Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Шесть.)
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные.)
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 88.
— По какому признаку глаголы делятся на I и II спряжение? (Поличным окончаниям.)
Упр. 180(с. 88).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в настоящем времени?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Упр. 181(с. 88).
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: что можно узнать по личным окончаниям глаголов? (Спряжение, лицо, число глагола.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 182(с. 89).
(Коллективное выполнение.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Выпишите глаголы, укажите спряжение, лицо и число.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
В. Орлов
Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Л. Пожарова
В перчатках белых,
Словно часовой,
Стоит подснежник
На озябшей ножке.
Шепчет солнышко листочку: —
Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
B. Орлов
Кто-то ждёт её, как Бога,
Счёт ведёт календарю
И дежурит у порога,
Ну а я вот не люблю.
C. Гуляев
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
Домашнее задание
Выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аукает...» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число.
(Текст можно дать на карточках или попросить учащихся найти его самостоятельно.)
________________________
Тема: I и II спряжение глаголов будущего времени
Цели: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения будущего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте глаголы I спряжения. Назовите их лицо и число.
— Прочитайте глаголы II спряжения. Назовите их лицо и число.
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы.
Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет.
— Чем похожи все глаголы? (Стоят в будущем времени.)
— По каким признакам их можно разделить на группы? (По лицам и числам.)
— Запишите глаголы группами.
— Сколько получилось групп? (Шесть.)
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? (Разные.)
— От чего это зависит? (От спряжения глаголов.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с окончаниями глаголов I и II спряжения в будущем времени, научиться спрягать глаголы в будущем времени, определять спряжение глаголов поличным окончаниям.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 183 (с. 89).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в будущем времени?
— Сравните их с окончаниями в настоящем времени. Сделайте вывод. (Окончания глаголов 1и IIспряжения в настоящем и будущем времени одинаковые.)
Упр. 184 (с. 90).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: как спрягаются глаголы в сложном будущем времени? (Спрягается только глагол быть.)
Упр. 185 (с. 90).
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Утюг.) (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Найдите в загадке слова с орфограммами, объясните их написание.
— Какие знаки стоят в конце предложений?
— Расскажите загадки друг другу в парах.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику. Самостоятельное выполнение письменного задания.)
— Запишите в словарик слова вперёд, назад, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Объясните значение слов с помощью толкового словаря.
— Составьте предложение, в которое бы вошли оба этих слова. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 186 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Как вы писали ударные окончания глаголов? (Так, как они слышатся.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
VII. Рефлексия
— Прочитайте загадки. Назовите отгадки.
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег.)
Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш.)
Её всегда в лесу найдёшь -
Стоит колючая, как ёж. (Ёлка.)
— Найдите в загадках глаголы и запишите их в два столбика в зависимости от спряжения.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения в будущем времени? II спряжения?
Домашнее задание
Упр. 188 (с. 91).
_____________________
Тема: Наши проекты
Цели: познакомить со словарями и сборниками пословиц и поговорок; подготовить к выполнению проектной работы.
Формируемые УУД: п. — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование:сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», другие сборники пословиц и поговорок.
ХОД урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение текста по цепочке.)
— Назовите глаголы и их спряжение.
— Прочитайте сравнения, которые использует автор.
— С какой целью он это делает?
— Как называется словосочетание, которое автор использует в последнем предложении? (Фразеологический оборот, фразеологизм.)
— Что он означает?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова сеть как части речи.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Пословица недаром молвится. Пословица — соль речи.
— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
— Чему будет посвящен проект, над которым мы будем работать сегодня? (Пословицам и поговоркам.)
— Прочитайте название проекта на с. 92 учебника.
— Прочитайте текст, данный ниже.
— Что мы будем исследовать? (Использование в пословицах и поговорках глаголов в форме 2-го лица единственного числа.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Задание 1 (с. 92).
— Прочитайте пословицы.
— Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
Задание 2 (с. 92).
— Прочитайте рассказ.
— Назовите его основную мысль.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Задание 3 (с. 92).
(Учащиеся объединяются в группы. Учитель помогает определиться ребятам, имеющим коммуникативные проблемы. Повторение правил работы в группах. Далее учитель знакомит детей со сборником В.И. Даля «Пословицы русского народа», другими сборниками пословиц и поговорок, объясняет правила работы с ними. Обсуждение идеи и плана проектной работы, распределение обязанностей.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие открытия сделали для себя?
Домашнее задание
____________________________
Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Прочитайте словосочетания.
Увидели в музе.., стояли на площад.., сидим на скамейк.., набрали много земляник.., подъезжали к столиц.., на ветк.. сирен.., летел около башн...
— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имён существительных.)
— Как правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных, укажите их падеж.
(Фронтальная проверка с объяснением.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте. Назовите пропущенные окончания глаголов.
Звен.. весёлые ручейки. Уже цвет., подснежник-хохлатка. Берёза распуска.. свои клейкие листочки.
— Почему окончание глагола в третьем предложении вызвало затруднение? (Оно безударное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 189 (с. 93).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?
— Для чего это надо знать? (Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями.)
Упр. 190 (с. 93).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончания, лицо, число и спряжение.)
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные.)
