Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132
Рис. 21. Разнообразие форм воспитания

133
• групповые (воспитатель – группа детей, часть кол- лектива класса): инициативная группа, совет дела, орга- ны самоуправления в классе и т. д.,
• коллективные (воспитатель – весь коллектив клас- са): классное собрание, экскурсия, поход с классом и т.д.,
• массовые (воспитатель – несколько групп, клас- сов): линейка, а также любое воспитательное дело, ме- роприятие, система дел, охватывающая несколько клас- сов, будь то одна параллель или вся школа;
2) по количеству организаторов: организуемые од- ним человеком, группой организаторов или всем кол- лективом;
3) по результату: а таковым могут быть: информа- ционный обмен; выработка общего решения, коллек- тивного мнения; общественно значимый продукт (на- пример, стенгазета, поздравление к празднику, помощь престарелым людям, театрализованное представление для зрителей и т. д.);
4) по наличию предварительной подготовки:
• экспромт (отрезок воспитательной работы осу- ществляется без предварительной подготовки, напри- мер, когда классный руководитель вынужден немедлен- но разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися),
• планируемые как отдельный эпизод воспитатель- ной работы (например, воспитательное мероприятие),
• планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (например, сбор, подво- дящий итоги коллективной творческой деятельности, или классное собрание по итогам четверти);
5) по характеру включения воспитанников в дея- тельность:
• предусматривающие обязательное (но не прину- дительное!) участие всех воспитанников,

134
• предусматривающие обязательное участие от- дельных членов ученического коллектива (например, участие в мероприятии может быть обязательным для организующей его инициативной группы, для осталь- ных – добровольным),
• основанные на добровольном участии;
6) по взаимодействию коллектива с другими людь- ми и коллективами:
• открытые (для других, совместно с другими),
• закрытые (только внутри коллектива, для своего коллектива);
7) по характеру доминирующей деятельности вос- питанников: игровые, познавательные, трудовые, спор- тивные, коммуникативные, ценностно-ориентирующие;
8) по способу влияния педагога: непосредственные
(педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: коллектив класса, близких друзей воспитанника, родителей, других пе- дагогов и т. д.);
9) по включению воспитанников в подготовку: под- готовленные с участием или без участия воспитанников;
10) по субъектам организации, каковыми вы- ступают:
• педагоги,
• педагоги и воспитанники,
• воспитанники;
11) по длительности применения:
• эпизод воспитательного дела, мероприятия (на- пример, одним из этапов командного конкурса может проходить в форме эстафеты, другой – в форме состяза- ния знатоков по правилам брэйн-ринга и т. д.),
• мероприятие определённой формы (например , беседа, вечер отдыха, классное собрание, сбор),


135
• система воспитательных дел и мероприятий, рассчитанная на длительный срок реализации (на- пример, система дежурств по школе, осуществляемая в течение всего учебного года, система классных часов объединённых общей темой и т. д.);
12) по частоте использования:
• традиционные: а) широко известные и применяе- мые в массовой практике, давно признанные педагоги- ческой общественностью; б) входящие в систему тради- ций школы, класса;
• эпизодические: а) формы, которые в силу их специфики нельзя применять часто (например, очень сложные в организации или оказывающие на воспи- танников сильное эмоциональное воздействие, рас- считанные на эффект неожиданности); б) являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного педагога;
• нестандартные: а) новые в педагогической практи- ке и науке; б) ранее не применявшиеся в данной школе.
0
Воспитательные дела и мероприятия
Воспитательное мероприятие
является отрезком воспитательной работы, элементом системы воспита- ния. Ю.А. Конаржевский определил воспитательное мероприятие как совокупность воспитательных воздей-
ствий, материальных и духовных условий, подчинённых еди-
ной комплексной воспитательной цели, взаимодействующих
друг с другом и представляющих собой целостное образование.
При планировании, осуществлении и анализе воспита- тельного мероприятия следует помнить, что оно пред- ставляет собой обусловленную целями и задачами вос- питания систему, которая в свою очередь входит в си- стему воспитательной работы с классом и воспитатель-

