Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Цель:развивать умения находить однородные члены в предло­жениях, на слух и зрительно определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразование модели с целью выявле­ния общих законов, определяющих данную предметную область; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка

учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения ма­териала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарный диктант

Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнёр, багаж.

III. Самоопределение к деятельности

— Какие члены предложения в стихотворении являются од­нородными? (Сказуемые.)

— Как связаны однородные сказуемые? (Интонацией и союзом и.)

— Какие ещё союзы могут связывать однородные члены пред­ложения? (Союзы а, но.)

— Рассмотрите схемы предложений. Объясните постановку запятых в каждом случае.

о, о, о.

О и О. О, но О.

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в по­становке запятых в предложениях с однородными членами.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 44 (с. 32-33).(Работа в парах. Составление устного рассказа. Проверка. Одна пара выступает у доски, остальные дополняют и исправ­ляют.)

Упр. 45(с. 33).

— Прочитайте загадки, назовите отгадки.

— Назовите однородные члены в каждом предложении.

— Определите, каким членом предложения являются одно­родные члены. Докажите, что они являются однородными.


— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Какие слова с орфограммами вы выписали?

— Назовите части слова стальная.

— Запишите в словарик слово календарь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Определите значение слова по толковому словарю.

— Подберите к слову календарь однокоренные слова, запиши­те. Подчеркните безударные гласные. (Календарный.)

— Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.47(с. 34).(Учащиеся устно по цепочке распространяют предложения, самостоятельно записывают их, расставляют знаки препинания, подчёркивают орфограммы в словах. Проверка. Звуко-буквенный разбор на доске.)

Дополнительное задание: изменить первое предложение так, чтобы в нём были однородные сказуемые, объединённые сою­зом а или но.

VII. Рефлексия(Работа по карточкам.)

— Выпишите предложения в порядке следования схем, рас­ставьте знаки препинания.

О, О и О. О, О, О. 0,аО.

1) Раки-самцы не роют нор, а опускаются в глубокие ямы на дне.

2) Раки-самки роют в укромных местах реки, озера, пруда норки.

3) С наступлением холодов водяные жуки, рыбы и лягушки прячутся на дно.

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как распознать в предложении однородные члены?

— Когда между однородными членами ставится запятая, а ко­гда не ставится?

Домашнее задание

Упр. 46 (с. 31)

Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».

Цель:развивать умения употреблять в речи предложения с од­нородными членами, составлять текст — описание картины.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
л. — нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:портрет И.И. Левитана, фоторепродукции работ художника или презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите однородные члены в предложениях.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова юг.)

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Н. Некрасов

— Подчеркните в словах изученные орфограммы.

— Выпишите из текста по три слова с проверяемыми безудар­ными гласными в корне и проверяемыми парными соглас­ными в корне, подберите проверочные слова.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова свежи. (Коллективная проверка.)

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об И.И. Левитане

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.

(Слайд 1 — портрет художника.)

Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспе­чить семье относительный достаток, но и старался дать детям до­стойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, ко­торые давал отец.

Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

(Слайд 2 - здание Московского училища.)

Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет мо­лодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.


В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастер­ской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. По­ленов.

(Слайды 3,4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично за­кончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.

Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осен­ний день. Сокольники» было высоко оценено русским меце­натом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.

(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Соколь­ники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяков­ской галереи.)

В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».

(Слайды 7—9 - репродукции картин.)

В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

(Слайды 10-12 - репродукции картин.)

Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

(Слайды 13-17 - репродукции картин.)

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

2. Беседа по картине

— Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Зо­лотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Кар­тинной галерее» учебника.

— Какие чувства вызывает у вас пейзаж?

— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?

— Почему она так называется?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)

3. Обсуждение структуры сочинения

— Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)

— Как это построение текста соотносится с планом, дан­ным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)

— Какими предложениями можно начать вводную часть? (Ярассматриваю картину И.И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени... И.И. Левитан на­писал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал «Золотая осень»...)


— Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Зо­лотая осень», я вспоминал строчки стихотворения... Карти­на «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о...)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока(Написание сочинения на черновике.)

VII. Рефлексия(Чтение и анализ нескольких сочинений.) — Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем интересен был для вас сегодняшний урок?

— Какие знания и умения вам пригодились?

— О чём бы вам хотелось рассказать дома?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами И. И. Левитана.

Наши проекты

Цели:подготовить к выполнению проектной работы; обоб­щить знания о знаках препинания в русском языке.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; при­менение методов информационного поиска, в том числе с помо­щью компьютерных средств; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; конт­роль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: на доске плакат с правилами работы в группах, учебники по литературному чтению, толковые словари.

Предварительная подготовка: учащиеся под руководством учителя готовят сценку по стихотворению С.Я. Маршака «Знаки препинания».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)

— С какими картинами И.И. Левитана вы познакомились дома?

— Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

III. Актуализация знаний

— Вспомните, какие проекты мы выполняли в 3 классе.

— Чем вам нравятся такие уроки?

— Чем они интересны?

IV. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и определите тему проектнойработы, которую вам предстоит выполнить. (Подготовленные учащиеся инсценируют стихотворение у доски.)