Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 404

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

166
Формы организации учебно-познавательной дея-
62. тельности.
Подготовка учителя к уроку. Анализ урока.
63.
Домашняя работа учащихся. Внеурочная работа
64. по предмету.
Модели образования.
65.
Инновационные образовательные процессы.
66.
Авторские школы.
67.
Типология и многообразие образовательных
68. учреждений в РФ.
Сущность процесса воспитания. Воспитание в це-
69. лостной структуре образовательного процесса.
Развитие и социализация личности в процессе вос-
70. питания.
Базовые теории воспитания и развития личности.
71.
Закономерности воспитательного процесса.
72.
Принципы воспитания.
73.
Содержание воспитания.
74.
Понятие о методах, приёмах и средствах воспита-
75. ния. Классификация методов воспитания.
Характеристика методов воспитания. Выбор и
76. практическое применение методов, приёмов и средств воспитания.
Ученический коллектив как объект и субъект вос-
77. питания. Формирование и развитие ученического коллек- тива.
Понятие о воспитательной системе. Этапы станов-
78. ления воспитательной системы.
Общая характеристика воспитательных систем
79.
(2 ВС на выбор студента).
Функции и основные направления деятельности
80. классного руководителя.
Цели и задачи воспитания культуры межнацио-
81. нального общения.
Восп
82. итание патриотизма и интернационализма.

167
Кейсовые задачи
Задача 1. Организация деятельности учащихся на уроке.
Изучение по ботанике темы «Основные группы рас- тений». В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми про- граммными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор — бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т.д. Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они ме- няются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в ка- честве обучающих.
Вопросы и задания
1. Какие задачи решал педагог, организуя процесс обу- чения таким образом?
2. Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?
3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?
Задача 2. Организация групповой деятельности уча- щихся в форме деловой игры (на уроке химии).
Учитель: «Представьте, что вы создаете современ- ный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо ор- ганизовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров». Далее учитель сооб- щает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обя- занностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыра-


168
жения каждого. О результатах работы группы по сути ре- шения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те рас- крывают детали защищаемого проекта. Учитель и учени- ки других групп оценивают работу всей группы и каждого
«специалиста».
Вопросы и задания
1. Дайте оценку применяемым методам обучения.
2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?
3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?
Задача 3. Задачи по изменению отношения к учебе.
«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, от- влекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?»
Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила
Толю в коридоре. — Хочешь, скажу по секрету, о чем зав- тра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя
Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, отве- тив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжеству- юще. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил: — Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
Вопросы и задания
1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства дости- жения подобного успеха.
2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?
3. Можно ли оценить действия учителя как антипеда- гогические?
Задача 4. На выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной го- товности к принятию справедливых и самостоятельных

169
решений. Классу предложили помочь в подготовке перво- го этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол; 2) аккурат- но расставить столы и стулья; 3) стереть пыль с мебели и полить цветы; 4) подготовить и привести в порядок мате- риалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты.
Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Зна чит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непро- должительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотли- вости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по ко- личеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распре- деления участков работы и за делением на бригады.
Вопросы и задания
1. В чем ценность данного приема организации дея- тельности?
2. Какие аспекты воспитания решались в данной си- туации?
3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируй- те его позицию.
4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?


170
Вопросы к зачету
Пед
1. агогика как наука. Предмет и задачи педагоги- ки на современном этапе.
Связь педагогики с другими науками.
2.
Система педагогических наук.
3.
Основные категории педагогики и их характе-
4. ристика.
Методы научно-педагогического исследования.
5.
Педагогический эксперимент как ведущий метод
6. научно-педагогического исследования.
Метод изучения школьной документации как спец-
7. ифический метод научно-педагогического исследования.
Понятие «развитие» в педагогике. Общие законо-
8. мерности развития.
Факторы развития человека.
9.
Человек как индивид и как личность.
10.
Учет биологических и социальных факторов
11. развития личности в педагогическом процессе.
Профессия учителя на современном этапе. Тре-
12. бования к профессии учителя.
Связь теории и практики педагогики.
13.
Понятие процесса обучения, его структура. Кон-
14. цепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина.
Понятие принципов обучения, их характеристи-
15. ка (научности, наглядности, связи теории с практикой).
Понятие принципов обучения (прочности усвое-
16. ния знаний, умений и навыков, доступности и посильно- сти, сознательности и активности в обучении); их харак- теристика.
Принципы дидактической системы Л.В. Зан-
17. кова.
Понятие содержания образования, его компо-
18. ненты. Требования закона РФ «Об образовании» к содер- жанию образования.

171
Учебные программы, их структура. Принципы
19. построения, требования к ним. Современные варианты учебных программ.
Базисный учебный план школы, его инвариант-
20. ный и вариантный компоненты.
Концепция стандартов образования: функции,
21. уровни и проблемы.
Понятия метода и приема обучения. Различные
22. подходы и их классификации. Выбор методов обучения.
Характеристика словесных методов обучения
23.
(объяснение, рассуждение, характеристика, описание, рассказ).
Наглядные методы обучения, их характери-
24. стика.
Характеристика методов проблемного обуче-
25. ния.
Практические и лабораторные работы, их виды
26. в школе. Метод упражнения.
Характеристика беседы как метода обучения.
27.
Виды беседы.
Понятие форм организации обучения; их клас-
28. сификация.
Урок как система. Типология уроков.
29.
Теория проблемного обучения.
30.
Теория программированного обучения.
31.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
32.
Педагогические требования к проверке знаний,
33. умений и навыков учащихся.
Характеристика средств обучения.
34.
Движущие силы процесса обучения.
35.
Типология образовательных учреждений.
36.
Инновационные процессы в обучении.
37.
Сущность процесса воспитания. Воспитание и со-
38. циализация личности.


