Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сотрудник подразделения органа внутренних дел при получении информации или обнаружении безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении: - незамедлительно оповещает об этом оперативного дежурного органа внутренних дел или сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних; - оказывает несовершеннолетнему первую доврачебную помощь, при необходимости доставляет несовершеннолетнего в лечебно профилактическое учреждение либо вызывает на место обнаружения несовершеннолетнего наряд скорой медицинской помощи.

При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, или получении такой информации оперативный дежурный органа внутренних дел высылает наряд патрульно-постовой службы полиции для доставления несовершеннолетнего в дежурную часть органа внутренних дел, затем сообщает об обнаружении несовершеннолетнего его родителям либо законным представителям, при необходимости вызывает скорую медицинскую помощь для освидетельствования или решения вопроса о госпитализации несовершеннолетнего Сотрудники подразделений полиции информируют сотрудников ОПДН о выявленных ими37:

- несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

- группах несовершеннолетних и местах их концентрации;

- лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, или способствующих совершению несовершеннолетними таких правонарушений;

- родителях, либо законных представителях, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений;

- наиболее характерных способах и методах совершения преступлений несовершеннолетними;

- других фактах и обстоятельствах, представляющих взаимный интерес.

Указанные сведения оформляются рапортом, в котором отражаются выявленные факты и принятые меры для использования их в профилактической работе. Рапорт докладывается начальнику органа внутренних дел для получения соответствующих указаний и регистрируется в установленном порядке. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции принимают участие в проведении оперативно – профилактических мероприятий, направленных на выявление несовершеннолетних правонарушителей, мест концентрации групп несовершеннолетних, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность. При получении сведений о замедляющемся или подготавливаемом преступлении сотрудники полиции обязаны проверить их достоверность, одновременно принимая необходимые меры, исключающие возможность его совершения. В целях предотвращения замышляемого или подготавливаемого преступления организуется воздействие на несовершеннолетнего с помощью родственников, друзей, представителей образовательных учреждений, других лиц, способных оказать положительное влияние и убедить отказаться от преступных намерений
38.

В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России. Тесное взаимодействие прослеживается между службой ГИБДД и ППСП. Так сотрудники ГИБДД проводят совместные операции («перехват») по установлению похищенных, угнанных транспортных средств.

Сотрудники ППСП и другие службы согласно плану «перехват» занимают свои посты и маршруты и осуществляют выявление угнанных или похищенных транспортных средств. Важным элементом в охране общественного порядка является взаимодействие нарядов из разных служб органов внутренних дел.

Например, наряды ППСП также как наряды ГИБДД обязаны знать основные положения ПДД, предупреждать и пресекать нарушения ПДД пешеходами, в местах интенсивного движения транспорта и пешеходов обеспечивать порядок на остановках, следить за соблюдением правил перехода дорог, перевозки людей, посадки и высадки пассажиров. При ДТП, немедленно докладывать дежурному или ближайшему наряду ГИБДД. До прибытия СОГ или сотрудника ГИБДД принять меры к выявлению участников ДТП, задержанию водительских документов, сохранению обстановки места происшествия и следов транспортных средств, оказанию медицинской помощи, выявить очевидцев, записать их фамилии и адреса39.

В тоже время и наряды ГИБДД также, как и ППСП обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия. При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия СОГ обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств.


Оказывать в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. Все перечисленные обязанности двух служб (ГИБДД и ППСП) являются правовым полем для их взаимодействия. На практике наиболее часто наряду ППСП приходится взаимодействовать с подразделениями вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Для чёткой и слаженной работы необходимо знать позывные и каналы связи подразделений ОВО, их дислокацию, права и задачи.

Нарядам вневедомственной охраны, с одной стороны ближайшие наряды ППСП могут оказывать содействие в задержании лиц, проникших на охраняемые объекты, с другой - наряды вневедомственной охраны могут оказывать содействие нарядам ППСП в их деятельности по недопущению правонарушений в области паспортных правил, в раскрытии уличных правонарушении по, «горячим следам» и задержанию правонарушителей, их совершивших.

Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества – это своего рода разновидность модели социального партнерства, в которой, с одной стороны, полиция, а с другой - граждане. В такой модели сферы ответственности перераспределяются и именно на гражданское общество возлагаются некоторые функциональные обязанности, которые реализовываются при помощи полиции. Модель такого партнерского взаимодействия предполагает введение в реальную жизнь диалога государства в лице органов полиции с институтами гражданского общества40.

В реалиях современности полиция для того, чтобы решать разные социально значимые проблемы, с институтами гражданского общества взаимодействует в разных формах. Иными словами, создавая единую партнерскую модель, полиция с институтами гражданского общества реализует разную совместную деятельность.

Институты гражданского общества являются важнейшим ресурсом, позволяющим обеспечить последовательное и заинтересованное противодействие организованной преступности и коррупции, терроризму и экстремизму, наркоторговле, незаконной миграции, а также другим противоправным действиям.

Учитывая это, активная работа по выстраиванию конструктивных взаимоотношений в отчетном периоде велась по нескольким основным направлениям: профилактика правонарушений, обеспечение законности и правопорядка при проведении общественных мероприятий, безопасность дорожного движения, соблюдение законности и безопасности на выборах, правовое воспитание населения, разъяснительная работа, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи и сотрудников органов внутренних дел, а также формирование положительного образа сотрудников полиции.


Приоритетными формами взаимодействия в 2021 году были: взаимодействие с общественностью в рамках работы общественных советов при МВД России и его территориальных органах, регулярные рабочие встречи руководителей и сотрудников полиции с представителями институтов гражданского общества, проведение тематических «круглых столов», семинаров, конференций, совещаний и иных мероприятий, посвященных вопросам взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, проведение информационно-пропагандистских акций, взаимодействие и сотрудничество со СМИ, встречи с личным составом органов внутренних дел, проведение занятий в рамках общественно-государственной и профессиональной подготовки, встречи с учащейся молодежью и другие формы, соответствующие основным направлениям развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.

Иллюстрацией сказанного является активное участие институтов гражданского общества, наравне с полицией, в профилактике экстремизма и терроризма. Совместно с органами внутренних дел организуются межведомственные семинары, в которых могут принимать участие не только представители Центра противодействия экстремизму МВД разных регионов, но и научно-исследовательские центры, межмуниципальные отделы МВД России на районном уровне, разные совещательные органы. Совместно с полицией институты гражданского общества принимают активное участие в поиске пропавших людей. Результаты такого взаимодействия способствуют закреплению позитивной динамики в поиске пропавших лиц. Вследствие принимаемых мер ежегодно наблюдается снижение общего количества неразысканных без вести пропавших лиц, а также фиксируется рост разыскиваемых при активном участии волонтерских организаций несовершеннолетних лиц.

Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества осуществляется и по многим другим вопросам, в частности по вопросам безопасности дорожного движения. Работа Госавтоинспекции с общественностью охватывает широкий спектр методов: от участия разных институтов гражданского общества в профилактических и социальных мероприятиях до законодательных инициатив. В числе основных направлений такого взаимодействия можно выделить:

- оперативное информирование гражданами и общественными формированиями подразделений Госавтоинспекции о фактах управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения;

- пропаганду безопасности дорожного движения с
волонтерами общественных организаций и объединений, членами общественно-политических движений, участниками клубов и сообществ, представителями духовенства;

- освещение совместных профилактических мероприятий в средствах массовой информации и социальных сетях.

Итак, в условиях сложной социально-экономической и криминальной ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех властных структур. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. В теории социального управления под взаимодействием понимается совместной участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

В ст. 10 ФЗ «О полиции» закреплен один из основополагающих принципов деятельности полиции взаимодействие и сотрудничество, определяющий, что полиция при осуществлении возложенных на нее полномочий взаимодействует с другими правоохранительными органами государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. Без эффективного взаимодействия полиции, в том числе сотрудниками ППСП с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач.