Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Е. Вовк

, 2005.

Формальный переход в группу пенсионеров играет определенную роль при выборе типа поведения пожилых женщин, живущих в условиях большого города.

Они, выйдя на пенсию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с внуками, или начинают общаться с ними уже на другом, более высоком уровне.

Чем ниже уровень образования, тем больше бабушка «вовлечена» в совместную деятельность с внуком. Высокий уровень образования бабушек не способствует их большей вовлеченности в совместную деятельность с внуками.


...

Стадии « прародительства »

Первая стадия : группа молодых бабушек, с 47 лет по 51 год. Этот возраст молодой бабушки совпадает с ее активной трудовой деятельностью, так как на предпенсионный период приходится пик активности зрелого человека. Однако они берут на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей. В основном занимаются обслуживанием семьи и внуков, т. е. кормлением, прогулками и делами, которые имеют хозяйственно‑бытовую направленность. Эти домашние обязанности молодой бабушки по отношению к семье взрослых детей носят долгосрочный характер. В большинстве случаев молодая бабушка работает, редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Внутри группы молодых бабушек существуют различия, которые зависят от того, имеют они внука от сына или от дочери. Во‑первых, бабушки, имеющие внуков от сыновей, в 2 раза реже проживают с детьми и внуками и соответственно в 2 раза реже видятся с ними. Во‑вторых, они предпочитают не вмешиваться в процесс воспитания. Их попытки повлиять на него часто ведут к конфликтам с невесткой. Однако в совместной деятельности, т. е. в том, как они проводят досуг с внуками, значимых различий между этими группами нет.

Если судить по частоте контактов и условиям проживания, то внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь. Они более активны, считают, что их главная роль – воспитывать внуков, помогать по хозяйству. Те же, кто имеет внуков от сыновей, чаще стремятся продолжать свою профессиональную деятельность.

Молодые бабушки, оказав помощь детям в первые годы жизни внука в уходе за ним, в дальнейшем не перестают помогать в хозяйственно‑бытовых делах, в уходе за ребенком, хотя объем выполняемых обязанностей уменьшается.

Вторая стадия начинается после того, как внук достигает 10–11 лет, а бабушка в возрасте 58–62 лет переходит в группу старых бабушек. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе молодых до тех пор, пока младшему не исполнится 10–11 лет.


Старая бабушка уже в меньшей степени помогает семье взрослых детей, количество ее обязанностей по отношению к внукам сокращается. Она уже заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит одну из основных ролей в семье. На этой стадии перестает играть большую роль факт, от кого внуки – от дочери или сына. Появляется новый вид общения с внуками, которое происходит уже на другом уровне в связи с тем, что отпадает роль ухаживающего за ребенком, хотя роли воспитателя, учителя сохраняются. В отношениях между бабушкой и подросшим внуком появляется больше паритетности.

Третья стадия «прародительства» начинается тогда, когда вырастают внуки и, вероятно, у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами начинают нуждаться в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит перемена ролей: меняется баланс независимости и автономии членов семьи. Однако большинство пожилых женщин не согласны с таким поворотом событий и поэтому сами «отходят» от семьи, предпочитая раздельное от детей и внуков проживание, мотивируя это тем, что их «пока еще ноги носят».

О. В. Краснова,

2000. С. 12–13.

12.7. Одиночество пожилых людей

Приметой старости является одиночество многих пожилых людей как в физическом смысле (старики остаются одни, без семьи), так и в психологическом (переживание своей ненужности семье, обществу). Данные В. Н. Скрыль (2002) показывают, что у лиц пожилого возраста одиночество наблюдается довольно часто. Так, сильное переживание одиночества имело место у 30 % женщин и у 28,5 % мужчин. Автором выявлено, что предпосылками возникновения одиночества у пожилых женщин являются высокая тревожность и потеря контроля в сфере производственных отношений, а у пожилых мужчин – высокая тревожность и потеря контроля в сфере достижений.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.


...

