чувствительность к желтому цвету практически не меняется (А. И. Верхутина‑Васютина, 1958). Мир, воспринимаемый 80‑летними, желтеет. Красный, оранжевый и желтый цвета ими распознаются хорошо, а воспринимать зеленый, голубой и фиолетовый им становится труднее (Marsh, 1980).

Пожилым людям требуется больше времени для обработки зрительного образа. Уменьшается поле зрения (Е. Ф. Рыбалко, 1968), особенно после 75 лет (Jaffe et al., 1986). Затрудняются движения глазными яблоками, вследствие чего пожилые вынуждены поворачивать голову, чтобы рассмотреть предметы. Ухудшается глазомерная функция.


Около 7 % людей в возрасте 65–74 лет и 16 % людей в возрасте старше 75 лет имеют серьезные дефекты зрения либо вообще теряют его (Crandall, 1980). Основная причина этого – катаракта (хрусталик становится непрозрачным), глаукома (скопление избыточной жидкости в глазном яблоке, повышающееся глазное давление постепенно уничтожают нерв и клетки рецепторов), дегенерация макулы (разрушение макулы – желтого пятна, обеспечивающего наибольшую остроту зрения) и диабетическая ретинопатия (повреждение кровеносных сосудов сетчатки при диабете).

Слух. Еще в конце XIX в. М. В. Богданов‑Березовский (1894) исследовал качество слуха у пожилых людей с помощью шепотной речи. Шепот на расстоянии 8 м слышали: люди 50–60 лет – в 56 %, 60–70 – в И, 70–80 – в 10, свыше 80 лет – 0 %. Даже на расстоянии 2 м 80‑летние слышали шепот только в 40 % случаев.

Тугоухость развивается уже с 50 лет. Человек старше 49 лет может услышать тон 9 тыс. Гц при громкости его в 46 дБ, в то время как 14–19‑летние тот же тон услышат при громкости в 25 дБ (Н. Я. Тимофеев, К. П. Покрывалова, 1960).

В возрасте 70–80 лет около трети людей имеют серьезные проблемы со слухом, а среди тех, кому за 80, таких людей уже половина (Herbst, 1982). У мужчин степень потери слуха в 2 раза выше, чем у женщин (Pearson et al., 1995).

Причин ухудшения слуха с возрастом может быть несколько. Это и генетическая предрасположенность (Bai et al., 1997), и влияние внешних факторов (шумная обстановка работы). У пожилых косточки среднего уха – молоточек, наковальня и стремечко – отвердевают с возрастом из‑за артрита. Это мешает передаче звука, особенно в области высоких частот (последнее обозначают как пресбиакусис ) (А. А. Андреев, 1941). Кроме того, происходит атрофия слухового нерва (Crandall, 1980; Krmpotic‑Nemanic, 1969). Поскольку область высоких частот связана с восприятием и различением гласных речевых звуков, пресбиакусис делает сложным понимание пожилыми людьми речи собеседника. Особенно затрудняется у трети людей 60 лет восприятие таких звуков, как «с», «ш», «щ», «ч», имеющих сложный частотно‑спектральный состав (Fozard, 1990; Schneider, Pichora‑Fuller, 2000).

Ухудшается способность определять, откуда исходит звук (Rakerd et al., 1998) и выделение звука на фоне шума (Bergman et al., 1976; Dubno et al., 1984; Olshoet al., 1985; Pichora‑Fuller et al., 1995).

От тиннитуса , т. e. постоянного шума в ушах, страдают 10 % пожилых людей (Eggermont, Robets, 2004; Kart et al., 1978), что также ухудшает слышимость.

Нет ничего удивительного в том, что потеря слуха приводит к снижению общительности у пожилых людей (Ryan, 1996), [31] ухудшению самочувствия (Scherer, Frisina, 1998) и даже интеллектуальной деятельности (Naramura et al., 1999).


Пожилые люди с проблемами слуха часто боятся собеседников, предпочитая молчать и подчиняться, чтобы не вызывать насмешки и гнев со стороны других. Это приводит в конце концов к их подавленности, замкнутости, потере самоуважения. Другими людьми такое поведение может рассматриваться как недружелюбное, человека начинают избегать, что вызывает еще большее отчуждение, и создается порочный круг.

Кожная и болевая чувствительность. У пожилых отмечается снижение кожной чувствительности на раздражение, в том числе к температуре (Stevens, Patterson, 1996; Thornbury, Mistretta, 1981). Чувствительность к вибрации снижается лишь для высоких частот, в отношении низких частот существенных возрастных различий не найдено (Verrillo, 1982).

Болевая чувствительность у пожилых людей снижается (Benedetti et al., 1999; Gibson, Farrell, 2004; Harkins et al., 1986; Lasch et al., 1997; Scherman, Robbillard, 1960). Однако есть основания полагать, что эти изменения касаются не всех частей тела (Bromley, 1988).

Обоняние и вкус. Обоняние у пожилых людей почти не изменяется, хотя некоторые авторы (Doty, 1990; Finkeistein, Schiffman, 1999) утверждают, что небольшое снижение обонятельной чувствительности все же происходит.

Пожилые люди обнаруживают явное нарушение в определении вкуса многих повседневных пищевых продуктов (Bischmann, Witte, 1996; Murphy, 1985; Schiffman, 1977), а также в определении вкуса отдельных компонентов, если представлена смесь разных вкусов (Stevens, 1996). Однако при этом определение сладкого вкуса остается неизменным (Weiffenbach et al., 1982; Walter, Soliah, 1995). В отношении других вкусовых ощущений данные весьма противоречивые. Одни исследователи говорят об увеличении с возрастом чувствительности к горькому (Egen, 1977), другие (Schiffman et al., 1995; Weiffenbach et al., 1982) – о снижении, третьи – о снижении, но не ко всем горьким на вкус веществам (Cowart et al., 1994). Понижается чувствительность к соленому (Spitzer, 1988), однако большое потребление соли повышает кровяное давление.

