Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



В ходе осуществления возложенных на органы внутренних дел обязанностей и функций, нередко возникает ряд проблем в деятельности патрульно-постовой службы полиции связанных с вопросами правового обеспечения. Сложности, связанные с правовым регулированием гарантии общественного порядка и безопасности в РФ получили масштабное распространение и в законодательных актах, и в научной литературе.

Правовое обеспечение деятельности ППСП постоянно обновляется, причем новые принимаемые приказы МВД РФ отменяют действие предыдущего приказа, внося все новые изменения и дополнения.

Например, приказ МВД России от 5 октября 2013 г. № 825 ДСП «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» был заменен на приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». В данном случае, когда реализуется замена одного приказа на другой, нередко происходит упущение части правовых норм в новом нормативно-правовом акте отличие от предшествующего41. Так, например, в новом приказе МВД России №879 от 25 ноября 2019 г. норма, устанавливающая протяженность маршрута патрулирования носит отсылочный характер и должна определяться нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений. Ни приказ МВД России №879 от 25 ноября 2019 г., ни приказ МВД России №495 от 28.06.2019 г. указанную информацию не содержат, что вызывает трудности в реализации правовых норм.
Кроме того, Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции)», утративший более конкретизированную информацию относительно организации деятельности ПППС. Например: требование о проведении ежедневного инструктажа, включая полные обязанности инструктирующего, а также порядок обращения к нему, что позволяло сотрудникам ППСП не только понимать, что именно проводится на этом этапе, но самое главное четко осознавать необходимость его проведения.

Некоторые из утраченных силу положений, не получили своего нормативного закрепления в приказе МВД России от 28.06.2021 №495 «Об утверждении наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России», что вызывает определенные сложности при реализации административной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы.

Чтобы предотвратить такие упущения в области правового обеспечения деятельности подразделений ППСП, необходимо провести работу по комплексному формированию нового вида НПА, опираясь на успешную практику приказа МВД России от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции)».

Перейдем непосредственно к самим факто­рам, влияющим на эффективность деятельности подразделений ППСП:

- затруднения при оформлении правонаруши­телей. Зачастую сотрудник ППСП, приводя пра­вонарушителя в отдел полиции, получает отказ в его приемке, т.к. в специально отведенных для задержанных помещениях отсутствуют места. Иногда из-за пассивных действий сотрудников дежурной части сотрудникам ППСП приходится долгое время находиться в отделе полиции, вме­сто того чтобы осуществлять патрулирование по заданному маршруту;

- отсутствие необходимого количества квали­фицированных кадров, иными словами, недобор.

Недобор кадров в подразделениях ППСП имел место с момента создания службы. Во-первых, в основном сотрудники ППСП – это рядовой и сер­жантский состав МВД, что означает сравнитель­но небольшой уровень дохода. Во-вторых, работа очень сложная и напряженная, требующая как умственных способностей (знание закона), так и физической силы.

- финансирование и распределение экипажей по районам городов. В настоящее время на район любого среднестатистического города приходит­ся не более 2-3 экипажей на автомобилях. Если сравнить это с количеством правонарушений, то можно сделать вывод, что каждый экипаж на дежурстве не может эффективно реагировать на все правонарушения. Это серьезно сказывается на качестве выпол­няемой ими работы;

- бездействие населения или боязнь граждан сотрудничать с сотрудниками полиции. Приезжая на место совершения административного право­нарушения или преступления, наряд ППСП за­частую не
может обнаружить заявителя, не гово­ря уже об очевидцах и понятых. И дело тут не в отсутствии компетенции сотрудников полиции, а в людях, которые не желают проявлять граж­данскую позицию и сотрудничать в выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений. В связи с этим и возникают проблемы со своевременным реагированием на незаконные действия нарушителей;

