Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Цель:развивать умения находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка
учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарный диктант
Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнёр, багаж.
III. Самоопределение к деятельности
— Какие члены предложения в стихотворении являются однородными? (Сказуемые.)
— Как связаны однородные сказуемые? (Интонацией и союзом и.)
— Какие ещё союзы могут связывать однородные члены предложения? (Союзы а, но.)
— Рассмотрите схемы предложений. Объясните постановку запятых в каждом случае.
о, о, о.
О и О. О, но О.
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 44 (с. 32-33).(Работа в парах. Составление устного рассказа. Проверка. Одна пара выступает у доски, остальные дополняют и исправляют.)
Упр. 45(с. 33).
— Прочитайте загадки, назовите отгадки.
— Назовите однородные члены в каждом предложении.
— Определите, каким членом предложения являются однородные члены. Докажите, что они являются однородными.
— В каких предложениях между однородными членами ставится запятая? Почему?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Какие слова с орфограммами вы выписали?
— Назовите части слова стальная.
— Запишите в словарик слово календарь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Определите значение слова по толковому словарю.
— Подберите к слову календарь однокоренные слова, запишите. Подчеркните безударные гласные. (Календарный.)
— Составьте предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.47(с. 34).(Учащиеся устно по цепочке распространяют предложения, самостоятельно записывают их, расставляют знаки препинания, подчёркивают орфограммы в словах. Проверка. Звуко-буквенный разбор на доске.)
Дополнительное задание: изменить первое предложение так, чтобы в нём были однородные сказуемые, объединённые союзом а или но.
VII. Рефлексия(Работа по карточкам.)
— Выпишите предложения в порядке следования схем, расставьте знаки препинания.
О, О и О. О, О, О. 0,аО.
1) Раки-самцы не роют нор, а опускаются в глубокие ямы на дне.
2) Раки-самки роют в укромных местах реки, озера, пруда норки.
3) С наступлением холодов водяные жуки, рыбы и лягушки прячутся на дно.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как распознать в предложении однородные члены?
— Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?
Домашнее задание
Упр. 46 (с. 31)
Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».
Цель:развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст — описание картины.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование:портрет И.И. Левитана, фоторепродукции работ художника или презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите однородные члены в предложениях.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова юг.)
III. Актуализация знаний
Письмо по памяти
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Н. Некрасов
— Подчеркните в словах изученные орфограммы.
— Выпишите из текста по три слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверяемыми парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова свежи. (Коллективная проверка.)
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.И. Левитане
(Сопровождается фотопрезентацией.)
Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.
(Слайд 1 — портрет художника.)
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.
Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и старался дать детям достойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец.
Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
(Слайд 2 - здание Московского училища.)
Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет молодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.
В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастерской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. Поленов.
(Слайды 3,4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.
Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осенний день. Сокольники» было высоко оценено русским меценатом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.
(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Сокольники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяковской галереи.)
В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».
(Слайды 7—9 - репродукции картин.)
В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
(Слайды 10-12 - репродукции картин.)
Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.
(Слайды 13-17 - репродукции картин.)
Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.
2. Беседа по картине
— Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Золотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Картинной галерее» учебника.
— Какие чувства вызывает у вас пейзаж?
— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?
— Почему она так называется?
(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)
3. Обсуждение структуры сочинения
— Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)
— Как это построение текста соотносится с планом, данным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)
— Какими предложениями можно начать вводную часть? (Ярассматриваю картину И.И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени... И.И. Левитан написал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал — «Золотая осень»...)
— Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Золотая осень», я вспоминал строчки стихотворения... Картина «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о...)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока(Написание сочинения на черновике.)
VII. Рефлексия(Чтение и анализ нескольких сочинений.) — Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересен был для вас сегодняшний урок?
— Какие знания и умения вам пригодились?
— О чём бы вам хотелось рассказать дома?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами И. И. Левитана.
Наши проекты
Цели:подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: на доске плакат с правилами работы в группах, учебники по литературному чтению, толковые словари.
Предварительная подготовка: учащиеся под руководством учителя готовят сценку по стихотворению С.Я. Маршака «Знаки препинания».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)
— С какими картинами И.И. Левитана вы познакомились дома?
— Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?
III. Актуализация знаний
— Вспомните, какие проекты мы выполняли в 3 классе.
— Чем вам нравятся такие уроки?
— Чем они интересны?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение и определите тему проектнойработы, которую вам предстоит выполнить. (Подготовленные учащиеся инсценируют стихотворение у доски.)
