Файл: Подкопаева, М. О.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия

Заемные и привлеченные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия

Основы инвестиционного проектирования

Методология оценки экономической эффективности инвестиционного проекта

Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта

Учет фактора времени, инфляции, неопределенности и риска при оценке экономической эффективности инвестиционного проекта

Анализ влияния неопределенности и риска на эффективность инвестиционного проекта

Основы портфельного инвестирования

11 Тесты контроля качества усвоения дисциплины

«Экономическая оценка инвестиций»

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

Вопросы к итоговому экзамену по дисциплине

Список использованных источников

213Приложение А

Типология инвестиций

217Приложение Б


качеством поставок;

- подрядчик своевременное выполнение строительных работ;

  1. с полным регрессом на заемщика. Стороны, заинтересованные в реализации проекта, принимают на себя конкретные коммерческие обязательства вместо пре- доставления гарантий.


Таблица 3.3 Характеристика видов проектного финансирования



Вид проектного

финансирования

Содержание

Применение


1 Без регресса на заемщика

Без регресса на заемщика финансируют проек- ты, имеющие высокую рентабельность и обес- печивающие выпуск конкурентоспособной про- дукции и связанные, прежде всего, с добычей и переработкой полезных ископаемых. Эта форма финансирования наиболее дорогостоящая для заемщика, так как кредитор рассчитывает полу- чить компенсацию за высокий уровень финан-

сового риска.

Используют достаточно редко из-за большой сложности создания сис- темы коммерческих обя- зательств и высоких рас- ходов на привлечение специалистов, экспер- тов, консультационные

услуги.



2 С частичным регрессом на за- емщика

Кроме того, заемщик может получить следую- щие дополнительные преимущества:

  1. мобилизация средств, которые невозможно привлечь из других источников;

  2. при правильном распределении рисков мож- но привлечь дополнительные кредиты;

  3. рациональная организация финансирования проекта может улучшить деловую репутацию.

Преимуществом данного способа проектного фи- нансирования является его умеренная стоимость и максимальное распре- деление рисков между всеми участниками про- екта.

3 С полным рег- рессом на заем- щика

Финансирование с полным регрессом использу- ется в следующих случаях:

  1. финансирование малорентабельных проектов федерального или регионального значения, а также бесприбыльных проектов по созданию инфраструктуры;

  2. недостаточная надежность выданных по про- екту гарантий, хотя они и покрывают все про- ектные риски;

  3. финансирование небольших проектов, кото-

рые чувствительны даже к незначительному увеличению инвестиционных затрат.

Получило широкое рас- пространение в мировой практике, поскольку можно быстро получить необходимые денежные средства для финансиро- вания проекта. Оно от- личается наиболее низ- кой стоимостью привле- чения средств по срав- нению с другими.

Примечание - Регресс - требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств,

предъявляемое одним юридическим лицом другому обязанному лицу.



Опрос крупнейших участников рынка проектного финансирования показал: средства идут в ограниченный круг наиболее рентабельных отраслей. Приоритет-

ными являются пищевая (перерабатывающая) промышленность, строительный сек-

тор (производство стройматериалов в интересах местных застройщиков), сфера ус- луг (торгово-развлекательные и офисные центры), транспортная инфраструктура, логистика. Высоко рентабельными и, соответственно, быстро окупаемыми могут быть инвестиции в металлургию, машиностроение, агробизнес, гостиничное хозяй- ство [10].

Среди банков, декларирующих на данном этапе активное проектное финанси- рование, можно выделить Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк. Под проектное финансирование выделяются суммы в размере от 20-60 млн. рублей до 300 млн. рублей минимального предела. Период финансирования от трех до семи лет. Льгот- ный период кредитования составляет от года до двух. Процентная ставка находится в интервале 14-20%. Собственные средства – 30%.

В настоящее время возможности применения подобного способа финансиро- вания ограничены существующими в России финансовыми проблемами, а также от- сутствием соответствующей законодательной базы. Кроме того, полнота информа- ции о потенциальных инвестиционных проектах не соответствует требуемому меж- дународному уровню, что затрудняет проведение объективной оценки эффективно- сти и привлечения финансирования.

    1. Выпуск облигаций и акций



Все долговые ценные бумаги (облигации) являются обязательством компании выплатить к определенному сроку основную сумму долга и осуществлять регуляр- ные платежи процентов за непогашенную его часть. Облигации выражают, как пра- вило, обеспеченный долг. Обеспечением долга являются активы (имущество) ком- пании. Облигации часто представляют и негарантированные обязательства компа- нии.

