Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

...

Известны старцы – носители родового предания, сказители и мудрецы. В той или иной степени эта роль возлагалась на каждого состарившегося человека. Подчеркнем, носителем мудрости человек становился не благодаря своим дарованиям, а в силу того, что он переходил в особый возраст <…>

Новоевропейское мышление перевернуло эти отношения. Как сказано у Шекспира, только достигший мудрости имеет право на старость. Но изначально мудрость, способность знать и помнить то, чего не помнят другие, приходила к людям с годами.

А. Левинсон,

2005.

Хотя мудрость имеет сильную связь с кристаллизованным интеллектом, все же она не сводится к нему (Staudinger et al., 1997; 1998). Э. Эриксон (1996) определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений. Штернберг (Sternberg, 1998) определяет мудрость как умение пожилых людей находить равновесие между противоречивыми силами, а Балтес и Смит (Baltes, Smith, 1990) определяют ее как взвешенность суждений о проблемах действительности. Чандлер и Холлидэй (Chandler, Holliday, 1990) видят в мудрости прежде всего опытность и компетентность, в силу чего пожилые люди могут давать полезные советы. При этом мудрый человек скорее высказывает взвешенные суждения о проблеме, нежели предлагает ее окончательное решение. Подчеркивается, что мудрость ориентирована на практическую сторону жизни.

Ф. Диттмен‑Коли и Р. Балтес (Dittmann‑Kohli, Baltes, 1985) в связи с обсуждением проблемы мудрости вводят понятие «синтезированного интеллекта», который включает в себя различные виды опыта: компетентность в определенных сферах предметного знания, тонкое понимание практических аспектов жизни (в том числе особую чувствительность к социально‑психологическому контексту происходящего), повышенное внимание к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, рефлексирующее отношение к себе.

Царь Соломон был мудрый человек,


Но жизнь его порой изрядно терла,

И за довольно долгий, трудный век

Не раз брала властителя за горло.

Но Соломон – мудрец из мудрецов,

Оставив нам «Премудрости» в наследство,

Ко всем перипетиям был готов,

Имел на все надежнейшее средство.

Нередко, попадая в переплет,

Он, автор умных «Притчей», «Песни Песней»,

Слегка на пальце перстень повернет,

Прочтет слова и вновь поправит перстень.

И улыбнется. Вот и все дела.

Знать, в надписи была большая сила,

Воистину волшебная была:

«Пройдет и это» – надпись та гласила.

Когда на горло жизнь набросит жгут,

Особо огорчаться нет резона.

И если обстоятельства прижмут,

Не забывай про перстень Соломона!

Марк Луцкий
Несколько позже Балтес (Baltes, 1993) разделил связанные с мудростью знания на пять категорий: фактические (реальные), методологические, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей) и неопределенность (сомнение). Балтес пишет, что мудрости присущи следующие черты:

1) она направлена на решение важных и трудноразрешимых вопросов, подчас связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека;

2) мудрость – это сосредоточение знаний, суждений и советов самого высокого уровня;

3) знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, могут быть применены к специфическим ситуациям;

4) мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества;

5) несмотря на то что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу.

С. Холлидей и М. Чандлер (Holliday, Chandler. 1986) опросили людей о том, как они интерпретируют смысл понятия «мудрый человек». В результате были выделены пять факторов, составляющих портрет мудрого человека. Первый фактор: исключительное, незаурядное понимание происходящего, основанное на приобретенном жизненном опыте (наблюдательность, восприимчивость, опора на здравый смысл, открытость любой информации, способность видеть сущность ситуации и т. д.).

Второй фактор: ориентация на других людей (способность давать хорошие советы, согласовывать разные точки зрения, говорить о вещах, которые интересуют многих людей, видеть события в широком контексте и т. д.).


Третий фактор: общая компетентность (образованность, интеллигентность, любознательность, артикулированность представлений, понятливость и т. д.).

Четвертый фактор: интерперсональные навыки (хороший слушатель, обаятельный, не центрирован на собственных проблемах, спокойный и т. д.).

