Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Какое слово является в словосочетании зависимым?
— Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?
Домашнее задание
Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).
Тема: Однородные члены предложения
Цели:закреплять знания о предложении, тексте, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и учениками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала л. — установление связи между целью учебной деятельное мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знанийРабота поучебнику
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 25.
— Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение.)
— Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему учиться.
— Послушайте текст.
В новую квартиру переезжают новосёлы. Папа несёт вещи, маманесёт вещи, сын несёт вещи на второй этаж.
— Что вы заметили? (Во втором предложении, слова несёт вещи.)
— Как изменить предложение, чтобы речь звучала красиво? (Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.)
— О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
— Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
— Что говорится о папе, маме и ребёнке? (Они несут вещи)
— Сколько сказуемых в этом предложении? (Одно.)
— Послушайте следующее предложение.
Сын перенёс коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
— Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын.)
— Как можно изменить предложение? (Сын перенёс коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.)
— Сколько подлежащих в этом предложении? (Одно.)
— Сколько сказуемых к нему относится? (
Три.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т. д.)
— Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения!)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие члены предложения называются однородными, научиться находить однородные члены в предложениях.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр.32 (с. 26).
— Прочитайте предложения. Что вы заметили? (В каждой группе предложений говорится об одном и том же.)
— Какие слова выделены в первой группе?
— На какой вопрос они отвечают? (Что делали?)
— К какому члену предложения они относятся? (К подлежащему лягушки.)
— Какими членами предложения они являются? (Сказуемыми.)
— Чем отличаются предложения в первой группе? (В первом предложении одно сказуемое, во втором — два.)
— Какие слова выделены во второй группе?
— К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому осветило.)
— На какой вопрос они отвечают? (Осветило (что?) деревья,кусты, поляны.)
— Какими членами предложения являются эти слова? (Второстепенными членами предложения.)
— Чем отличаются предложения во второй группе? (В первом предложении один второстепенный член, а во втором — три.)
— Какие слова выделены в третьей группе?
— На какой вопрос они отвечают? (Что?)
— Какими членами предложения они являются? (Подлежащими.)
— Чем отличаются предложения в третьей группе? (В первом предложении одно подлежащее, во втором — три.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Почему эти слова называются однородными членами? (Они относятся к одному и тому же слову.)
Упр.33 (с. 26).(Коллективная работа.)
- Проверьте свои выводы. Прочитайте сведения о языке нас. 27.
V. Физкультминутка
- Каким членом предложения являются однородные члены в этом стихотворении?
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.34 (с. 27).
- Прочитайте предложения.
- Назовите однородные члены в каждом предложении.
- Какими членами предложения они являются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Дополнительное задание: составить и записать одно предложение с однородными второстепенными членами предложения.
- Запишите в словарик слова комбайн, комбайнер, комбайнёр.
Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Объясните значение слов.
Упр.35 (с. 28).- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Как однородные члены предложения отделяются друг от друга в письменной речи?
VII. Рефлексия(Работа по карточкам.)
- Подчеркните однородные члены предложения.
Вариант 1 Вариант 2
Тут он в точку уменьшился, Слуги, сватья и сестра
Комаром оборотился, С криком ловят комара.
Полетел и запищал,
Судно на море догнал...
А. Пушкин
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
— Кто не разобрался в новом материале?
Домашнее задание
Упр. 36 (с. 28), 37 (с. 29) - устно.
_______________________
Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Цели: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр.36 (с. 28).
— Назовите главные члены предложения.
- Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однородные сказуемые.)
- Объясните постановку знаков препинания в предложении.
Упр.37(с. 29).
— Как определить, что в предложении есть однородные члены? (Учащиеся разбирают предложения по цепочке, читают ихс правильной интонацией.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, раскрывая скобки.
(По)дула зима холодом. (Со)рвала листья (с)лесов дубрав и (раз)метала их (по)дорогам. Стали птицы стайками (со)бираться. (Со)брались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)сини(р моря в тёплые страны.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте второе предложение.
— Назовите однородные члены предложения.
— Что связывает их? (Союз и.)
— Прочитайте четвёртое предложение.
— Как связаны в этом предложении однородные члены? (Спомощью интонации и союза и.)
- Что вы можете сказать о знаках препинания в этих предложениях?
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять, как связаны однородные члены предложения, познакомиться с правилами постановки знаков препинания при однородных членах предложения.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 30.
- Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?
Упр. 39 (с. 30).— Прочитайте предложения.
- Что вы заметили? (В каждом предложении есть однородные члены, где-то между ними ставится запятая, а где-то её нет.)
— На какой вопрос нам надо ответить, наблюдая за однородными членами в этом предложении? (Когда между однородными членами предложения ставится запятая?)
- Рассмотрите схемы, данные справа. Соотнесите каждое предложение со схемой.
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Сделайте вывод: когда между однородными членами в предложении ставится запятая, а когда нет?
— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 31.
Упр. 40 (с. 31).— Прочитайте.
— Назовите однородные члены предложения.
— Определите, какими членами предложения они являются. (Второстепенными членами.)
— Как связаны между собой однородные члены? (С помощью только интонации перечисления связаны однородные члены диван, чемодан, саквояж, картину, корзину,картонку,а с помощью интонации перечисления и союза исвязаны однородные члены картонку и собачонку.)
— Где нужно поставить запятые в предложении?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Какая орфограмма встретилась в словах саквояж, багаж!
— Объясните написание этих слов.
— Запишите слово багаж в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение слова багаж с помощью толкового словаря.
— Подберите к нему несколько однокоренные слов, запишите. (Багажник, багажное.)
— Подчеркните во всех словах непроверяемые безударные гласные.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова багаж.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр.42 (с. 32).— Прочитайте пословицы с интонацией перечисления.
— Чем похожи предложения? (Все предложения с однородными сказуемыми, однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами.)
— А чем отличаются эти предложения? (В них передаются разные мысли, союзы тоже разные.)
— Понаблюдайте за постановкой запятой перед союзами а, но. (Перед этими союзами везде стоит запятая.)
— Какое значение имеют союзы а, но! (Значение противопоставления действий.)
- Как вы думаете, одинаковое ли значение имеют эти союзы? (Ответы детей.)
- Чтобы точнее ответить на этот вопрос, попробуйте в предложениях союз а заменить союзом но, а союз но — союзом а. (Это можно сделать не во всех предложениях.)
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Сделайте вывод о постановке запятой между однородными членами предложения, связанными союзами a но.
- Проверьте себя. Прочитайте ниже сведения о языке.
Упр.43 (с. 32).
VIII. Рефлексия Запись под диктовку
(Один ученик работает на откидной доске.)
1) Пенал упал на пол, но не раскрылся. 2) Девочки поиграли, а затем стали выполнять домашнее задание. 3) Учебники, тетради и пена содержи в порядке.
(Взаимопроверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы поставили в начале урока?
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?
Домашнее задание
Упр. 41 (с. 31).