Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Вставьте пропущенные суффиксы глаголов. Вид.ла, завис..л, слыш.ли, ужал..ли, обманыв.л, зависла, ненавид..ли.

(Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как определить, какой суффикс нужно писать перед суф­фиксом -л- в глаголах прошедшего времени?

Домашнее задание

— Найдите в стихотворении глаголы, определите время, лицо, число, род (что возможно).

Часы пробили восемь.

Сейчас затихнет дом,

Сейчас платок набросим

На клетку со щеглом.

Есть у Маши дочка,

Ей скоро полгодочка.

Она лежит не плачет,

Глаза от света прячет.

Чтоб у нас она спала,

Снимем лампу со стола.

А. Барто

__________________________


Тема: Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста.

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста по вопросам; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите глаголы настоящего времени.

— Как изменяются глаголы в настоящем времени? (По лицам и числам.)

— Назовите лицо и число глаголов настоящего времени.

— У каких ещё глаголов можно определить лицо и число? (Углаголов будущего времени.)

— Назовите глаголы будущего времени. В каком лице и числе они употреблены?

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По чис­лам, в единственном числе породам.)

— Дайте характеристику глаголов в прошедшем времени.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Шо(с, сс)е, а(л, лл)ый, су(м, мм)а, ки(л, лл)огра(м, мм), те(р, рр)а(с, сс)а, су(б, бб)ота, гри(б, бб), лу(ж, жж)а, жу(ж, жж)ит, Ва(н, нн)я, ва(н, нн)а, те(л, лл)егра(м, мм)а, ко(м, мм)и(с, сс)ия, ко(л, лл)о(н, нн)а.

— В написании каких слов вы сомневаетесь?

— Где можно узнать, две или одну букву нужно писать в слове? (В орфографическом словаре.)

— Спишите, при необходимости пользуйтесь орфографиче­ским словарём.

(Проверка, самооценка.)


IV. Самоопределение к деятельности

Игра «Доскажи словечко»

— Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе?

— Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл. Мы играем в... (волейбол).

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «Шайбу!»,

«Мимо!», «Бей!» —

Значит, там игра — ... (хоккей).

Я спешу на тренировку,

В кимоно сражаюсь ловко.

Чёрный пояс нужен мне,

Ведь люблю я... (карате).

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьёт об пол,

Значит, это... (баскетбол).

Конь, канат, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам... (гимнастика).

— К какой тематической группе относятся эти слова? (Виды спорта.)

— Кто знает, как называются крупнейшие международные соревнования, которые проходят раз в четыре года? (Олим­пийские игры.)

— Какие бывают Олимпийские игры? (Зимние и летние.)

— А перечисленные вами виды спорта входят в программу зимних Олимпийских игр или летних?

— Вы уже догадались о чём мы сегодня будем писать изложе­ние? (Об Олимпийских играх.)

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 241 (с. 114).

— Прочитайте текст.

— Определите его тему. (Олимпийские игры в Греции.)

— Что нового вы узнали из текста?

— Прочитайте вопросы к тексту.

— Найдите в тексте ответ на каждый вопрос, прочитайте.

2. Орфографическая подготовка, анализ предложений текста

— Найдите в тексте известные орфограммы. Объясните их написание.

— Объясните постановку знаков препинания.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

(Учащиеся пересказывают текст по вопросам в парах.)

2. Работа над изложением

(Написание изложения по вопросам. Самопроверка, редак­тирование текста.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали из текста изложения?

Домашнее задание

Упр. 241 (с. 114) - выполнить грамматические разборы.

Упр. 242 (с. 114).

_____________________

Тема: Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Формируемые УУД: п. —
выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с те­традкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша про­гульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина запла­кала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 86).)

III. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

— В написании каких слов вы сомневались?


________________________

Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Цели:проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученное о глаголе.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлек­сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка дей­ствий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте рассказ, который у вас получился.

— Назовите его основную мысль.

III. Анализ контрольного диктанта

(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки и запол­няют таблицу.)

Орфограммы

Количество ошибок

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением




Парные согласные в корне слова




Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч




Разделительный мягкий знак




Разделительный твёрдый знак




Безударные падежные окончания имён существительных




Безударные личные окончания глаголов




Безударные падежные окончания имён прилагательных




Не с глаголами




Слова с непроверяемым написанием




Пропуск, замена букв




Всего ошибок




— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обо­значьте орфограммы, подберите проверочные слова.

(Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить сле­дующее задание.)