Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Эриксон выделяет условия, способствующие личности эффективно интегрировать свою жизнь: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У личности произошла интеграция позитивных свойств, и каждое из них усилилось за счет связи со всеми остальными. В результате возрастает мотивационный потенциал человека.

Карл Юнг тоже придавал большое значение изучению проблем, как он называл, второй половины жизни человека. Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результат этой психологической перестройки – появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия.

Личностные особенности и особенности поведения

Основные личностные особенности сохраняются до преклонного возраста (Covey, 1981). Однако, старея, люди приобретают многие болезни, что накладывает отпечаток на их характер и особенности поведения. Из геронтологических исследований известно, что старости сопутствует мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и черствость.

С возрастом заметно увеличивается конформность, особенно резко она возрастает в период геронтогенеза; пожалуй, ее можно определить как конституирующую черту личности старого человека. Вследствие возможной конформности старые люди более консервативны, они с большим трудом производят переоценку социальных ценностей. Особенно плохо, по данным психолога Ф. Руха, овладевают пожилые и старые люди теми формами деятельности, которые противоречат ранее приобретенным паттернам – стереотипам поведения.

Э. Торндайк отмечал большую осторожность старых людей, стремление избежать неудачи, меньшую любознательность, несклонность к переменам и к необычному.

Н. Фэтер обнаружил значимое усиление консерватизма в пожилом и старческом возрасте по специальному тесту, известному как Шкала консерватизма (Conservatism Scale, или С‑Scale). Однако С. Кутлер с соавторами не выявили каких‑либо сдвигов в сторону консервативности пожилых людей.


Становясь невротиком, пожилой человек делается чрезвычайно раздражительным, причем причины раздражения могут быть совершенно беспочвенными, малозначительными, мнимыми: У части людей такого типа обнаруживается патологическая жадность, страсть к бессмысленному накопительству, к приобретению нефункциональных, но дорогих вещей. В них он ощущает свою защищенность. Он не терпит опозданий и непунктуальности по отношению к себе, расценивает их как неуважение.

Из литературных примеров более других иллюстрирует такой тип чеховский Ионыч. По описанию А. П. Чехова, его герой – пожилой человек с тяжелым и раздражительным характером. Его тайное и любимое развлечение по вечерам – вынимать из карманов «бумажки, добытые практикой», и их складывать, складывать… Он скупает дома, хотя живет одиноко. Если ему что‑то не нравится, он кричит тонким, резким голосом и стучит палкой об пол.

А. Р. Каримова (2002) выявила некоторые особенности личности у пожилых людей по сравнению с молодыми и людьми среднего возраста. Пожилые отличались сниженной социальной толерантностью, т. е. терпимостью к людям, консерватизмом, категоричностью в оценках других людей, стремлением «подогнать партнера под себя». В то же время они обладают большей эмпатийностью и добронамеренностью, у них снижена агрессивность.

Как отмечает Т. П. Денисова (2006), высокая распространенность сосудистых заболеваний головного мозга, опосредованных артериальной гипертензией и/или церебральным атеросклерозом, среди лиц пожилого и старческого возраста привела к тому, что психоличностные нарушения при этих состояниях часто рассматривают как неотъемлемый атрибут старения, суть психологии позднего возраста.

Характерной особенностью начального цереброатеросклероза является шаржирование прежних черт личности. Черты характера, присущие человеку во взрослом возрасте, в старости приобретают гипертрофированное звучание. Иными словами, это то, что К. Шнейдер образно назвал карикатурным изображением личности. Например, некоторые люди с тревожно‑мнительными чертами становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными; у расчетливых и бережливых развиваются мелочность и скупость, доходящая до постоянного страха быть обворованным, оказаться нищим; щедрость – в расточительность; принципиальность и твердость установок часто трансформируются в непримиримость, неприятие другого мнения, порождают «войну поколений», конфликты с окружающими; аккуратность превращается в педантичность; эмоциональная несдержанность заостряется до конфликтности, нередко до полной утраты контроля над эмоциональными реакциями; сензитивность может
перерасти в стойкую пониженную самооценку, а в остром периоде проявляться в депрессии, в переживаниях ущербности и мании преследования, в склонности к суицидам (рис. 8.1, по М. В. Зотову, 2006).

Рис. 8.1. Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола (по данным ВОЗ)

Все эти личностные изменения имеют свое объяснение. Когда в старости у человека, всю жизнь отличавшегося добротой и щедростью, возникает «скупость» (пресловутая скаредность пожилых людей), люди других возрастов недоумевают, поскольку не понимают причин происходящих изменений. А дело в том, что за бережливостью и расчетливостью стариков скрывается форма борьбы за независимость и свободу. Поскольку пожилые люди по различным причинам не рассчитывают уже сами заработать на непредвиденные нужды, единственный способ сохранения независимости – бережливость. Обидчивость людей позднего возраста, кажущаяся людям других возрастов несоразмерной вызвавшим ее причинам, объясняется тем, что у них нередко в памяти восстанавливаются старые, давно забытые обиды. Пожилые люди реагируют не только на данное конкретное событие, но и на сумму предыдущих обид, поэтому у них развивается массированная затяжная реакция.



