Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



При конфликте между невесткой и свекровью в самом сложном положении (как бы между двумя жерновами) оказывается муж‑сын. Наиболее оптимальной его позицией является выполнение им роли «миротворца», «буфера», когда мужчина, не устраняясь из взаимоотношений, не принимает чью‑либо сторону, выслушивая упреки и претензии каждой и не передавая одной из сторон мнения другой.

В данной ситуации невестке нужно проявить терпение. Возможно, через несколько лет, когда репродуктивные функции у свекрови постепенно начнут «засыпать», изменится ее гормональный фон, ревность к невестке из‑за сына исчезнет, наступит умиротворение и свекровь поможет еще воспитывать внуков. Однако лучше всего молодым жить отдельно от своих родителей.
12.5. Вдовство и отношения в семье

Общеизвестно, что вдов много, а вдовцов мало (к 65 годам и старше на 8,5 млн вдов приходится только 1,9 млн вдовцов). Поэтому после смерти мужа у вдовы, даже не имеющей ребенка, мало шансов выйти замуж вторично. Оставшись в преклонном возрасте вдовой, женщины в 8 раз реже снова выходят замуж, чем женятся мужчины‑вдовцы. В возрасте около 70 лет в браке состоит 75 % мужчин и только 35 % женщин. Одинокий образ жизни в этом возрасте ведут около 30 % женщин и 17 % мужчин. Очевидно, этим в какой‑то степени можно объяснить тот факт, что в этом возрасте, по данным Ю. А. Потаниной (1999), не чувствуют себя в безопасности чаще женщины, чем мужчины (соответственно 39 и 22 %). В то же время женщины легче переносят одиночество, легче мирятся с проживанием взрослых детей отдельно (Н. Ф. Шахматов, 1996). Овдовевшие мужчины гораздо сильнее переживают свое состояние, чем женщины. И дело не в том, что мужчине легче избавиться от одиночества, вступив в новый союз, а в том, что мы привыкли считать мужчин менее эмоциональными, более сдержанными в своих чувствах и т. д.

Разгадка, видимо, даже не в эмоциональной настроенности, а в способности к адаптации. Мужчины труднее приспосабливаются к новому состоянию. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин подспудно готовит женщину к вдовьей доле, к вступлению в сообщество вдов. Мужчина‑вдовец – редкое явление. Он не приспособлен к жизни. Единственный выход из положения (не считая возможности вступить в новый брак) – принять женские правила поведения, отказавшись от собственного статуса. Женщины обычно возмещают утрату, обратив все свое внимание, всю чувственность к детям. Среди мужчин‑вдовцов легче адаптируются те, у кого есть дочь и возможность влиться в ее семью. Дед, который прежде с трудом отличал назначение пеленки от клеенки, может стать отличной нянькой для любимых внуков. Пожилые женщины чаще, чем мужчины, посещают церковь, активно ищут поддержку в религии, поэтому, вероятно, депрессивных состояний у них меньше, чем у мужчин. Церковь как основную опору в жизни рассматривают в нашей стране, по данным Н. Ф. Шахматова, 6,7 % мужчин и 14, 6 % женщин.


Выявлено, что смерть одного из супругов отрицательно влияет на продолжительность жизни овдовевшего человека. Ученые из Бостонского университета, изучив истории болезни 1774 пациентов, перенесших инфаркт, пришли к выводу, что смерть любимого человека в 14 раз повышает опасность возникновения данного недуга. В другом исследовании, выполненном в Уэльсе, было установлено, что смертность среди овдовевших на первом году после утраты супруга в 10 раз выше, чем в среднем по региону в той же возрастной группе населения.

Смерть одного из пожилых родителей на время усиливает контакты овдовевшего родителя с детьми. О нем больше заботятся (чаще это делает дочь), однако затем все возвращается в прежнее состояние. Отношения отца с детьми менее предсказуемы и даже могут измениться в худшую сторону. Поэтому вдовцы чаще оказываются в социальной изоляции, чем вдовы.

В пожилом возрасте многие люди чаще встречаются со своими братьями и сестрами, больше интересуются их делами. Отношения, бывшие прохладными в период зрелости, часто обновляются. Сестры, оставшись вдовами, нередко объединяются для совместного проживания, чтобы поддерживать друг друга в кризисные периоды жизни или во время болезни. Они совместно предаются воспоминаниям, помогающим сохранить целостность Эго и душевное равновесие после смерти супруга.