По данным социологических исследований, проведенных в различных странах, получены следующие результаты относительно переживания чувства одиночества пожилыми и старыми людьми (Яцемирская, Беленькая, 2003). К. Виктор показала, что среди обследованных ею старых англичан 85 % мужчин и 75 % женщин ответили, что никогда не чувствуют себя одинокими, и лишь 5 % ощущали свое одиночество всегда или большую часть времени. По данным Л. Торнстон, руководителя академической программы по социальной геронтологии в Швеции, подавляющее большинство старых шведов утверждали, что в достаточной степени интегрированы в общество и сохраняют хорошие отношения со своими детьми, внуками, хотя и живут отдельно от них. Исследования показали, что никогда не испытывают чувства одиночества 70–80 % старых датчан, американцев, 50 % старых поляков и всего 30 % сербов, хотя поляки и сербы часто проживают совместно с детьми, что не избавляет их от чувства одиночества.


Не столь оптимистичны результаты социологических исследований, проведенных в последние годы в России. Так, жалобы на одиночество занимают первое место у старых людей, улиц старше 70 лет этот показатель достигает 99‑100 %…

Психогеронтология. 2007. С. 216–217.

Пожилые мужчины становятся жертвой одиночества чаще, чем пожилые женщины. Одиночество наступает у мужчин в результате спада их интеллектуальной активности.

Как показано E. Н. Мухияровой (2006), мужчины и женщины испытывают различную палитру переживаний одиночества. Мужчины переживают скуку, острее переживают сочувствие к себе, более нетерпимы к себе. Женщинам свойственны меланхолия, депрессия, ощущение своей непривлекательности, незащищенности.


...

Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

По проведенным исследованиям, овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в браке, относились к наименее подверженным чувству одиночества людям; женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две трети одиноких мужчин занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше двух третей одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности (Биксон с соавторами, 2003).

В. Д. Альперович,

1999.

Е. А. Силина и Т. В. Попова (2010) изучили особенности феномена одиночества у одиноких и семейных пожилых мужчин и женщин 60–70 лет и 71–80 лет. Было выявлено, что мужчины и женщины 71–80 лет в большей степени переживают одиночество, чем мужчины и женщины 60–70 лет. Также выявлено, что одинокие мужчины и женщины сильнее переживают одиночество, чем мужчины и женщины, имеющие супруга. В обеих выборках независимо от того, семейные мужчины и женщины или одинокие, женщины менее ощущают свое одиночество и тревогу, чем мужчины.

Выявлено, что одиночество больше переживается стариками, которые проживают с родственниками, чем стариками, которые живут одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие, чем контакты с родственниками (H. Е. Покровский, 1999). Контакты с друзьями и соседями снижают чувство одиночества и повышают осознание собственной пригодности, показывают, что тебя уважают и другие.


А. Шопенгауэр, состарившись, говорил о том, что с годами люди привыкают и легче переносят одиночество, а в старости впервые начинают осознавать его преимущества. Н. Ф. Шахматов тоже отмечает положительную сторону одиночества как стремление пожилого человека отгородиться и защитить свой мир и стабильность от вторжения посторонних как единственный способ обеспечить себе независимость и комфортные условия.


Приложение



Методики определения психологического и социального возраста



Ваш психологический возраст: методика 1

(Методика взята из книги: Степанов С. С. Законы психологии. СПб.: Питер, 2000)

Прочитайте каждое утверждение и выразите свое согласие или несогласие с ним.



Каждый ответ оценивается исходя из следующего: «согласен» – 5 баллов; «не совсем» – 3 балла; «не уверен» – 2 балла; «не согласен» – 0 баллов. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше независимо от года рождения человек исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен. Следовательно, тем меньше его психологический возраст и тем меньше он чувствует себя стариком. Ваш психологический возраст: методика 2 С помощью предлагаемого теста можно самостоятельно оценить различные периоды своей жизни, включая прошлое и перспективы, и определить собственный психологический возраст. Для этого надо внимательно прочитать наши рекомендации, выполнить задание, получить результат и ознакомиться с его интерпретацией.

Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как вы думаете, до какого возраста вы доживете (дайте более или менее реальную оценку, постарайтесь правильно оценить все обстоятельства)?

В таблице обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту (с точностью до 5 лет). А теперь попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями: какими‑либо изменениями в природе и обществе, вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), состоянии вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями и т. п. Сначала оцените насыщенность первого пятилетия (до 5 лет), поставив знак плюс (+) в соответствующей клетке таблицы (10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл – минимальная).

Аналогичным образом оцените насыщенность остальных пятилетий, как прошлых, так и будущих, вплоть до отмеченного возраста.