172
Структура воспитания и воспитание в структуре
39. целостного образовательного процесса.
Развитие цели воспитания в истории педагогики
40. и проблема целеполагания в современной педагогике.
Соотношение закономерностей и принципов вос-
41. питания.
Принципы воспитания и их характеристика.
42.
Понятие методов воспитания и их классифи-
43. кации.
Характеристика методов формирования созна-
44. ния личности.
Характеристика методов организации деятель-
45. ности и формирования опыта общественного поведения.
Характеристика методов регулирования, стимули-
46. рования и коррекции деятельности.
Педагогическое требование как метод воспита-
47. ния, его разновидности и характеристика.
Поощрение как метод стимулирования деятель-
48. ности и поведения учащихся, его разновидности и требо- вания к применению.
Понятие формы организации воспитания, их
49. классификации.
Воспитательное мероприятие как система.
50.
Методика организации и проведения КТД.
51.
Понятие средств воспитания. Их классификации
52. и характеристика.
Проблема содержания воспитательного про-
53. цесса.
Понятие умственного воспитания учащихся. Его
54. цель, задачи, содержание и формы организации.
Задачи и содержание нравственного воспитания
55. в современной школе.
Развитие эстетической культуры учащихся в тео-
56. рии эстетического воспитания.

173
Авторские системы эстетического воспитания
57. в современной российской практике.
Цель и задачи физического воспитания детей
58.
(в образовательных учреждениях).
Особенности физического воспитания детей в се-
59. мье. Авторские системы физического воспитания в семье .
Цель, задачи и основные идеи экологического
60. воспитания детей.
Особенности экономического воспитания млад-
61. ших школьников, формы его организации.
Понятие трудового воспитания, его история и
62. способы организации.
Виды трудовой деятельности учащихся.
63.
Понятие детского коллектива и стадии его раз-
64. вития.
Теория и практика формирования коллектива
65.
А.С. Макаренко.
Проблемы семейного воспитания, взаимосвязь
66. со стилями внутрисемейных отношений.
Специфика использования методов воспитания
67. в семье.
Основные идеи и средства этнопедагогики в
68. современном российском общественном воспитании.
Патриотическое воспитание и развитие нацио-
69. нального сознания подрастающего поколения.
Понятие воспитательной системы (структура, за-
70. дачи, этапы развития). Особенности воспитательной си- стемы школы и класса.
Авторские системы воспитания.
71.
Классный руководитель: его основные задачи,
72. функции, профессиональные качества.
Система работы педагогов с родителями. Особен-
73. ности работы с родителями в детском саду и начальной школе.


174
Список литературы по разделу
I. Перечень основной литературы:
1. Педагогика [Текст]: рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / ред. П.И. Пидкасистый. —
2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 502 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для ба- калавров: рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 574 с.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика (3-е изд.)
[Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов /
А.М. Столяренко. — Электронные текстовые данные. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c. — 978-5-238-01679-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52549.html
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров [Электронный ресурс]: допущено
Министерством образования и науки РФ в качестве учеб- ника для студентов высш. учеб. заведений, обучающих- ся по гуманитарным направлениям и специальностям
/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. — М.: Юрайт,
2012. — 314 с. (ЭБС “IPRbooks” Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/8500.html)
II. Перечень дополнительной литературы:
5. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за ру- бежом (сравнительный анализ) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Джуринский. — Электрон. тексто- вые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. —
153 c. — 978-5-4487-0023-1. — Режим доступа: http://www.
iprbookshop.ru/65721.html
6. Джуринский, А.Н. Педагогика России: история и со- временность [Электронный ресурс]: монография / А.Н. Джу-

175
ринский. — Электронные текстовые данные. — Саратов : Вузов- ское образование, 2017. — 180 c. — 978-5-4487-0022-4 . — Режим до ступа: http://www.iprbookshop.ru/65728.html
7. Ермаков, В.А. Психология и педагогика [Электрон- ный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Ермаков. — Электроные текстовые данные. — М.: Евразийский открытый ин-т,
2011. — 302 c. — 978-5-374-00168-6. — Режим доступа: http://
www.iprbookshop.ru/11095.html
8. Траулько, Е.В. Основы педагогики: в 2 ч. Ч. 1 [Элек- тронный ресурс]: учеб.-методич. пособие / Е.В. Тра- улько. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск:
Новосибирский гос. технический ун-т, 2012. — 36 c. —
978-5-7782-2070-6. — Режим доступа: http://www.
iprbookshop.ru/44815.html
9. Попова, Е.В. Педагогика и психология инклю- зивного образования [Электронный ресурс]: учеб.-практ. пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-
Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2016. – 149 с. // http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1120 10. Семенкова, С.Н. Основы педагогики в схемах и таблицах [Электронный ресурс]: учеб.-методич. посо- бие / С.Н. Семенкова. — Электрон. текстовые данные. —
Саратов: Вузовское образование, 2017. — 97 c. — 978-5-
4487-0000-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.
ru/64905.html
11. Столяренко А.М. Общая педагогика [Электрон- ный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучаю- щихся по педагогическим специальностям (030000) /
А.М. Столяренко. — Электронные текстовые данные. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 c. — 5-238-00972-0. — Режим до- ступа: http://www.iprbookshop.ru/8103.html