136
ной системы школы, подобно тому, как урок является отрезком системы обучения.
Однако воспитательное мероприятие, в отличие от урока, не регламентировано во времени (исключе- ние – классный час, который часто включают в распи- сание уроков). В широком смысле воспитательное ме- роприятие – это не только классный час и внеклассное мероприятие, но и короткое собрание – организаци- онная пятиминутка, ежедневно проводимая классным руководителем перед началом занятий. Иначе говоря, воспитательным мероприятием можно назвать любой специально организованный педагогом отрезок воспи- тательного процесса.
Наряду с термином «воспитательное мероприятие» в отечественной педагогике с 1990-х гг. широко исполь- зуется термин «воспитательное дело». Воспитательное дело, как и воспитательное мероприятие, имеет коллек- тивный характер, оно должно быть необходимым для детей (осознаваться ими как нечто важное), полезным для их личностного развития и социализации, выполни- мым (посильным для детей данного уровня развития).
«Воспитательное дело» – это наиболее общее название
специально организованного отрезка совместной деятельно-
сти педагога и воспитанников по решению воспитательных
задач. Его обычно определяют, как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанни- ков. Можно сказать, что воспитательный процесс со- стоит из цепи воспитательных дел. Примером воспита- тельного дела может служить, например, коллективное творческое дело (КТД), включающее шесть стадий – от- резков, на каждом из которых решаются особые, отлич- ные от других задачи.
По целям и назначению выделяется несколько ви- дов воспитательных дел: этические, социально-ориен-


137
тированные, эстетические, познавательные, спор тив- ные, экологические, трудовые и др.
В любом воспитательном деле выделяются следую- щие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формулирова- ние целей);
2) планирование;
3) организация дела;
4) осуществление дела;
5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результа тов).
Особым видом воспитательного дела является кол-
лективное творческое дело (КТД).
Работа может быть коллективной и творческой, если она конструируется, осуществляется и анализи- руется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать:
«Сами планируем! Сами действуем! Сами анализиру- ем!» (И.П. Иванов). Воспитательные дела, включаю- щие формы коллективной творческой деятельности, отличаются, прежде всего, характером постановки вос- питательных задач и освоения опыта детьми. Органи- зуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открыва- ли» их и учились на своём опыте. Если задача поставле- на педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как
«свою», т.е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, отражала их опыт, интересы и стремления.
К формам коллективной творческой деятельности на- ряду с КТД относятся различные формы самоуправле- ния, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирова- ние, коллективный анализ и др.
Методика КТД, разработанная И.П. Ивановым, включает шесть стадий.

138
I. Подготовка педагога к проведению КТД. На этом этапе предстоящая коллективная творческая деятель- ность ещё только моделируется педагогом.
II. Коллективное целеполагание и планирование – этап, с которого начинается собственно коллективное творческое дело.
III. Подготовка дела (организация деятельности воспитанников, связанной с различными аспектами подготовки: сценарий, оформление, приглашения го- стей, подготовка команд и т.д.).
IV. Проведение дела.
V. Коллективное подведение итогов (завершающий этап собственно КТД, на котором происходит коллек- тивный анализ и осмысление проведённой работы, вос- питанники делятся впечатлениями, пожеланиями, вы- сказывают критические замечания).
VI. Последействие, которое заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД коллек- тивный опыт в дальнейшей работе: закреплять положи- тельный опыт и изживать негативный.
0
Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив
– это высокоорганизованная социальная
группа, которая обладает повышенной эффективностью со-
вместной деятельности. В психолого-педагогической ли- тературе выявлены следующие признаки коллектива: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к ней, психологическое единство, психологическая коммуни- кативность.
Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация деятельности, высо- кая личная ответственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический кол- лектив, кроме названных признаков, обладает и други-


