Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-шея и -ться в глаголах является орфограммой.)
— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.
— Выполните разбор слова повисли по составу.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 218 (с. 105).
— Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)
Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа (Окончание -ешь или -ишь.)
Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание -ет или -ит.)
Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. Самооценка.)
Упр. 220 (с. 105).
— Прочитайте стихотворение.
— Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их написание.
— Расскажите стихотворение друг другу.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.
1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем оговорит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.
(Фронтальная проверка с объяснением.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!
Домашнее задание
Упр. 219 (с. 105).
__________________________
Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте глаголы с буквосочетанием -тся. Докажите, что вы написали правильно.
- Прочитайте глаголы с буквосочетанием -ться. Докажите, что вы написали правильно.
III. Актуализация знаний
- Вставьте непроизносимые согласные там, где это необходимо. Как вы будете действовать?
Капуе..ный, вкусный, счас.ливый, радос.ный, ужасный, звёз..ный, чу..ство, прекрасный, извесный.
(Проверка.)
— В каких словах вы написали непроизносимые согласные? Назовите проверочные слова.
— В каких словах непроизносимых согласных нет? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Где тут -тся?
Где тут -ться?
Надо разобраться.
Что делать?
Учиться.
Что делает?
Учится.
Превосходный ученик
Из него получится.
По Э. Успенскому
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 221 (с. 106).
— Прочитайте задание.
— Составьте первое предложение. Какую букву вы поставите на месте пропуска? Почему?
(По аналогии разбираются остальные предложения. Необходимо обратить внимание на однородные члены и сложные предложения.)
— Как можно озаглавить текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 222 (с. 106).
— Послушайте стихотворение.
Товарищ цирк, твои огни горят у входа,
Зовут, зовут они к себе толпу народа,
Сюда приходят малыши и деды тоже,
Здесь веселятся от души и бьют в ладоши.
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду!
Встречая важного слона, смеются дети,
Медведь учёный катит на мотоциклете,
Танцует лошадь краковяк, плюмаж искрится,
Под самым куполом смельчак в ракете мчится.
С утра я рад, чего-то жду.
Пари-ри-ра, я в цирк иду!
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду! "
Р. Рождественский
— Какие воспоминания вызвало у вас это стихотворение?
— Вспомните, как вы ходили в цирк. Что вам больше всего понравилось?
— Составьте об этом небольшой рассказ.
— Сколько частей будет в вашем рассказе?
— Что вы скажете во вступлении?
— О чём расскажете в основной части?
— Чем закончите свой рассказ?
(Работа в парах. Учащиеся составляют текст и рассказывают друг другу. Далее два-три ученика рассказывают перед классом. Взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 106).
(Работа в парах, самостоятельное выполнение письменного задания. Взаимопроверка, взаимооценка.)
Упр. 225 (с. 107).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите глаголы в два столбика: с буквосочетанием -ться и с буквосочетанием -тся.
1) Бойся того, кто тебя боится. 2) Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается. 3) Научиться хорошему мало и тысячи дней, научиться дурному достаточно и часа. 4) Где глупый кичится — умный отмолчится. 5) Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. 6) Не боялся браться, так не страшись делать. 7) Не трудиться, так хлеба не добиться. 8) Хочется есть, да не хочется с печи слезть.
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 243-244).)
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто доволен своей работой?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Упр. 224 (с. 107).
______________________
Тема: Сочинение по сюжетным рисункам.
Цели: закреплять изученное о глаголе; развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам и плану.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте первую загадку.
— К какому спряжению относятся глаголы? Какие окончания вы вставили?
(Аналогично разбираются остальные загадки. Один ученик выполняет на доске разбор слова ломает как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Нянчить, бренчать, сказочный, ласточка, мощный, тапочки, помощница, венчик, бабочка, стальной, грелочка, молочный.
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетания чк, чн, щн, нч, которые пишутся без мягкого знака.)
— Какое слово лишнее? Почему? (Стальной — в этом слове пишется мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему текста, который мы будем составлять сегодня на уроке.
На границе, как известно,
Труд нелёгкий, непростой —
Там ребята служат честно,
Охраняя край родной!
Чтобы к нам контрабандисты
Груз опасный не везли,
Чтоб бандиты, террористы
К нам в страну не проползли.
Л. Панин
— Какой текст мы будем сегодня составлять?
(О пограничниках.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 228 (с. 108)
— Рассмотрите рисунки.
— О чём будет рассказ? (О том, как дети вырастили собаку и подарили её пограничникам.)
— Сколько частей будет в рассказе? (Три.)
— Составьте предложения по первому рисунку.
— О чём вы будете рассказывать во второй части? Составьте предложения.
— Составьте предложения к третьему рисунку.
— Расскажите получившиеся рассказы друг другу.
