Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упр. 169 (с. 83).
— Прочитайте.
— Объясните значение слов сеялка, метеорит.
— Запишите в словарик слова сеялка, сеять, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Подберите к этим словам однокоренные слова. (Сеятель, посеянный.)
— Как нужно писать эти слова? (С буквой я.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка. Выполнение грамматических разборов на доске. Самооценка.)
— Как правильно сказать: я победю или я побежду? (Ответы детей.)
— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» на с. 84.
— Как теперь вы ответите на этот вопрос?
VI. Рефлексия
— Определите лицо и число глаголов.
Беспокоишь бабушку, мешает кошке, рисуют пейзаж, пишут письма, играем на улице, едят суп, читаю книгу, гуляю с собакой, залез на гору, смотрите фильм, чищу зубы, играет на траве, бегут со стадиона.
(Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 170 (с. 84).
____________________________
Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Цели:познакомить с окончаниями глаголов 2-го лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результатас заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите тему текста. (Пеликан — интересная птица.)
— Как вы озаглавили текст? («Рыбалка пеликанов».)
— Какой отрывок вы списали? Докажите, что он описательный. (В этой части много имён прилагательных.)
— Какая часть речи преобладает в повествовательной части? (Глаголы.)
— Назовите части слова посмотришь.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
В..ехал, в..юга, с.езд, вороб..и, сверхъестественный, л..ют, об..явить.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с разделительным мягким знаком и с разделительным твёрдым знаком.)
— Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда - разделительный твёрдый знак?
— Запишите слова в два столбика, обозначьте орфограммы.
— Послушайте предложения. Найдите в них слова с разделительными твёрдым и мягким знаками, запишите их в нужный столбик.
1) Внимательно слушай объяснение учителя. 2) Грачи вьют гнёзда на деревьях. 3) Мухомор и бледная поганка — несъедобные грибы. 4) Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 5) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 6) На дверях подъезда висело объявление.
(Проверка.)
— Какие слова записали в первый столбик? Почему?
— Какие слова записали во второй столбик? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Определите лицо глаголов.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.
— Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)
— Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 171(с. 85).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?
2. Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа
(Запись слов под диктовку.)
Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, сосёшь, жуёшь.
— Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
— В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)
Упр. 172(с. 85).
— Прочитайте текст.
— О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
— Что они напоминают Э. Шиму?
— Выполните задания. (Проверка.)
— Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова
опять.)
Упр. 173(с. 86).
— Прочитайте.
— Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 174(с. 86).
— Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)
— В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)
— Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 175 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце — мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце — мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)
(Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Выборочный диктант
— Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа, обозначьте орфограмму.
1) Поспешишь - людей насмешишь. 2) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 3) От умного научишься, от глупого разучишься. 4) Два века не проживёшь. 5) Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 238—239).)
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?
Домашнее задание
Упр. 177 (с. 87).
____________________________
Тема: Сочинение по репродукциикартины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД:
п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины «Весна. Большая вода».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите основную мысль текста.
— Как вы озаглавили текст?
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
— Назовите глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени.
— Назовите глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
III. Работа по теме урока
1. Беседа
— Сегодня мы продолжим знакомство с художественным наследием России и напишем сочинение по одной из картин известного русского художника И.И. Левитана. С какой картиной И.И. Левитана вы уже работали? («Золотая осень».)
— Что вы помните о жизни и творчестве этого художника? (Ответы детей (см. урок 15).)
— Какие ещё его картины вы знаете?
Упр. 178 (с. 87).
— Прочитайте текст.
— Сколько частей в нём можно выделить? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
— Для чего нужно вступление? (Готовит к восприятию текста.)
— Прочитайте вступление.
— Как ещё можно начать описание картины? (На картине «Весна. Большая вода» художника Исаака Ильича Левитана изображено половодье... Передомной картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Я вижу...)
— Прочитайте основную часть. Что в ней описывается? (Описывается содержание картины: вода, которая везде, берёзки в воде.)
— Прочитайте заключительную часть.
— Как ещё можно закончить описание картины?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске грамматические
разборы.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 179 (с. 87).
— Прочитайте.
— Рассмотрите картину. (Написание сочинения на черновике.)
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие затруднения вы испытывали при написании сочинения?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Упр. 176 (с. 86).
__________________________
Тема: 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели:познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какая пословица вам больше всего понравилась?
— В какой ситуации вы можете её процитировать?
— Назовите время, лицо и число глаголов. (Самооценка.)
III. Актуализация знаний
— Спишите. Найдите и обозначьте все известные орфограммы. Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце.
Крепкий мороз сковал широкую реку.
— Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? (В прошедшем.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы.
Понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, строю, поливаем, растите, рассказывает, складываешь, страдают.
— Определите лицо и число глаголов. Распределите их по группам в зависимости от лица и числа, запишите.
— Сколько групп у вас получилось?
— Прочитайте.