Статистика показывает, что мужья ненадолго переживают умерших жен. Смертность пожилых мужчин после потери жены возрастает на 48 %, что гораздо больше числа смертных случаев среди женатых мужчин того же возраста и выше, чем среди женщин, похоронивших своих мужей (Дж. Виткин, 1996). Причем смерть у вдовцов наступает по самым различным причинам. На длительности же жизни женщин смерть мужей практически не сказывается. Высокая смертность овдовевших мужчин объясняют отсутствием навыков самообслуживания и разрушением стереотипов организации быта. Но если вдовец женился повторно, то его шансы долго прожить возрастают. Выдвигается и такая причина: несмотря на то что у мужчин может быть более широкий круг общения, чем у женщин, оно носит более поверхностный характер; действительно сильная эмоциональная связь у них одна (со своей женой), в то время как женщины имеют более широкий круг людей, которые служат им опорой в трудную минуту.

12.6. Бабушки и дедушки в семье

Прежде чем начать рассмотрение этого вопроса, нужно отметить, что в отечественной психологии рассматривается почему‑то только роль бабушек, хотя мужчины тоже доживают до пенсионного возраста. Да и для того, чтобы стать дедушкой, вовсе не обязательно дожидаться пенсионного возраста, дети могут подарить внука гораздо раньше. Конечно, следует признать, что в основном женщины (бабушки), выйдя на пенсию, главную цель теперешней своей жизни видят в помощи своим детям (это связано, в частности, с тем, что бабушки живут дольше, чем дедушки, оставаясь одинокими).


Американскими учеными (Aisenberg, Treas, 1985) в 1960‑х гг. были выделены следующие типы семейных ролей бабушек и дедушек:

формальный тип: бабушки и дедушки имеют жестко зафиксированные представления о ролях, которые они должны исполнять в семье, а также представление о социальных ролях внуков; чтение, прогулки и просмотр телепередач не требуют больших усилий от бабушек и дедушек, но скорее требуют времени; это приятные дела, которые полезны и им самим;

суррогатные родители : это тип бабушек и дедушек, принявших на себя ответственность за внуков и заботу о них;

источник семейной мудрости : это тип пожилых, которые обеспечивают потомков информацией о своем культурном наследстве и семейных корнях;

заряд шуток : пожилые люди этого типа активно вовлекают внуков в проведение веселого досуга;

далекий : это бабушки и дедушки, редко взаимодействующие с внуками; возможно совместное проведение лета, при этом предполагается, что первые в значительной степени занимаются не только хозяйственно‑бытовым обслуживанием внуков, например приготовлением обедов, стиркой и пр., но и дачно‑огородными делами, к которым иногда привлекают внуков; однако в этом случае отсутствуют совместные игры, чтение и др. Разговоры и воспоминания остаются единственным видом совместных занятий в редкие встречи бабушек и дедушек с внуками.

О. В. Краснова выделяет активный тип , когда бабушки не только гуляют с внуками и читают им, но помогают делать уроки и занимаются культурным просвещением своих внуков, посещая вместе с ними театры, выставки и обсуждая телепередачи; это требует кроме времени некоторого напряжения и усилий бабушек.


...

А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт‑Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” – собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?»

Н. Анисимова

Феномен «рашен бабушка» // Санкт‑Петербургские ведомости. 2003. № 129 (11 июля)

А. С. Спиваковская и Н. Я. Варга выделили две роли бабушек в семье: бабушка‑жертва и бабушка‑соперница (А. С. Спиваковская, 1999). Однако эти характеристики присущи только тем женщинам, которые включаются в заботу о внуках сразу после их рождения, но сохраняется ли такая активность по мере взросления внуков, остается неясным.


О. В. Красновой (2000) было установлено, что стадии «прародительства» женщин, живущих в большом городе, зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Автор отмечает «бедный» репертуар их совместных занятий: только прогулки, чтение и просмотр телевизионных передач; отсутствуют игровые, спортивные и обучающие занятия (например, обучение рукоделию – вышивке или шитью, активное проведение времени с внуками по типу здорового образа жизни).

До 55 лет, т. е. до выхода на пенсию, большая часть бабушек в основном занимаются с внуками «формально». Преобладающим видом совместного времяпрепровождения являются прогулки и просмотр телевизионных передач. Однако начиная с 55 лет, т. е. с момента выхода на пенсию, их поведение изменяется и включает активный и далекий типы поведения. В дальнейшем (после 65 лет) преобладают все типы поведения.

