Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
склон 4) золотые часы (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие слова называются многозначными?

— Что значит «прямое и переносное значения слов»?

— Что такое устаревшие слова?

— Какие слова называются заимствованными?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 45), 68 (с. 46).

_____________________

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы

Цели:актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителеми сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и егорезультата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оцениваниеусваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 64 (с. 45).(Чтение слов группами по цепочке, объяснение их написания)

Упр. 68 (с. 46).(Чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

— Узнайте слова по их лексическому значению. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

1) Участок земли со стоячей водой. (Болото.)

2) День, следующий за сегодняшним. (Завтра.)

3) Приветствие при встрече. (Привет.)

4) Совместно, сообща. (Вместе.)

5) В какой-то момент, в этом месте. (Здесь.)

6) Спустя некоторое время. (Потом.)

7) Время еды, обычно в середине дня. (Обед.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова завтра.(Один ученик работает у доски. Коллективная проверка)

— Назовите непроверяемую орфограмму в этом слове. (непроверяемый парный согласный.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение Б. Бобылёвой.

Гиппопотама бегемот

Однажды повстречал:

— Вы кто? - спросил.

— Я бегемот, —

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

— Кто ж я тогда такой?!


— А вы, — ему ответил тот, —

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: «Вы просто лжец!»

С гиппопотамом бегемот

Рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят, и там —

Всё не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? (Они говорили об одном и том же слове, но не поняли друг друга.)

- Был ли смысл им ссориться и почему? (Нет, потому что слова гиппопотам и бегемот синонимы.)

- Отгадайте загадку.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять... (Ветер.)

Н. Найдёнова

— Назовите слова, противоположные по значению. (Холод зной, добрый злой, загудит — притихнет.)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

- Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ.)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения.)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет.)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения? (Омонимы.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить понятия сино­нимы, антонимы, омонимы, научиться распознавать такие слова и употреблять их в речи, подбирать к словами синонимы и антонимы.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 69 (с. 47). (Работа в парах. Коллективная проверка.)

— Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука.)

— Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие — маленькие, белый чёрный.)

— Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички (звери) - ли­сички (грибы), норка (зверь) норка (жилище).)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

Упр.70 (с. 47).(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

2. Беседа

— Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическомузначению? (Ответы детей.) Главное достоинство синонимов - способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют бо­лее точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно
, чем Родина. А слово друг означает че­ловека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

— Чем отличаются по оттенку значения слова силач и Гер­кулес? (Силачом называют сильного человека, а Геркулесом можно назвать самого сильного, чемпиона.) Разные виды синонимов используются в официальной, воз­вышенной речи или, наоборот, в просторечии, в непринуждённой обстановке: очи — зенки, мальчик пацан, прибыть приехать.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 48.

- Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый.)

VI. физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.71 (с. 48).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

Упр.72 (с. 48).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

VIII. Рефлексия Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его но­мер и указывают, какие слова в нём употреблены: с - синонимы, а — антонимы, о — омонимы.)

1) В глаза хвалит, а за глаза бранит.

2) Жди горя от моря, а беды - от воды.

3) Где умному горе, там глупому веселье.

4) Добрый плачет от радости, а злой - от зависти.

5) Знать не знаю, ведать не ведаю.

6) Солнце на ели, а мы ещё не ели.

7) Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник.

8) Ученье - свет, а неученье - тьма.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие слова называются синонимами? антонимами? омо­нимами? Приведите примеры.

— Какую роль они играют в речи?

Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48).

__________________

Тема: Фразеологизмы.

Цели: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических груп­пах слов.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов.)

- Какие предложения вы составили?

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

- Выпишите слова с парными согласными в корне.

Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зубногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали? (Фразеологические обороты?)

- Как вы понимаете значение фразеологизма из кожи вон лезть? (Очень стараться что-нибудь сделать.)

- Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? (От­веты детей.)

- Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразео­логическом словаре.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосо­четания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фра­зеологическими словарями.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.74 (с. 49).

- Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли?

— Можно ли понять смысл данного выражения, если объяс­нять в нём лексическое значение каждого слова?

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое фразеологизм?

— Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб по­лезли?

— Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм.

— Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Учитель показывает школьный фразеологический словарьН.М. Шанского и др., обращает внимание учащихся на словарь фразеологизмов в конце учебника.)


Упр. 75 (с. 50).(Коллективная работа с фразеологическим словарём учебни­ка. На данном этапе урока можно использовать школьный фра­зеологический словарик.)

Вариант работы со школьным фразеологическим словарём

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Прочитайте, какой фра­зеологический оборот она иллюстрирует. (Бить баклуши.)

— Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно.)

— Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из ко­торых строят фигуру для игры в городки.)

— Решите логическую задачку. Кто выиграл в этой игре? (Петя.)

— Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.)

— Прочитайте историю появления и значение фразеологиз­мов во весь дух (с. 3), считать ворон (с. 85), кашу заварил (с. 20).

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Запишите в словарик слово ещё, подчеркните орфограмму.

— Назовите все звуки и буквы в этом слове.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 50).(Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

Программный уровень

— Соедините стрелками фразеологизмы-синонимы

в двух шагах капля в море

водить за нос как ветром сдуло

за тридевять земель рукой подать

и был таков обвести вокруг пальца

кот наплакал на краю света

Уровень повышенной сложности

1. В каждом словосочетании замените слово золотой сино­нимом.

Золотая нива, золотой человек, золотые руки, золотая пора.

Проверьте себя по словарю синонимов и фразеологическому словарю.

  1. Подчеркните многозначные слова.

Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник.

Проверьте себя по толковому словарю.

  1. Выберите нужное слово и зачеркните лишнее.

(Искусный, искусственный) мастер, (одел, надел) пальто, (обсудили,осудили) план сочинения, (рыбный, рыбий) суп, (сытый, сытный) ужин.(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизм?

— Какую роль играют эти слова в нашей речи?

— С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

Домашнее задание

Упр. 76 (с. 50) - составить рассказ.