Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Какое правило орфографии не знал герой этого стихотворения?
— Запишите правильно, каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.
2) Музыка стихла, но праздник продолжался.
3) Руки человека всё время работают, творят, строят.
4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и еле
5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы крылись.
6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.
— На какие две группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами предложения.)
— Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 53 (с. 38).— Прочитайте предложения.
— Определите тип первого предложения: оно простое или сложное? Докажите. (Простое, так как в нём одна грамматическая основа.)
— Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых.)
— Будем ли мы ставить запятую перед союзом в предложении с однородными членами запятая е, и не ставится.)
2. Работа со схемами предложений
(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)
— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.
О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.
— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении однородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)
— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)
— В каком случае между однородными членами ставится запятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)
— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения запятая ставится всегда.)
-
Работа по учебнику
Упр. 54 (с. 38).— Прочитайте предложения.
— Прочитайте предложения с однородными членами.
— В каких предложениях между однородными членами ставится запятая? Почему?
— Прочитайте сложные предложения.
— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?
— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное значком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)
— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.55 (с. 39).(Работа в парах. Коллективная проверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Запись под диктовку
(Один ученик работает на откидной доске.)
Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.
(Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Как отличить сложные предложения от предложений с однородными членами?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
_______________________
Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I
. Организационный момент
II. Актуализация знаний(Работа в парах по карточкам.)
— Соедините линией каждое предложение с его схемой, расставьте знаки препинания.
Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.
Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].
Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.
По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].
не поддавалась холоду.
Снег выпадал но скоро таял. О, но О.
Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].
— Как отличить сложные предложения от простых предложений с однородными членами?
— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с однородными членами?
— Всегда ли ставится запятая между частями сложного предложения?
III. Работа по теме урока
-
Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр.56 (с. 39).
(Самостоятельное чтение текста, затем выразительное чтение вслух.)
— Определите тип текста. (Повествование.)
— О ком говорится в тексте? Какова его тема?
— Чему удивился старый рыбак?
— Как вы понимаете выражение рыбачили вместе?
— Какую рыбу старик отдавал коту?
— Откуда на реке плоты?
(Учитель рассказывает, как брёвна сплавляют по реке, показывает фотографии сплавляемого леса.)
— Как кот изловчился ловить рыбу? (Кот ловил рыбу когтями, лёжа на брёвнах.)
2. Составление плана текста
— На сколько частей можно разделить текст?
— О чём говорится в каждой части?
— Определите главную мысль частей. Придумайте заглавие к каждой из них.
Примерный план
1. Маленькая рыбка - коту.
2. Кот на плотах.
3. Умный Епифан.
4. Два рыбака.
3. Лексическая работа
— Какую рыбу хотел отдать старик коту?
(Учитель может показать детям фотографию ерша или иллюстрацию.)
— Как вы понимаете выражение выдернул из воды?
— Какими словами-антонимами автор подчёркивает, как ловили рыбу кот и старик раньше и как теперь? (Вместе и врозь.)
— Как вы понимаете выражение кот удит рыбу? (Учитель обращает внимание на лексическую замену слов:
старик (рыбак, он), кот Епифан (кот, он).)
4. Пересказ текста по плану
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
— Найдите в тексте группу однокоренных слов. (Рыбак, рыбу, рыбку, рыбёшку, рыбачили.)
— Найдите в этой группе проверяемое слово.
(Рыбку.)
— Какая орфограмма в этом слове требует проверки? (Проверяемый парный согласный в корне.)
— Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? (Когтями, врозь.)
— Вставьте пропущенные буквы.
ст..рик ч.хто ..тдавал
с..дел удоч-.кой п..дцепит
отд..вал крюч..ком пр..тянул
..рша леж..т п..д..шёл
прот..нул ..пустилпл..тах
выд..рнулл..жит
— По какому признаку слова распределены по группам?
— Допишите в каждую группу ещё по одному слову.
2. Анализ предложений текста
— Найдите в тексте предложения с однородными ч. Объясните постановку знаков препинания.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)
3. Работа над изложением(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие умения вам пригодились при написании изложения?
— Какие орфограммы встретились в тексте?
— Какие правила постановки знаков препинание вы вспомнили?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа.
Цель:проверить знания, умения и навыки по теми «Предложение».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. –сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Проверочная работа
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)
По И.Артюховой
Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.
Грамматическое задание
-
Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.
Вариант 1 Вариант 2
О, О и О. О и О.
[_= ],a[_= ] . [_= ],[_= ] .
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.
Вариант 1
Огромный пёс несся прямо на девочку.
Вариант 2
Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 - вдруг, вариант 2 — очень.
III. Подведение итогов урока
- Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
- В написании каких слов вы сомневались?
____________________
Тема: Лексическое значение слова
Цели:актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
III. Актуализация знаний(Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40). )
IV. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.
— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.
— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)
— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)
Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»