- влияние средств массовой информации. В со­временной России граждане активно пользуются принципом публичности и открытости полиции и всевозможными средствами фото-, видеофикса­ции, что производит ошеломляющий эффект на сотрудников ППСП, которые зачастую не знают, каким образом действовать в сложившейся ситу­ации. Кром того, многие видеоролики монтиру­ются и выкладываются в сеть Интернет и другие средства массовой информации, что влечет за со­бой большой общественный резонанс (несмотря на то, что сотрудник полиции действовал в рам­ках закона). Данный фактор сильно влияет на эф­фективность деятельности сотрудников ППСП, так как многие из них, обнаружив, что за ними осуществляется фото-, видеосъемка, прекращают свои законные действия по предотвращению пра­вонарушений, боясь попасть в средства массовой информации с компрометирующим материалом, который в дальнейшем почти невозможно опро­вергнуть.

Основная масса факторов, влияющих на эффективность деятельности подразделений ППСП, является человеческими факторами (не­добор, сложности в оформлении). Указанные факторы решают­ся путем замены сотрудников (ротации, уволь­нения и т.д.), разработки более совершенного плана комплектования и предоставления более благоприятных условий труда. Финансирование и распределение экипажей по районам также частично зависит от человеческого фактора, и решить данную проблему можно пересмотром маршрутов патрулирования и, конечно же, повы­шением финансирования.

Одним из вариантов решения проблемы влияния средств массовой информации является выдача на дежурство каж­дому сотруднику носимого видеорегистратора со звукозаписью. В таком случае полицейские не бу­дут бояться пресекать правонарушения, т.к. у них всегда будут доказательства законных действий с их стороны в виде видеозаписи. Проблему фактора бездействия населения решить намно­го сложнее. Для решения данной проблемы не­обходима работа не только структуры МВД, но и всех государственных органов власти. Данная работа должна быть направлена на повышение у граждан чувства справедливости и законности.


Таким образом, изучив проблемы, возникающие в правовом обеспечении сферы управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции можно рекомендовать следующие пути их решения:

1. Провести работу по согласованию всех приказов МВД России, которые регламентируют деятельность ППСП, создать единый НПА на основе уже действующих, по части работы органов правопорядка в сфере обеспечения общественной безопасности;

2. Провести работу по конкретизации данных норм в соответствии с индивидуальными особенностями определенных регионов и областей, путем принятия нормативно-правового акта на уровне субъекта РФ.

3. Усиление работы в области кадрового обеспечения патрульно-постовой службы полиции с точки зрения качественных и количественных показателей.

Воплощение в реальность предложенных преобразований определенно поможет повысить уровень организации использования средств и методов с целью охраны правопорядка и приведет к достижению цели правового регулирования, и, несомненно, повысит эффективность деятельности подразделений ППСП.

Итак, при практическом применении нововведений ожидается улучшение оперативной обстановки на территории обслуживания, повышение результатов административной практики, пресечение тяжких и особо тяжких преступлений, снижение коррупционной составляющей.

Ведомственный контроль за деятельностью сотрудников ППСП должен включать проверку: соблюдения принципа открытости сотрудников полиции при несении патрульно-постовой службы; недопустимость ведения неслужебных разговоров по телефону; нежелательность курения во время служебного общения с гражданами; ограничение на посещения без надобности магазинов, кафе, ресторанов и других помещений; недопустимость избирательного подхода в принятии мер к нарушителям закона; при патрулировании на автомобиле недопустимость перевоза посторонних лиц и оставления задержанных в автомобиле без присмотра; выявленных правонарушений со стороны сотрудников ППСП (необоснованная проверка документов; вымогательство взятки; курение в местах, где оно запрещено и т. п.); неукоснительных выполнений требований Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 5, 8-10) при общении с гражданами.


Командиры подразделений ППСП также должны содействовать повышению роли общественного контроля за деятельностью ППСП. Участие граждан в данном процессе закреплено непосредственно в законе «О полиции» (п. 1. ст. 50 ФЗ «О полиции»). При этом общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 6 ст. 9 ФЗ «О полиции»).