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 88.
— По какому признаку глаголы делятся на I и II спряжение? (Поличным окончаниям.)
Упр. 180(с. 88).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в настоящем времени?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Упр. 181(с. 88).
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: что можно узнать по личным окончаниям глаголов? (Спряжение, лицо, число глагола.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 182(с. 89).
(Коллективное выполнение.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Выпишите глаголы, укажите спряжение, лицо и число.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
В. Орлов
Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Л. Пожарова
В перчатках белых,
Словно часовой,
Стоит подснежник
На озябшей ножке.
Шепчет солнышко листочку: —
Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
B. Орлов
Кто-то ждёт её, как Бога,
Счёт ведёт календарю
И дежурит у порога,
Ну а я вот не люблю.
C. Гуляев
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
Домашнее задание
Выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аукает...» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число.
(Текст можно дать на карточках или попросить учащихся найти его самостоятельно.)
________________________
Тема: I и II спряжение глаголов будущего времени
Цели: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения будущего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте глаголы I спряжения. Назовите их лицо и число.
— Прочитайте глаголы II спряжения. Назовите их лицо и число.
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы.
Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет.
— Чем похожи все глаголы? (Стоят в будущем времени.)
— По каким признакам их можно разделить на группы? (По лицам и числам.)
— Запишите глаголы группами.
— Сколько получилось групп? (Шесть.)
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? (Разные.)
— От чего это зависит? (От спряжения глаголов.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с окончаниями глаголов I и II спряжения в будущем времени, научиться спрягать глаголы в будущем времени, определять спряжение глаголов поличным окончаниям.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 183 (с. 89).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в будущем времени?
— Сравните их с окончаниями в настоящем времени. Сделайте вывод. (Окончания глаголов 1и IIспряжения в настоящем и будущем времени одинаковые.)
Упр. 184 (с. 90).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: как спрягаются глаголы в сложном будущем времени? (Спрягается только глагол быть.)
Упр. 185 (с. 90).
— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Утюг.) (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Найдите в загадке слова с орфограммами, объясните их написание.
— Какие знаки стоят в конце предложений?
— Расскажите загадки друг другу в парах.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику. Самостоятельное выполнение письменного задания.)
— Запишите в словарик слова вперёд, назад, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Объясните значение слов с помощью толкового словаря.
— Составьте предложение, в которое бы вошли оба этих слова. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 186 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Как вы писали ударные окончания глаголов? (Так, как они слышатся.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
VII. Рефлексия
— Прочитайте загадки. Назовите отгадки.
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег.)
Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш.)
Её всегда в лесу найдёшь -
Стоит колючая, как ёж. (Ёлка.)
— Найдите в загадках глаголы и запишите их в два столбика в зависимости от спряжения.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие окончания имеют глаголы I спряжения в будущем времени? II спряжения?
Домашнее задание
Упр. 188 (с. 91).
_____________________
Тема: Наши проекты
Цели: познакомить со словарями и сборниками пословиц и поговорок; подготовить к выполнению проектной работы.
Формируемые УУД: п. — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование:сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», другие сборники пословиц и поговорок.
ХОД урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение текста по цепочке.)
— Назовите глаголы и их спряжение.
— Прочитайте сравнения, которые использует автор.
— С какой целью он это делает?
— Как называется словосочетание, которое автор использует в последнем предложении? (Фразеологический оборот, фразеологизм.)
— Что он означает?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова сеть как части речи.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Пословица недаром молвится. Пословица — соль речи.
— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
— Чему будет посвящен проект, над которым мы будем работать сегодня? (Пословицам и поговоркам.)
— Прочитайте название проекта на с. 92 учебника.
— Прочитайте текст, данный ниже.
— Что мы будем исследовать? (Использование в пословицах и поговорках глаголов в форме 2-го лица единственного числа.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Задание 1 (с. 92).
— Прочитайте пословицы.
— Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
Задание 2 (с. 92).
— Прочитайте рассказ.
— Назовите его основную мысль.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Задание 3 (с. 92).
(Учащиеся объединяются в группы. Учитель помогает определиться ребятам, имеющим коммуникативные проблемы. Повторение правил работы в группах. Далее учитель знакомит детей со сборником В.И. Даля «Пословицы русского народа», другими сборниками пословиц и поговорок, объясняет правила работы с ними. Обсуждение идеи и плана проектной работы, распределение обязанностей.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие открытия сделали для себя?
Домашнее задание
____________________________
Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Прочитайте словосочетания.
Увидели в музе.., стояли на площад.., сидим на скамейк.., набрали много земляник.., подъезжали к столиц.., на ветк.. сирен.., летел около башн...
— Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имён существительных.)
— Как правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных, укажите их падеж.
(Фронтальная проверка с объяснением.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте. Назовите пропущенные окончания глаголов.
Звен.. весёлые ручейки. Уже цвет., подснежник-хохлатка. Берёза распуска.. свои клейкие листочки.
— Почему окончание глагола в третьем предложении вызвало затруднение? (Оно безударное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 189 (с. 93).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?
— Для чего это надо знать? (Чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями.)
Упр. 190 (с. 93).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончания, лицо, число и спряжение.)