139
ми очень важными особенностями, отражающими ат- мосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллек- тивах проявляются взаимопомощь и взаимоответствен- ность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
Интеграция ребёнка в коллективе сверстников является необходимым условием развития социально важных качеств личности. Коллектив как высшая ста- дия развития социальной группы выступает субъектом воспитания, поскольку может оказывать воздействие на любого члена коллектива. Иначе говоря, становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного учени- ка. Поэтому в воспитательном процессе так важно фор- мировать педагогически эффективный коллектив. Пе- дагогическое воздействие на коллектив делает его объ- ектом воспитания: воспитывая ученический коллектив, педагог тем самым усиливает эффективность воспита- ния каждого ребёнка.
Выделяют три педагогических функции ученического
коллектива:
• организационную: коллектив становится субъек- том управления своей общественно полезной деятель- ностью;
• воспитательную: коллектив становится носителем определенных идейно-нравственных убеждений;
• стимулирующую: коллектив способствует фор- мированию нравственно-ценных стимулов всех обще- ственно полезных дел, регулирует поведение своих чле- нов, их взаимоотношения.
Стадии развития коллектива зависят как от внеш- них, так и от внутренних факторов. Для развития коллектива – это преодоление противоречий между:

140
коллективом и отдельными учениками или груп пами
(различный уровень развития); перспективами кол- лектива и перспективами отдельных учащихся и групп, нормами поведения, ценностными ориентациями и т.д.
Основная идея, отражающая современный, лич- ностно ориентированный подход к работе с учениче- ским коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для педагога не самоцелью, а сред- ством воспитания каждого ребёнка, своеобразным ин- струментом создания оптимальных условий для гармо- ничного развития личности. В этом случае ученический коллектив и каждого отдельного ученика можно рассма- тривать как взаимодействующих субъектов воспитания, а взаимодействие «ученический коллектив – ученик» – как сложную систему воспитывающих отношений, скла- дывающихся в атмосфере доброжелательности по отно- шению к каждому члену коллектива, высокого уровня адаптивности педагогического руководства, стимули- рующего положительные стороны личности.
0
Воспитательные системы
Воспитательная система является сложным соци- альным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей.
Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительно- го образования, в процессе организации отдыха и оздо- ровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут вклю- чать не только воспитанников и педагогических ра- ботников, но и родителей, представителей обществен- ности, охватывать взаимодействие школы и социума.


141
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением и обществом в целом, в неё могут входить различные субъекты микро- социума, учреждения культуры, спорта, производства.
Она может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система создаётся на основе неко- торой концепции, включающей цели, задачи, принци- пы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспита- тельной системы, на который ориентируется педагоги- ческий коллектив.
Педагогическая эффективность воспитательной системы обусловлена целостностью реализуемого в ней педагогического процесса, которая проявляется в единстве воспитания и обучения, цели, задач и содер- жания. Так, система способствует реализации целого ряда функций педагогического процесса. Помимо соб- ственно воспитательной, среди её функций выделяют- ся следующие:
• организационная (направлена на упорядочение воспитательного процесса);
• интегрирующая (обеспечивает систематизацию несогласованных воспитательных воздействий; это не- обходимо ввиду множества включённых в систему субъ- ектов воспитания);
• регулирующая (связана с коррекцией неблагопри- ятных факторов развития воспитанника, с преодолени- ем противоречий, которые неизбежно накапливаются в ходе функционирования и развития воспитательной системы);
• развивающая (заключается в обеспечении дина- мики воспитательной системы как условия постоянно- го развития воспитанников);

142
• защитная (состоит в обеспечении социальной за- щиты воспитанников).
В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управ- ление, содержание, организация, общение (рис. 22).
Управление воспитательной системой, по мнению
Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения
(стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». В воспитательной системе оно осуществляется при сочетании педагогического управ- ления с детским самоуправлением. Органы самоуправ- ления формируются на демократической основе и от- вечают реальным потребностям той деятельности, в которую включаются участники воспитательной си- стемы. Используемые формы самоуправления призва- ны обеспечивать участие в управлении всех субъектов деятельности. Примеры таких форм: коммунарский сбор, общее собрание, совет дела.
С.А. Шмаков отмечает, что самоуправление в вос- питательном коллективе подразумевает реализацию на практике следующих прав детей, а именно:
• самостоятельно планировать деятельность;
• реализовывать свои планы;
• регулярно обсуждать и самим оценивать результа- ты деятельности;
• выбирать лидеров и давать поручения друг другу;
• критики в любой адрес.
Самоуправление в воспитательной системе – это свое- образная школа приобретения социального опыта. Уча- стие воспитанников в самоуправлении:
• повышает социальную активность;