В индустриально развитых странах объем эмиссии облигаций колеблется от

10-15% до 60-65% общего объема выпуска корпоративных ценных бумаг, что под- тверждает их важную роль как альтернативного источника инвестиций.

Крупнейшими эмитентами облигаций являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО НК «Лукойл», Тюменская нефтяная компания и другие эмитенты то-

пливно-энергетического комплекса.

Практика развитых стран подтверждает, что с помощью эмиссии облигаций можно мобилизовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупно- масштабных инвестиционных проектов, обеспечить их владельцам получение ус- тойчивого процентного дохода, гарантировать его первоочередную выплату по сравнению с дивидендами по акциям.

Привлечение заемного капитала в форме выпуска облигаций обеспечивает ак- ционерному обществу следующие преимущества:

  1. эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обще- ства, как в случае с выпуском акций;

  2. облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких процен- тах в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям;

  3. облигации имеют большую возможность распространения, чем акции, по- скольку меньше риск для инвесторов за счет обеспечения имуществом;

  4. корпоративные облигации обеспечивают привлечение капитала на длитель- ный период времени - от одного года до десяти лет, что позволяет финансировать среднесрочные и долгосрочные инвестиционные программы;

  5. облигации известных корпораций предлагают более низкий процентный доход по ним, так как имеют минимальный уровень риска, следовательно, они име- ют более выгодные для эмитентов условия привлечения капитала по сравнению с долгосрочным банковским кредитом.

Примером могут служить корпорации в автомобильной, авиакосмической, электронной, нефтяной промышленности США;

  1. массовый выпуск надежных и привлекательных корпоративных облигаций при отлаженной системе их размещения создает возможности для привлечения сбе- режений населения в реальный сектор экономики - трансформации денежных нако- плений семейных хозяйств в инвестиции. Это особенно важно для обновления про- изводства и перехода российской промышленности на инновационный путь разви- тия.


Эмиссия облигаций имеет следующие негативные последствия:

48

    1. облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капи- тала и покрытия временного недостатка денежных средств. Его удобнее возместить за счет краткосрочного банковского или коммерческого кредита;

    2. эмиссия облигаций связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует длительных сроков привлечения средств; эмиссию облигаций на большую сумму могут позволить себе только крупные акционерные общества (кор- порации);

    3. уровень финансовой ответственности общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, по- скольку взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляют через процедуру банкротства;

    4. после выпуска облигаций средняя ставка ссудного процента может снизить- ся, по сравнению с процентами по облигационному займу. Это ставит эмитента в невыгодные финансовые условия и заставляет его досрочно выкупать собственные облигации.

В условиях современного отечественного фондового рынка эмиссия корпора- тивных облигаций предпочтительна для высокорентабельных акционерных компа- ний нефтегазового комплекса, энергетики, связи, пищевой промышленности для реализации ими крупных инвестиционных проектов. Для финансирования таких проектов наряду с долгосрочным заемным капиталом целесообразно использовать собственные средства в объеме не менее 40-50%.

    1. Бюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия



Основными механизмами инвестирования бюджетных средств в реальный сектор экономики являются:

  1. реализация целевых инвестиционных программ;

  2. осуществление мероприятий государственной адресной инвестиционной программы;

  3. предоставление средств в форме смешанного финансирования.


Использование программно-целевых методов управления представляет собой важный инструмент решения сложных проблем в экономике и социальной сфере. При помощи осуществления научно обоснованных государственных программ должны достигаться конкретные цели структурной, инвестиционной, научно- технической, социальной, экологической политики с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития страны.

Целевая программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуще- ствления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производ- ственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других ме- роприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственно- го, экономического, экологического, социального и культурного развития Россий- ской Федерации.

В соответствии с существующим правовым обеспечением программы класси- фицируются следующим образом (таблица 3.5).
Таблица 3.5 Типы целевых программ



Признак

Типы целевых программ


1 Статус программы

  • межгосударственные,

  • федеральные,

  • региональные


2 Срок реализации

  • краткосрочные до 2 лет

  • среднесрочные от 3 до 5 лет,

-долгосрочные – более 5 лет.

3 Функциональная направ- ленность

Программы фундаментальных исследований, научно- технологические, инновационные, социально-экономические,

производственные, экологические


Основными критериями отбора проблем для программной разработки и реа- лизации на федеральном уровне являются следующие:

  1. существенная значимость для страны проблем осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики (отдельных ее от- раслей и регионов), социальной сферы, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

  2. принципиальная новизна и высокая эффективность в перспективе техниче-