Когнитивная сфера

Внимание. Данные, полученные зарубежными психологами в отношении ухудшения у пожилых людей способности к концентрации внимания, весьма противоречивы, поскольку результаты во многом зависят от условий эксперимента (Я. Стюарт‑Гамильтон, 2010). Концентрация внимания у пожилых людей практически не обнаруживает ухудшения. Устойчивость внимания хотя и ухудшается в старости, но незначительно (Salthouse, 1982). Распределение внимания между двумя и более объектами у пожилых ухудшается существенно (Horn, 1982; Salthouse, 1985; Lajoie et al., 1996; Vaneste, Pouthas, 1999).


Наряду с увеличением времени реакции это является основанием для ограничения во многих странах права на вождение автомобилем по достижении возраста 70–75 лет.

Память. Снижение объема запоминания новой информации с возрастом отмечается во многих исследованиях и связывается прежде всего с возрастным ослаблением дофаминэргической функции мозга (Backman et al., 2000; Hedden, Gabrieli, 2004; Sikstrom, 2007). Ухудшение различных видов памяти у пожилых людей идет неравномерно. Страдает прежде всего кратковременная и механическая память (Б. А. Греков, 1964), правда, как утверждают зарубежные авторы (Craik, Jennings, 1992; Craik et al., 1995), первая ухудшается незначительно, если требуется просто повторить то, что сказал или показал экспериментатор. При этом пожилые люди лучше справляются с заданиями на узнавание и хуже – на воспроизведение слов из списка (Craik, McDowd, 1987). Они запоминают информацию избирательно: не способны запомнить бесполезную для них информацию и хорошо запоминают полезную информацию (Labouvie‑Vief, Schell, 1982; Meyer, 1987).

При сложных задачах кратковременная память ухудшается у пожилых более значительно. Например, Хедден и Парк (Hedden, Park, 2001) показали, что пожилые люди испытывают значительную трудность в различении вещей, перечисленных в старых и новых списках, необходимых для запоминания. И чем сложнее бывают условия для запоминания, тем в большей степени страдает у пожилых кратковременная память (Linderberg et al., 2000). Предполагают, что это связано с процессами запоминания, а не сохранения информации.

Б. А. Греков отмечает, что у лиц в возрасте от 70 до 90 лет особенно страдает механическое запечатление. Логическая смысловая и моторная память сохраняется лучше всего. Образно‑чувственная память ослабевает больше, чем смысловая.

По данным Н. К. Корсаковой и Е. Ю. Балашовой (1995), запоминание последовательности слов в возрастной группе от 50 до 85 лет показывает, что значительное снижение функции памяти характерно для начального этапа старения (от 50 до 65 лет). Пожилые люди в возрасте от 65 до 75 лет обнаруживают лучшую память, приближающуюся к уровню среднего возраста. На разных возрастных этапах пожилые люди выбирают разные стратегии компенсации мнестической способности. В группе 51–60 лет преобладает установка на точность воспроизведения, лица старше 81 года стремятся путем проговаривания устанавливать связь между элементами словесного ряда и логически структурировать материал.



...

Моррис и др. (Morris et al., 1990) давали традиционное задание на оперативную память молодым и пожилым участникам эксперимента, которым необходимо было запомнить краткий список слов, одновременно решая, является ли простое высказывание верным или неверным. Последующее припоминание этих слов пожилыми участниками эксперимента было значительно хуже, чем молодыми, при этом величина различий возрастала с увеличением количества слов, которые необходимо было запомнить за один раз. Исследователи утверждают, что это возрастное различие имеет место потому, что молодые участники эксперимента не только кодируют информацию в оперативной памяти, но и отсылают копию записанного в хранилище долговременной памяти. Если записанное в оперативную память утрачивается, молодые участники эксперимента могут извлечь запасную копию из долговременной памяти. Между тем у пожилых участников эксперимента меньше способностей к изготовлению копии, потому что для этого у них либо не хватает «емкости ума», либо у них что‑то не такс долговременной памятью. Таким образом, либо запомненное не может сохраниться в хранилище оперативной памяти, либо не может сохраниться вообще, либо в лучшем случае оно сохраняется неточно. Отметим, что логическим выводом из этого утверждения является то, что хранилища кратковременной памяти у пожилых и молодых могут быть одинаково эффективными – различие заключается в том, что у пожилых может быть ослаблена кодировка и/или стратегия извлечения из памяти.

Я. Стюарт‑Гамильтон

, 2010. С. 108–109.

Снижение функций памяти, ассоциируемое со старением, наблюдается не у всех стариков. Современные исследования свидетельствуют о несоответствии между субъективными жалобами престарелых на нарушения памяти и реальной способностью к запоминанию. Например, в 70 лет Лев Толстой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике, а Карл Маркс в пожилом возрасте выучил русский язык.

Ученые отмечают неравномерность снижения различных функций памяти с возрастом. В частности, оперативная память ухудшается быстрее, чем кратковременная и объем непосредственной памяти. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти особенно явно выражено на фоне ясности воспоминаний далекого прошлого (дальняя реминисценция и автобиографическая память). Сохранной остается и логико‑смысловая память, которая способствует переработке и хранению логического и систематизированного материала, помогая преодолеть некоторые недостатки механической памяти.