...

Некоторые исследователи, начиная с К. Юнга (Jung, 1931–1960), полагали, что стиль поведения в условиях стресса у мужчин и женщин с возрастом изменяется по‑разному. Мужчины, как правило, от активного стиля поведения переходят к более пассивному. В молодости и в зрелые годы мужчины берут на себя ответственность, принимают решения. В пожилом возрасте они чувствуют большую свободу для выражения разнообразных черт собственной личности, в том числе и тех качеств, которые традиционно считаются исключительно женскими (Gutmann, 1994). В поздней старости мужчины не только проявляют пассивность, но и переходят к стилю поведения, известному как всемогущество, при котором поведение человека строится на проекциях и искажении реальности. Женщины по мере старения, как правило, становятся более агрессивными, [32] приобретают большее влияние и начинают доминировать в соответствии с мужскими стереотипами. Возможно, такое поведение представителей обоих полов является реакцией на освобождение от родительского императива – давления традиционных стереотипов общества, навязывающих женщине роль воспитательницы, а мужчине – источника средств для содержания семьи и порицающих любые отклонения от этих функций. [33]

Г. Край г, Д. Бокум,

2004. С. 765.

В силу ухудшающегося здоровья, проявления мнительности, тревожности, неуверенности в будущем и снижения жизненной и социальной перспективы старые люди больше подвержены паническим настроениям, труднее приспосабливаются к переменам в личной жизни и обществе. Ортодоксальные, плохо корригируемые взгляды у пожилых могут противоречить обстоятельствам жизни, вызывая тяжелые душевные переживания. Например, многие пожилые россияне отрицательно восприняли происходящие в стране изменения социального строя. И их можно понять: ведь принятие новых ценностей для многих пожилых людей практически невозможно, потому что их интериоризация делает бессмысленными другие, социалистические ценности, в которые им довелось верить на протяжении всей их жизни.


...

После семидесяти, если вы встали, совсем не ощущая никакой боли, значит, вы умерли.

Мальком Коули

Наряду с негативными сдвигами характера у многих людей в старости происходят и положительные изменения: умиротворенность,
отход от мелочных интересов, переход от жизненной суеты к осмыслению главных ценностей, адекватная оценка своих новых возможностей, сглаживание противоречивых черт характера.

Строго разграничить указанные тенденции трудно, так как у одного и того же человека могут наблюдаться и негативные и положительные изменения.

М. А. Холодная (2002) отмечает, что в пожилом возрасте наблюдается единство двух линий развития стилевого поведения: регрессивная (в виде роста полезависимости и ригидности) и прогрессивная (в виде тенденции роста рефлексивности и сохранности способности к категориальному обобщению). [34]

Т. Д. Марцинковская (1999) пишет, что на смену прежним механизмам регуляции поведения (интериоризация, идентификация с окружающими, эмоциональное опосредование) приходят другие – уход в болезнь, привлечение к себе внимания с целью получения привилегий и снисхождения.

Восприятие времени. С возрастом человеку кажется, что время проходит все быстрее и быстрее. Гай Пентрит писал в свое время:

Когда я был младенцем, я спал и плакал,

А время ползло.

Когда я был мальчиком, смеялся и болтал.

Время шло.

Затем, когда я стал мужчиной,

Время побежало.

А чем старше я становился,

Время улетало. [35]
Это объяснимо: В возрасте 10 лет один год составляет 10 % всей жизни, а в 50 лет – 2 % прожитого. Чем старше возраст, тем заметнее уменьшается будущее время, но менее заметно добавляется к прошлому.

В пожилом возрасте время ощущается менее заполненным событиями. Люди все меньше живут будущим и все больше – воспоминаниями о прошлом, которое часто идеализируется: «А вот в наше время…»

Самооценка. Относительно самооценки в позднем возрасте в литературе содержатся противоречивые сведения. Очевидно, это связано с тем, что самооценка зависит не столько от возраста, сколько от личности человека, его удовлетворенности своей деятельностью и своим статусным положением. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в старости, следует указать на степень расхождения между реальным положением старого человека и идеальной оценкой своих возможностей и прожитой жизни. Старики часто сожалеют о нереализованных возможностях, совершенных неправильных шагах в решающие моменты, непоправимых жизненных ошибках. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том,