Пятый фактор: социальная скромность (ненавязчивый, неимпульсивный, бесшумный, сдержанный, с преобладанием тонких, недраматических способов поведения и т. д.).

Авторы делают вывод, что мудрость растет с возрастом.



...

Мудрость, действительно, особая форма интеллектуальной зрелости. Об уникальности тех интеллектуальных возможностей, которые приобретаются человеком в ходе его жизненного развития (безусловно, атмосфера этого развития должна отвечать нормам человеческого существования), свидетельствует сложенная индейцами Южной Америки поговорка: «Когда умирает старый человек, горит целая библиотека» <…>

Психологической основой мудрости как одного из высших уровней интеллектуального развития являются интеграционные процессы в сфере индивидуального ментального опыта, которые имеют своим результатом в первую очередь повышение роли метакогнитивного опыта и как следствие изменение репрезентации происходящего.

М. А. Холодная,

2002. С. 183–184.

Мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное Я перед угрозой физического распада и даже неминуемой смерти.

Эмоциональная сфера

В пожилом возрасте часто наблюдается эмоциональное «отупление», холодность: эмоциональное реагирование становится менее выраженным. В то же время характерной чертой многих пожилых и старых людей становится обидчивость, часто по неадекватным поводам: кто‑то не так ответил, не так посмотрел и т. п. Любую критику невротик интерпретирует как унижение, неодобрение каких‑либо его поступков или высказываний, что вызывает у него взрыв негодования. В своей любви он навязчив, ревнив, требует абсолютной, безусловной преданности, любви с жертвами. Любящий его человек должен любить и заботиться исключительно о нем. Невротик готов прикинуться больным, чтобы его жалели, сконцентрировали на нем все внимание, отказались от всего другого и таким образом доказывали свою преданность и готовность к самопожертвованию ради него. Апелляция к жалости – излюбленный прием невротика: «Я вас так люблю, а вы…» Он не терпит никаких отказов, они, по его мнению, оскорбляют его достоинство. А если таковые случаются, становится злым, язвительным, готовым обвинить обидчика во всех смертных грехах. Здесь он готов бесконечно призывать к справедливости: «Почему вы заставляете меня страдать? Почему вы так недобры ко мне?»


...

Какими эмоциями окрашена жизнь россиян различных возрастов
?

В возрастных группах начиная от 50 лет отрицательные эмоции не только преобладают, но частота их упоминаний идет по нарастающей. Чем старше россияне, тем чаще их настроение определяется усталостью, беспокойством или тревогой, беспомощностью, печалью, страхом; тем реже они надеются на лучшее, испытывают радость, удовлетворение, счастье, любовь, тем меньше у них интереса к жизни, спокойствия, решимости.

В то же время эмоциональные состояния внутри разных групп пожилых людей отличаются друг от друга. Так, респонденты в возрасте 55–59 лет чаще прочих испытывают усталость, беспокойство и раздражение, а более старшие – чувство печали и беспомощности. Причем самые старшие из опрошенных (от 70 лет) заметно реже остальных отмечают какие‑либо положительные эмоции в своей жизни. Таким образом, старению в сегодняшнем российском обществе сопутствует достаточно мрачное эмоциональное состояние. И надо отметить, что в эмоциональном модусе российских стариков практически отсутствуют позитивные состояния, традиционно атрибутируемые старости: спокойствие, умиротворенность, удовлетворение. Впрочем, не столь ярко выражено и характерное для «заката жизни» чувство страха. Судя по всему, описанный выше набор эмоций, определяющий настроение пожилых россиян, во многом характеризуется не столько экзистенциальными особенностями их возраста, сколько социальными условиями, в которых им приходится жить. Беспомощность, беспокойство, тревога связаны главным образом не с ощущением приближения смерти, а с вопросами о том, как прожить на маленькую пенсию, с плохим здоровьем, с некачественным или недоступным медицинским обслуживанием и т. п.

Л. Преснякова

, 2005.

Мотивационная сфера

Происходят изменения в потребностной сфере, однако данные, получаемые учеными, довольно противоречивые. Считается, что многие пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет понижения уровня притязаний и отрицанием того, что требует усилий. В результате пожилой человек постепенно может привыкнуть отказываться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.