В период, когда младшему члену семьи требуются внимание, а также уход и помощь со стороны старшего поколения, бабушки формально выполняют свои обязанности: гуляют с ними, читают им и т. п. Большая вероятность выполнения бабушками своих обязанностей обеспечена в случае, если их возраст до 65 лет, а возраст внуков – до 11 лет. По мере того как дети подрастают, становятся подростками и все меньше начинают нуждаться в помощи со стороны старшего поколения, объем обязанностей бабушек по отношению к ним уменьшается и увеличивается количество разнообразных видов совместной деятельности, т. е. бабушки включаются в обучающие или воспитательные виды деятельности (помогают делать уроки, водят внуков в театры, на выставки и т. д.).

Когда внуки вырастают, достигают 18 лет, бабушки, становясь также старше (после 65 лет), «отходят» от внуков и ограничиваются совместным проведением лета или просмотром с ними телепередач.


...

Участие в воспитании

Респондентов спросили, что, на их взгляд, лучше: когда бабушки и дедушки как можно больше участвуют в воспитании внуков, когда они принимают ограниченное участие в воспитании или когда не участвуют в нем вообще? В большинстве своем опрошенные склонны считать, что воспитание подрастающего поколения – не стариковское дело и не стариковская забота. Треть из них (33 %) согласились с мнением, что участие бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения должно быть максимально возможным. Но только половина из них подразумевали собственно воспитание и ссылались на ценность опыта, который старики могут передать внукам (15 % от всех опрошенных). Остальные же, как правило, говорили не столько об участии в воспитании, сколько о выполнении бабушками и дедушками роли нянек и сиделок (9 %), чтобы помочь родителям, развязать им руки, дать возможность куда‑нибудь сходить. Некоторые, заметим, исходят из того, что связь между внуками и бабушками/дедушками гораздо теснее и нежнее, чем между родителями и детьми (4 %): «Бабушки и дедушки больше любят внуков»; «Бабушка больше присмотрит»; «Больше внимания»; «Больше ласки»; «Внуки есть внуки, они ближе».


Вместе с тем большинство опрошенных (51 %) высказываются за ограниченное участие прародителей в воспитании внуков. И отнюдь не только потому, что пожилые люди, по их мнению, будут давать «неправильное», устаревшее воспитание (об этом говорят только 11 % опрошенных) или избалуют внуков, помешают их взрослению (8 %). Участники опроса указывали и на то, что воспитание детей – это в первую очередь родительская забота (и, дескать, не следует переваливать ее на чужие плечи: «А родители на что? Это их обязанность»; «Пусть родители сами поднимают детей» – 16 %), что у стариков должна быть собственная жизнь («Надо еще и для себя найти свободное время, не только для внуков» – 1 %).

Важно, что по поводу участия стариков в воспитании внуков мнения разных поколений сходятся – и в ответах на закрытые, и в ответах на открытые вопросы молодые и пожилые респонденты отвечали сходным образом: молодые ограничивают участие бабушек и дедушек в воспитании, а те и не стремятся на таковое участие претендовать. Но при этом только 5 % респондентов готовы полностью отстраниться от воспитания внуков.

Подчеркнем еще раз, что старики, судя по данным, отнюдь не претендуют на роль воспитателей и наставников. Не хотели бы они становиться и сиделками или домработницами в семьях своих детей. Им хотелось бы в старости иметь возможность заниматься внуками и уделять время детям, но не хотелось делать это на постоянной основе.

Стариков скорее устраивает роль любящих и балующих бабушек и дедушек, восполняющих внукам тот недостаток ласки, который не успевают (или не могут – из‑за своей роли «воспитателей») дать родители. Кстати, ситуация, в которой бабушки и дедушки берут на себя исключительно задачу эмоциональной компенсации, по идее, выгоднее старикам, чем их детям: она не предполагает никакой ответственности, никаких обязанностей, но дает массу возможностей участвовать в воспитании настолько и так, как хочется.

Впрочем, дети и внуки склонны поддержать стремление стариков принять на себя эмоциональную роль и сложить с себя функциональные обязанности. В целом большинство опрошенных идеальной сочли бы ситуацию, когда бабушки/дедушки и их дети и внуки живут поблизости, но не под одной крышей; помогают друг другу, но не связаны жесткими обязательствами. Во всех рассуждениях респондентов о взаимодействии поколений в семье прослеживается установка: общение должно быть достаточно интенсивным, чтобы не прерывались внутрисемейные узы, но вместе с тем и в достаточной степени разреженным, чтобы старики и молодые не становились одной семьей. Кроме того, оно должно строиться так и поддерживаться только в той мере, в какой доставляет сторонам исключительно положительные эмоции.