Цель:развивать умения находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как связаны однородные члены предложения, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка
учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарный диктант
Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнёр, багаж.
III. Самоопределение к деятельности
— Какие члены предложения в стихотворении являются однородными? (Сказуемые.)
— Как связаны однородные сказуемые? (Интонацией и союзом и.)
— Какие ещё союзы могут связывать однородные члены предложения? (Союзы а, но.)
— Рассмотрите схемы предложений. Объясните постановку запятых в каждом случае.
о, о, о.
О и О. О, но О.
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения, поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 44 (с. 32-33).(Работа в парах. Составление устного рассказа. Проверка. Одна пара выступает у доски, остальные дополняют и исправляют.)
Упр. 45(с. 33).
— Прочитайте загадки, назовите отгадки.
— Назовите однородные члены в каждом предложении.
— Определите, каким членом предложения являются однородные члены. Докажите, что они являются однородными.
— В каких предложениях между однородными членами ставится запятая? Почему?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Какие слова с орфограммами вы выписали?
— Назовите части слова стальная.
— Запишите в словарик слово календарь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Определите значение слова по толковому словарю.
— Подберите к слову календарь однокоренные слова, запишите. Подчеркните безударные гласные. (Календарный.)
— Составьте предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.47(с. 34).(Учащиеся устно по цепочке распространяют предложения, самостоятельно записывают их, расставляют знаки препинания, подчёркивают орфограммы в словах. Проверка. Звуко-буквенный разбор на доске.)
Дополнительное задание: изменить первое предложение так, чтобы в нём были однородные сказуемые, объединённые союзом а или но.
VII. Рефлексия(Работа по карточкам.)
— Выпишите предложения в порядке следования схем, расставьте знаки препинания.
О, О и О. О, О, О. 0,аО.
1) Раки-самцы не роют нор, а опускаются в глубокие ямы на дне.
2) Раки-самки роют в укромных местах реки, озера, пруда норки.
3) С наступлением холодов водяные жуки, рыбы и лягушки прячутся на дно.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как распознать в предложении однородные члены?
— Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?
Домашнее задание
Упр. 46 (с. 31)
Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».
Цель:развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст — описание картины.
Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование:портрет И.И. Левитана, фоторепродукции работ художника или презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите однородные члены в предложениях.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова юг.)
III. Актуализация знаний
Письмо по памяти
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Н. Некрасов
— Подчеркните в словах изученные орфограммы.
— Выпишите из текста по три слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверяемыми парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова свежи. (Коллективная проверка.)
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об И.И. Левитане
(Сопровождается фотопрезентацией.)
Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.
(Слайд 1 — портрет художника.)
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.
Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и старался дать детям достойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец.
Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
(Слайд 2 - здание Московского училища.)
Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет молодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.
В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастерской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. Поленов.
(Слайды 3,4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.
Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осенний день. Сокольники» было высоко оценено русским меценатом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.
(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Сокольники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяковской галереи.)
В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».
(Слайды 7—9 - репродукции картин.)
В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».
(Слайды 10-12 - репродукции картин.)
Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.
(Слайды 13-17 - репродукции картин.)
Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.
2. Беседа по картине
— Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Золотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Картинной галерее» учебника.
— Какие чувства вызывает у вас пейзаж?
— Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?
— Почему она так называется?
(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)
3. Обсуждение структуры сочинения
— Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)
— Как это построение текста соотносится с планом, данным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)
— Какими предложениями можно начать вводную часть? (Ярассматриваю картину И.И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени... И.И. Левитан написал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал — «Золотая осень»...)
— Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Золотая осень», я вспоминал строчки стихотворения... Картина «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о...)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока(Написание сочинения на черновике.)
VII. Рефлексия(Чтение и анализ нескольких сочинений.) — Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересен был для вас сегодняшний урок?
— Какие знания и умения вам пригодились?
— О чём бы вам хотелось рассказать дома?
Домашнее задание
Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами И. И. Левитана.
Наши проекты
Цели:подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: на доске плакат с правилами работы в группах, учебники по литературному чтению, толковые словари.
Предварительная подготовка: учащиеся под руководством учителя готовят сценку по стихотворению С.Я. Маршака «Знаки препинания».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Чтение и анализ сочинений.)
— С какими картинами И.И. Левитана вы познакомились дома?
— Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?
III. Актуализация знаний
— Вспомните, какие проекты мы выполняли в 3 классе.
— Чем вам нравятся такие уроки?
— Чем они интересны?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение и определите тему проектнойработы, которую вам предстоит выполнить. (Подготовленные учащиеся инсценируют стихотворение у доски.)