Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся обмениваются карточками, выполняют задания.)
III. Актуализация знаний
— Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизносимыми согласными в корне.
Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
— Что общего у этих слов? (Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.)
— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? (Онихарактеризуют человека.)
— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.
(Одно предложение записывается с комментированием)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?
— О ком говорится в предложении?
— Как называется этот член предложения? (Подлежащее.)
— Что говорится о подлежащем?
— Как называется этот член предложения? (Сказуемое)
— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это... (главные члены предложения)
— Почему они называются главными? (В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)
— Как называются другие слова? (Второстепенные члены предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначается.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 23 (с. 18).(Чтение текста, письмо по памяти, выполнение заданий)
— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.
— Сравните предложения.
1) Лист кроет.
2) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
— Чем отличаются предложения? (В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные
— К какому предложению можно нарисовать картину
— Какие слова вам помогли это сделать?
— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены
— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».
Упр. 24 (с. 19). (Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельно разбирают одно предложение на выбор, проверка, взаимооценка.)
— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 25 (с. 19).(Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)
— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».
Упр. 26 (с. 20).(Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.
Вариант 1
Блёкнут травы.
Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли.
М.Исаковский
Вариант 2
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт.
И дергач не кричит.
С. Есенин
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?
— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?
Домашнее задание
Упр. 27 (с. 20).
____________________
Тема: Диктант (входной) по теме «Повторение»
Цель:проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога былаширокая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стоялисухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.
3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
Домашнее задание
Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с. 21) — по желанию.
__________________________
Тема: Работа над ошибками. Словосочетание
Цели:проанализировать и исправить ошибки,
допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосочетании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.
Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)
— Найдите главные члены предложения.
— Какой второстепенный член поясняет подлежащее? (Шумные.) Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенномучлену. (Грачи (какие?) шумные.)
-Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как называется этот второстепенный член? (Определение.)
— Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)
— Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)
— Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)
— Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (В роще.)
— Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)
— Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство)
— Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово — поселились, зависимое — в роще.)
— Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще! Поставьте вопрос от главного слова к зависимо (В роще (какой?) берёзовой.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(О словосочетании.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такоесловосочетание, научиться выделять словосочетания из предложения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие — зависимыми.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 28 (с. 22).(Коллективное выполнение.)
— Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)
— Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными, а какие — зависимыми?
— Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)
— Каким членом предложения является зависимое слово? (Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Самопроверка.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». (Обобщение представлений о словосочетании.)
Упр. 29 (с. 22). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Определите значение слова по толковому словарю.
— Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизонтальный.)
— Составьте и запишите с ним словосочетание.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.31 (с. 23).(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, самостоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова.
Вариант 1
Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела дорожки, замела в парке.)
Вариант 2
Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осенью, поздней осенью.)
(Самопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?
— Какое слово в словосочетании является главным?
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся обмениваются карточками, выполняют задания.)
III. Актуализация знаний
— Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизносимыми согласными в корне.
Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
— Что общего у этих слов? (Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.)
— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? (Онихарактеризуют человека.)
— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.
(Одно предложение записывается с комментированием)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?
— О ком говорится в предложении?
— Как называется этот член предложения? (Подлежащее.)
— Что говорится о подлежащем?
— Как называется этот член предложения? (Сказуемое)
— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это... (главные члены предложения)
— Почему они называются главными? (В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)
— Как называются другие слова? (Второстепенные члены предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначается.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 23 (с. 18).(Чтение текста, письмо по памяти, выполнение заданий)
— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.
— Сравните предложения.
1) Лист кроет.
2) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
— Чем отличаются предложения? (В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные
— К какому предложению можно нарисовать картину
— Какие слова вам помогли это сделать?
— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены
— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».
Упр. 24 (с. 19). (Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельно разбирают одно предложение на выбор, проверка, взаимооценка.)
— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 25 (с. 19).(Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)
— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».
Упр. 26 (с. 20).(Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.
Вариант 1
Блёкнут травы.
Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли.
М.Исаковский
Вариант 2
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт.
И дергач не кричит.
С. Есенин
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?
— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?
Домашнее задание
Упр. 27 (с. 20).
____________________
Тема: Диктант (входной) по теме «Повторение»
Цель:проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Формируемые УУД: п. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога былаширокая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стоялисухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.
3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
Домашнее задание
Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с. 21) — по желанию.
__________________________
Тема: Работа над ошибками. Словосочетание
Цели:проанализировать и исправить ошибки,
допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосочетании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.
Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)
— Найдите главные члены предложения.
— Какой второстепенный член поясняет подлежащее? (Шумные.) Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенномучлену. (Грачи (какие?) шумные.)
-Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как называется этот второстепенный член? (Определение.)
— Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)
— Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)
— Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)
— Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (В роще.)
— Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)
— Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство)
— Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово — поселились, зависимое — в роще.)
— Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще! Поставьте вопрос от главного слова к зависимо (В роще (какой?) берёзовой.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(О словосочетании.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такоесловосочетание, научиться выделять словосочетания из предложения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие — зависимыми.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 28 (с. 22).(Коллективное выполнение.)
— Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)
— Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными, а какие — зависимыми?
— Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)
— Каким членом предложения является зависимое слово? (Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Самопроверка.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». (Обобщение представлений о словосочетании.)
Упр. 29 (с. 22). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Определите значение слова по толковому словарю.
— Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизонтальный.)
— Составьте и запишите с ним словосочетание.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.31 (с. 23).(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, самостоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова.
Вариант 1
Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела дорожки, замела в парке.)
Вариант 2
Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осенью, поздней осенью.)
(Самопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?
— Какое слово в словосочетании является главным?