Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Какое слово является в словосочетании зависимым?

— Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).

Тема: Однородные члены предложения

Цели:закреплять знания о предложении, тексте, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и учениками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала л. — установление связи между целью учебной деятельное мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знанийРабота поучебнику

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 25.

— Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение.)

— Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему учиться.

— Послушайте текст.

В новую квартиру переезжают новосёлы. Папа несёт вещи, маманесёт вещи, сын несёт вещи на второй этаж.

— Что вы заметили? (Во втором предложении, слова несёт вещи.)

— Как изменить предложение, чтобы речь звучала красиво? (Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.)

— О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)

— Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)

— Что говорится о папе, маме и ребёнке? (Они несут вещи)

— Сколько сказуемых в этом предложении? (Одно.)

— Послушайте следующее предложение.

Сын перенёс коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.

— Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын.)

— Как можно изменить предложение? (Сын перенёс коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.)

— Сколько подлежащих в этом предложении? (Одно.)

— Сколько сказуемых к нему относится? (
Три.)

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложени­ях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т. д.)

— Предположите, как могут называться такие члены предло­жения. (Однородные члены предложения!)

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие члены предло­жения называются однородными, научиться находить одно­родные члены в предложениях.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр.32 (с. 26).

— Прочитайте предложения. Что вы заметили? (В каждой группе предложений говорится об одном и том же.)

— Какие слова выделены в первой группе?

— На какой вопрос они отвечают? (Что делали?)

— К какому члену предложения они относятся? (К подлежа­щему лягушки.)

— Какими членами предложения они являются? (Сказуемыми.)

— Чем отличаются предложения в первой группе? (В первом предложении одно сказуемое, во втором — два.)

— Какие слова выделены во второй группе?

— К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому осветило.)

— На какой вопрос они отвечают? (Осветило (что?) деревья,кусты, поляны.)

— Какими членами предложения являются эти слова? (Вто­ростепенными членами предложения.)

— Чем отличаются предложения во второй группе? (В первом предложении один второстепенный член, а во втором — три.)

— Какие слова выделены в третьей группе?

— На какой вопрос они отвечают? (Что?)

— Какими членами предложения они являются? (Подлежа­щими.)

— Чем отличаются предложения в третьей группе? (В первом предложении одно подлежащее, во втором — три.)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Почему эти слова называются однородными членами? (Они относятся к одному и тому же слову.)

Упр.33 (с. 26).(Коллективная работа.)

- Проверьте свои выводы. Прочитайте сведения о языке нас. 27.

V. Физкультминутка

- Каким членом предложения являются однородные члены в этом стихотворении?

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр.34 (с. 27).

- Прочитайте предложения.

- Назовите однородные члены в каждом предложении.

- Какими членами предложения они являются?

- Выполните письменное задание к упражнению.

Дополнительное задание: составить и записать одно предло­жение с однородными второстепенными членами предложения.

- Запишите в словарик слова комбайн, комбайнер, комбайнёр.
Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Объясните значение слов.

Упр.35 (с. 28).- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как однородные члены предложения отделяются друг от друга в письменной речи?

VII. Рефлексия(Работа по карточкам.)

- Подчеркните однородные члены предложения.

Вариант 1 Вариант 2

Тут он в точку уменьшился, Слуги, сватья и сестра

Комаром оборотился, С криком ловят комара.

Полетел и запищал,

Судно на море догнал...

А. Пушкин

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

— Кто не разобрался в новом материале?

Домашнее задание

Упр. 36 (с. 28), 37 (с. 29) - устно.

_______________________

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Цели: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемо­го содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр.36 (с. 28).

— Назовите главные члены предложения.

- Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однород­ные сказуемые.)

- Объясните постановку знаков препинания в предложении.

Упр.37(с. 29).

— Как определить, что в предложении есть однородные члены? (Учащиеся разбирают предложения по цепочке, читают ихс правильной интонацией.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, раскрывая скобки.


(По)дула зима холодом. (Со)рвала листья (с)лесов дубрав и (раз)ме­тала их (по)дорогам. Стали птицы стайками (со)бираться. (Со)брались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)сини(р моря в тёплые страны.

(Один ученик работает у доски. Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте второе предложение.

— Назовите однородные члены предложения.

— Что связывает их? (Союз и.)

— Прочитайте четвёртое предложение.

— Как связаны в этом предложении однородные члены? (Спо­мощью интонации и союза и.)

- Что вы можете сказать о знаках препинания в этих предло­жениях?

- Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять, как связаны однородные члены предложения, познакомиться с пра­вилами постановки знаков препинания при однородных членах предложения.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 30.

- Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?

Упр. 39 (с. 30).— Прочитайте предложения.

- Что вы заметили? (В каждом предложении есть однородные члены, где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет.)

— На какой вопрос нам надо ответить, наблюдая за однород­ными членами в этом предложении? (Когда между однород­ными членами предложения ставится запятая?)

- Рассмотрите схемы, данные справа. Соотнесите каждое предложение со схемой.

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Сделайте вывод: когда между однородными членами в пред­ложении ставится запятая, а когда нет?

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 31.

Упр. 40 (с. 31).Прочитайте.

— Назовите однородные члены предложения.

— Определите, какими членами предложения они являются. (Второстепенными членами.)

— Как связаны между собой однородные члены? (С помощью только интонации перечисления связаны однородные члены диван, чемодан, саквояж, картину, корзину,картонку,а с по­мощью интонации перечисления и союза исвязаны однородные члены картонку и собачонку.)

— Где нужно поставить запятые в предложении?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Какая орфограмма встретилась в словах саквояж, багаж!

— Объясните написание этих слов.

— Запишите слово багаж в словарик, поставьте ударение, под­черкните орфограмму.

— Объясните значение слова багаж с помощью толкового словаря.


— Подберите к нему несколько однокоренные слов, запиши­те. (Багажник, багажное.)

— Подчеркните во всех словах непроверяемые безударные гласные.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова багаж.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр.42 (с. 32).— Прочитайте пословицы с интонацией перечисления.

— Чем похожи предложения? (Все предложения с однородны­ми сказуемыми, однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами.)

— А чем отличаются эти предложения? (В них передаются раз­ные мысли, союзы тоже разные.)

— Понаблюдайте за постановкой запятой перед союзами а, но. (Перед этими союзами везде стоит запятая.)

— Какое значение имеют союзы а, но! (Значение противопо­ставления действий.)

- Как вы думаете, одинаковое ли значение имеют эти союзы? (Ответы детей.)

- Чтобы точнее ответить на этот вопрос, попробуйте в пред­ложениях союз а заменить союзом но, а союз но — союзом а. (Это можно сделать не во всех предложениях.)

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Сделайте вывод о постановке запятой между однородными членами предложения, связанными союзами a но.

- Проверьте себя. Прочитайте ниже сведения о языке.

Упр.43 (с. 32).

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

1) Пенал упал на пол, но не раскрылся. 2) Девочки поиграли, а затем стали выполнять домашнее задание. 3) Учебники, тетради и пена содержи в порядке.

(Взаимопроверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?

Домашнее задание

Упр. 41 (с. 31).