Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

112
компонент включает в себя комплекс целей и задач воспитания. Содержательный компонент представляет собой комплекс знаний, умений, навыков и привычек деятельности и поведения, опыта отношений, который осваивает воспитанник. Операционно-деятельностный компонент воспитания – это технология организа- ции воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса. Оценочно- результативный компонент содержит критерии и пока- затели результата, позволяющие объективно оценить эффективность воспитания.
Перечисленные компоненты взаимосвязаны и взаи- мозависимы. Для эффективного воспитания необходи- мо, чтобы поставленная цель была конкретизирована в комплексе воспитательных задач, каждая из которых имела соответствующее содержательное наполнение и обеспечивалась оптимальной для неё технологией вос- питательной деятельности, а система критериев была адекватна представлениям о желаемых результатах, ко- торые определены в целевом и содержательном компо- нентах.
В современных педагогических концепциях воспи- тание рассматривается как неотъемлемая часть целост- ного педагогического процесса.
По направленности на различные сферы личности выделяется умственное, физическое, трудовое, нрав- ственное, эстетическое воспитание.
Умственное воспитание направлено на формирова- ние культуры интеллектуальной деятельности, позна- вательных мотивов, умственных сил, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности, способно- сти мыслить, самостоятельно делать умозаключения.
Физическое воспитание способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни,

113
ценностного отношения к своему здоровью, потребно- сти в физических занятиях и умений их организовать с пользой для своего здоровья, работоспособности, внешнего вида.
Трудовое воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как к способу самореа- лизации личности в обществе и добыванию материаль- ных средств, необходимых для жизни, выработку трудо- вых навыков, умения и желания трудиться.
Нравственное воспитание связано с формированием нравственных качеств личности, соответствующих тре- бованиям общественной морали, способности челове- ка следовать социокультурным нормам деятельности, поведения, отношений.
Цель эстетического воспитания состоит в выработке у воспитанников способности воспринимать, правиль- но понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Направления воспитательного процесса разно- образны, они отвечают потребностям общества в под- готовке новых граждан к решению актуальных проблем современного мира.
Так глобальные экологические проблемы, с кото- рыми человечество столкнулось в конце XX–XXI в. обусловило необходимость экологического воспита- ния, целью которого является формирование знаний о природе и ответственного отношения к ней как к наи- высшей национальной и общечеловеческой ценности.
Одним из важных направлений воспитания в совре- менных социально-экономических условиях становится формирование экономической культуры-выработка пред- ставления об экономических закономерностях развития общества и воспитание качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности.


114
В условиях глобализации, международного сотруд- ничества и разнообразия политических партий и дви- жений возрастает актуальность формирования таких качеств, как политического сознания, интернациона- лизма, толерантности, патриотизма.
При сравнении воспитательного процесса с учеб-
ным
выделяются как общие для обоих процессов свой- ства, так и те, в которых проявляется специфика воспи- тательного процесса.
К общим свойствам относятся: целенаправлен- ность, двусторонний характер, управляемость, отраже- ние в процессе и результате общественных ценностей, единство целей, задач, содержания, форм и методов.
Особенности воспитательного процесса наиболее от- чётливо проявляются в следующих свойствах:
• многофакторность (на воспитание влияет гораздо больше факторов, чем на обучение, в том числе таких факторов, влияние которых практически невозможно предусмотреть заранее);
• вариативность результатов (результаты воспита- ния трудней предсказать и воспроизвести, чем резуль- таты обучения);
• длительность (достижение явных положительных результатов воспитания требует больше времени, чем при обучении);
• непрерывность (воспитание человека происходит не только в образовательном процессе, но и в семье, а также во взаимодействии с разными субъектами вне се- мьи и школы; даже свободное общение со сверстниками оказывает воспитывающее влияние на личность);
• комплексность формирования требуемых качеств
(учебный материал можно усваивать блоками, но невоз- можно воспитать, например, сначала дисциплину, по- том патриотизм, потом ценностное отношение к себе, а потом перейти к воспитанию эстетических чувств).

115 0
Движущие силы, противоречия и логика вос-
питательного процесса
Процесс воспитания – процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а также вариативностью и неопределенностью результатов.
Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер. Он идет в двух направле- ниях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанни- ка к воспитателю. Если в учебном процессе двусторон- ность проявляется во взаимосвязи преподавания и уче- ния, то воспитательный процесс представляет собой взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Самовоспитание – это процесс целенаправленного формирования требуемых качеств личности, протекаю- щий под управлением самой личности. Оно сопутствует воспитанию и одновременно является его результатом.
Диалектика воспитательного процесса
выража- ется в его непрерывном развитии, динамичности, под- вижности, изменчивости. Она раскрывается в его про- тиворечиях (рис. 18).
Рис. 18. Противоречия воспитательного процесса


116
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между появляющимися у нее новыми потребностями и возможностями их удовлет- ворения. Возникающее при этом «рассогласование» по- буждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, усваивать нормы, правила и формы поведения.
Внешние противоречия проявляются между тре- бованиями окружающего мира и возможностями лич- ности им соответствовать. Эти противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, на- пример, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требо- ваниям педагогов. Как противоречие между словом и делом, так и преобладание словесных методов воспита- ния и относительной их обособленности от практиче- ского поведения личности нередко становится причи- ной многих затруднений и недостатков в воспитании.
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутрен- ними стремлениями воспитанников.
Любое противоречие может стать движущей силой воспитательного процесса при следующих основных условиях:
• противоречие должно осмысливаться как нечто важное, а его преодоление – как жизненная необходи- мость;
• преодоление противоречия должно быть посиль- ным для тех участников воспитательного процесса, ко- торые с ним столкнулись;
• противоречия должны преодолеваться постепен- но, шаг за шагом, с опорой на предыдущий опыт.

