Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Как вы понимаете эти слова?

— Почему слово обладает этим даром?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

— Прочитайте высказывания.

— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

Упр. 58 (с. 41).— Рассмотрите рисунки.

— Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаютсяк толковому словарю.)

— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)

— В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)

— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обо­значает слово.)

— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)

- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)

- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по ор­фографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие.

- Определите лексическое значение слова библиотека. Вос­пользуйтесь толковым словарём.

- Составьте предложение с этим словом.

- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Биб­лиотекарь, библиотечный.)

- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.


- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик.)

- Объясните по словарю значение слова картотека. (Система­тизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

- Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Состав­ленный в определённом порядке перечень книг.)

- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на вы­бранную тему.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексика изучает:

1) словосочетания и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковых словарях разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов 3)правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко го­рят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2) Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

— Какие слова называются многозначными?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).

_____________________


Тема: Многозначные слова.Слова в прямом и переносном значениях.

Заимствованные слова. Устаревшие слова

Цель:актуализировать знания об однозначных и многознач­ных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устарев­ших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфо­граммы.

— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)

— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.

(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимо­оценка.)

— К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

— Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)

— Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первомпредложении — шляпка гриба, во втором предложении — го­ловной убор.)

— Как называются слова, которые имеют несколько значе­ний? (Многозначные.)

— Прочитайте следующую пару предложений.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

— Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть много­значное слово
тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)

— Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимоло­гическом словаре.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)

— Как называются такие слова? (Заимствованные.)

— Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)

— Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 62 (с. 44).

— Прочитайте стихотворение.

— Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)

— Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иност­ранных слов.)

— Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объяс­ните их значение.

(На данном этапе урока можно использовать школьный сло­варик иностранных слов.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 63 (с. 45).

— Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.

— Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика при­шли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возро­ждения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)

— А почему слова компас, штурман, флот пришли из гол­ландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра Iрусский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)

— С чем связано заимствование из греческого языка слов биб­лиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.

— Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.


— Что означает это слово?

— Составьте предложение со словом шофёр.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 65 (с. 46).

— Какие слова называются многозначными?

— Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

— Как по словарю определить, многозначное слово или од­нозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)

— Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова.(Работа в парах.)

— Расскажите о значении многозначных слов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова чай. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 66 (с. 46).(Просмотр мультфильма «Золотой мальчик».)

— Почему персонажи мультфильма не поняли друг друга? (Словосочетание золотой мальчик употребляется в перенос­ном значении.)

— Объясните значение этого словосочетания.

— Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.

— Найдите среди них те, в которых слова употребляются в пе­реносном значении.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Разберите слова по составу: вариант 1 - серебристый, вари­ант 2 — железный.

(Проверка.)

Упр. 67 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным 3) многозначным

2) однозначным 4) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) рысь, кисть, щенок

2) ручка, ёрш, кастрюля

3) корень, ключ, кнопка

4) лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.

1) в помещении стало светло

2) мама хорошо освещена

3) мама радуется

4) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

1) горячий песок 3) горячее сердце

2) крутой