— Объясните значение слов сеялка, метеорит.
— Запишите в словарик слова сеялка, сеять, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Подберите к этим словам однокоренные слова. (Сеятель, посеянный.)
— Как нужно писать эти слова? (С буквой я.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка. Выполнение грамматических разборов на доске. Самооценка.)
— Как правильно сказать: я победю или я побежду? (Ответы детей.)
— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» на с. 84.
— Как теперь вы ответите на этот вопрос?
VI. Рефлексия
— Определите лицо и число глаголов.
Беспокоишь бабушку, мешает кошке, рисуют пейзаж, пишут письма, играем на улице, едят суп, читаю книгу, гуляю с собакой, залез на гору, смотрите фильм, чищу зубы, играет на траве, бегут со стадиона.
(Фронтальная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 170 (с. 84).
____________________________
Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Цели:познакомить с окончаниями глаголов 2-го лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результатас заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите тему текста. (Пеликан — интересная птица.)
— Как вы озаглавили текст? («Рыбалка пеликанов».)
— Какой отрывок вы списали? Докажите, что он описательный. (В этой части много имён прилагательных.)
— Какая часть речи преобладает в повествовательной части? (Глаголы.)
— Назовите части слова посмотришь.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
В..ехал, в..юга, с.езд, вороб..и, сверхъестественный, л..ют, об..явить.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с разделительным мягким знаком и с разделительным твёрдым знаком.)
— Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда - разделительный твёрдый знак?
— Запишите слова в два столбика, обозначьте орфограммы.
— Послушайте предложения. Найдите в них слова с разделительными твёрдым и мягким знаками, запишите их в нужный столбик.
1) Внимательно слушай объяснение учителя. 2) Грачи вьют гнёзда на деревьях. 3) Мухомор и бледная поганка — несъедобные грибы. 4) Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 5) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 6) На дверях подъезда висело объявление.
(Проверка.)
— Какие слова записали в первый столбик? Почему?
— Какие слова записали во второй столбик? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Определите лицо глаголов.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.
— Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)
— Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 171(с. 85).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?
2. Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа
(Запись слов под диктовку.)
Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, сосёшь, жуёшь.
— Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
— В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)
-
Работа по учебнику
Упр. 172(с. 85).
— Прочитайте текст.
— О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
— Что они напоминают Э. Шиму?
— Выполните задания. (Проверка.)
— Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова
опять.)
Упр. 173(с. 86).
— Прочитайте.
— Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 174(с. 86).
— Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)
— В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)
— Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 175 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце — мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце — мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)
(Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Выборочный диктант
— Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа, обозначьте орфограмму.
1) Поспешишь - людей насмешишь. 2) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 3) От умного научишься, от глупого разучишься. 4) Два века не проживёшь. 5) Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 238—239).)
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?
Домашнее задание
Упр. 177 (с. 87).
____________________________
Тема: Сочинение по репродукциикартины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД:
п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины «Весна. Большая вода».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите основную мысль текста.
— Как вы озаглавили текст?
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
— Назовите глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени.
— Назовите глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
III. Работа по теме урока
1. Беседа
— Сегодня мы продолжим знакомство с художественным наследием России и напишем сочинение по одной из картин известного русского художника И.И. Левитана. С какой картиной И.И. Левитана вы уже работали? («Золотая осень».)
— Что вы помните о жизни и творчестве этого художника? (Ответы детей (см. урок 15).)
— Какие ещё его картины вы знаете?
-
Работа по учебнику
Упр. 178 (с. 87).
— Прочитайте текст.
— Сколько частей в нём можно выделить? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
— Для чего нужно вступление? (Готовит к восприятию текста.)
— Прочитайте вступление.
— Как ещё можно начать описание картины? (На картине «Весна. Большая вода» художника Исаака Ильича Левитана изображено половодье... Передомной картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Я вижу...)
— Прочитайте основную часть. Что в ней описывается? (Описывается содержание картины: вода, которая везде, берёзки в воде.)
— Прочитайте заключительную часть.
— Как ещё можно закончить описание картины?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске грамматические
разборы.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 179 (с. 87).
— Прочитайте.
— Рассмотрите картину. (Написание сочинения на черновике.)
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие затруднения вы испытывали при написании сочинения?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Упр. 176 (с. 86).
__________________________
Тема: 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели:познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какая пословица вам больше всего понравилась?
— В какой ситуации вы можете её процитировать?
— Назовите время, лицо и число глаголов. (Самооценка.)
III. Актуализация знаний
— Спишите. Найдите и обозначьте все известные орфограммы. Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце.
Крепкий мороз сковал широкую реку.
— Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? (В прошедшем.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы.
Понимаю, танцуете, кричишь, помним, верят, клеит, строю, поливаем, растите, рассказывает, складываешь, страдают.
— Определите лицо и число глаголов. Распределите их по группам в зависимости от лица и числа, запишите.
— Сколько групп у вас получилось?