117
Логика воспитательного процесса
подчинена за- кономерностям формирования и развития личности.
Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при соответствующем сочетании способов педагогическо- го воздействия и взаимодействия личности с другими людьми и т.д.
Наличие у воспитательного процесса определён- ной логики позволяет выделить в нём некоторые систе- мы, имеющие такую структуру, которая соответствует данной логике. Иначе говоря, логика воспитательно- го процесса отражается в тех или иных его системах и структурах.
На рисунке 19 приведены такие примеры проявле- ния логики воспитательного процесса в различных его структурах.
Так по целевому критерию структура воспитатель- ного процесса состоит из задач. Эта структура имеет несколько иерархических уровней, поскольку общие и долгосрочные задачи конкретизируются в более част- ных. При этом задачи воспитания ставятся исходя из требований общества, из местных условий, учитыва- ется возраст и уровень личностного развития воспи- танников.
Логика усвоения воспитанником нравственных норм отражается в главных стадиях воспитательно- го процесса, которые образуют следующую структуру:
1) осознание воспитанниками требуемых норм и пра- вил поведения; 2) знания должны перейти в убеждения;
3) воспитание чувств; 4) деятельность и поведение, со- ответствующие требованиям общества и культурным нормам.


118
Рис. 19. Примеры проявления логики
воспитательного процесса в различных
его структурах
Логика связи и зависимости между компонентами определяется структурой, которая включает: 1) про- ектирование; 2) организацию деятельности; 3) регули-

119
рование межличностного общения и его коррекция;
4) контроль и подведение итогов.
Логика деятельности педагога-воспитателя заклю- чена в последовательности педагогических действий:
1) ознакомление с общими нормами и требованиями;
2) формирование отношений; 3) формирование взгля- дов и убеждений; 4) формирование общей направлен- ности личности.
0
Цель и содержание воспитания
Общество предъявляет системе образования опре- делённые требования, связанные с подготовкой ребён- ка к взрослой жизни. Систему этих требований принято называть социальным заказом. В самых общих чертах социальный заказ можно определить как воспитание человека, нужного и полезного обществу. Таким обра- зом, социальный заказ выражает общественный идеал исторической эпохи. Однако в разные эпохи понятие
«человек, нужный и полезный обществу» наполняется конкретно-историческим смыслом (рис. 20).
Рис. 20. Идеал воспитания в разные эпохи

120
В современной педагогике в качестве доминирую- щей цели выступает формирование цивилизованной личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной адаптации. В процессе воспитания развитие индивидуальности воспитанника неразрывно с социализацией личности, а основная, об- щая для всех школ и педагогов цель воспитания, опре- деляемая социальным заказом, – формирование лично- сти, полезной обществу и способной добиться успеха.
Социальная адаптация, сочетающая обществен- ную полезность с личным успехом человека в обще- стве, в наши дни дополняется обязательным требова- нием бережного отношения к природе. Исходя из вы- шесказанного, наиболее общей целью воспитания се- годня является нужный и полезный для окружающих, успешный человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и об- ществом.
Под содержанием воспитания
понимают систему
знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устой-
чивых привычек поведения, которыми должны овладеть уча-
щиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эсте- тическое воспитание обеспечивают комплексность вос- питывающих влияний на ребёнка и позволяют форми- ровать всесторонне развитую личность.
В настоящее время существует несколько подхо- дов к содержанию воспитания. Рассмотрим некоторые из них. Е.В. Бондаревская, рассматривая воспитание школьников как процесс формирования гражданина, человека культуры и нравственности, предлагает сле- дующие компоненты содержания воспитания личности как носителя культур (табл. 3).


121
Таблица 3
Основные компоненты содержания воспитания
по Е.В. Бондаревской
Направления
воспитательного
процесса
Содержание воспитания
Воспитание свободной личности
Высокий уровень самосознания. Граж- данственность. Чувство собственного достоинства, самоуважение. Самодис- циплина. Честность. Ориентирование в духовных ценностях жизни. Свобод- ный выбор содержания жизнедеятель- ности
Воспитание гуманной личности
Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжела- тельность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним.
Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни
Воспитание духовной личности
Потребность в познании и самопозна- нии. Потребность в красоте. Рефлек- сия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия и цельность внутреннего мира
Воспитание творче- ской личности
Развитые природные способности.
Потребность в преобразующей дея- тельности. Знания, умения, навыки.
Развитый интеллект. Интуиция. Жиз- нетворчество
Воспитание практиче- ской личности
Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная гра- мотность. Владение языками. Знание народных и религиозных обычаев.
Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспе- чение благосостояния семьи

122
Н.Е. Щуркова выделяет следующие компоненты со- держания воспитания школьника:
• ценностное отношение к природе как общему дому человечества;
• ценностные отношения к нормам культурной жизни (к культуре физической и гигиенической, эко- логической и духовной, правовой и экономической, а также культуре движений и поведения, умственного и физического труда);
• представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;
• ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
• образ жизни, достойной Человека (отношения к материальным и духовным ценностям на основе пред- ставлений о Добре, Истине и Красоте как главных ха- рактеристиках жизни, достойной Человека);
• жизненная позиция, способность к индивидуаль- ному выбору жизненного пути.
0
закономерности воспитательного процесса
Под закономерностями воспитания обычно пони- маются недостаточно познанные законы, упорядоченность
познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе
связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на вос-
питательный процесс. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффек- тивности воспитательного процесса с теми его компо- нентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффек- тивности воспитания от некоторых факторов, условий.
Так эффективность воспитания зависит от:
• сложившихся воспитательных отношений. Одно и то же воспитательное воздействие может привести