— Озаглавьте свой рассказ. («Подарок пограничникам», «Юные помощники».)
— Запишите рассказ.
(Самопроверка. Далее несколько учеников по желанию зачитывают свои рассказы, остальные оценивают, учитель отмечает удачные моменты.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 227 (с. 108).
(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников выступают с сообщениями.)
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите время и спряжение глаголов.
Выход..шь в поле, стел..те постель, припека..т солнце, служ..т Родине, они пол..т траву, та..т снег, скаж..м правду, прйвыкн..м к холоду, жал..т пчёлы.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какую тему мы повторили?
— Кто доволен своей работой?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Найти пословицы и поговорки с глаголами I и II спряжения настоящего и будущего времени с безударными окончаниями.
_______________________
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени
Цели:актуализировать знания об особенностях глаголов в прошедшем времени; развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.
— Выполните разбор слова повисли по составу.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 218 (с. 105).
— Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)
Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа (Окончание -ешь или -ишь.)
Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.
— Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание -ет или -ит.)
Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. Самооценка.)
Упр. 220 (с. 105).
— Прочитайте стихотворение.
— Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их написание.
— Расскажите стихотворение друг другу.
(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.
1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем оговорит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.
(Фронтальная проверка с объяснением.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!
Домашнее задание
Упр. 219 (с. 105).
__________________________
Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте глаголы с буквосочетанием -тся. Докажите, что вы написали правильно.
- Прочитайте глаголы с буквосочетанием -ться. Докажите, что вы написали правильно.
III. Актуализация знаний
- Вставьте непроизносимые согласные там, где это необходимо. Как вы будете действовать?
Капуе..ный, вкусный, счас.ливый, радос.ный, ужасный, звёз..ный, чу..ство, прекрасный, извесный.
(Проверка.)
— В каких словах вы написали непроизносимые согласные? Назовите проверочные слова.
— В каких словах непроизносимых согласных нет? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Где тут -тся?
Где тут -ться?
Надо разобраться.
Что делать?
Учиться.
Что делает?
Учится.
Превосходный ученик
Из него получится.
По Э. Успенскому
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 221 (с. 106).
— Прочитайте задание.
— Составьте первое предложение. Какую букву вы поставите на месте пропуска? Почему?
(По аналогии разбираются остальные предложения. Необходимо обратить внимание на однородные члены и сложные предложения.)
— Как можно озаглавить текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 222 (с. 106).
— Послушайте стихотворение.
Товарищ цирк, твои огни горят у входа,
Зовут, зовут они к себе толпу народа,
Сюда приходят малыши и деды тоже,
Здесь веселятся от души и бьют в ладоши.
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду!
Встречая важного слона, смеются дети,
Медведь учёный катит на мотоциклете,
Танцует лошадь краковяк, плюмаж искрится,
Под самым куполом смельчак в ракете мчится.
С утра я рад, чего-то жду.
Пари-ри-ра, я в цирк иду!
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду! "
Р. Рождественский
— Какие воспоминания вызвало у вас это стихотворение?
— Вспомните, как вы ходили в цирк. Что вам больше всего понравилось?
— Составьте об этом небольшой рассказ.
— Сколько частей будет в вашем рассказе?
— Что вы скажете во вступлении?
— О чём расскажете в основной части?
— Чем закончите свой рассказ?
(Работа в парах. Учащиеся составляют текст и рассказывают друг другу. Далее два-три ученика рассказывают перед классом. Взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 106).
(Работа в парах, самостоятельное выполнение письменного задания. Взаимопроверка, взаимооценка.)
Упр. 225 (с. 107).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите глаголы в два столбика: с буквосочетанием -ться и с буквосочетанием -тся.
1) Бойся того, кто тебя боится. 2) Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается. 3) Научиться хорошему мало и тысячи дней, научиться дурному достаточно и часа. 4) Где глупый кичится — умный отмолчится. 5) Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. 6) Не боялся браться, так не страшись делать. 7) Не трудиться, так хлеба не добиться. 8) Хочется есть, да не хочется с печи слезть.
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 243-244).)
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто доволен своей работой?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Упр. 224 (с. 107).
______________________
Тема: Сочинение по сюжетным рисункам.
Цели: закреплять изученное о глаголе; развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам и плану.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте первую загадку.
— К какому спряжению относятся глаголы? Какие окончания вы вставили?
(Аналогично разбираются остальные загадки. Один ученик выполняет на доске разбор слова ломает как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Нянчить, бренчать, сказочный, ласточка, мощный, тапочки, помощница, венчик, бабочка, стальной, грелочка, молочный.
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетания чк, чн, щн, нч, которые пишутся без мягкого знака.)
— Какое слово лишнее? Почему? (Стальной — в этом слове пишется мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему текста, который мы будем составлять сегодня на уроке.
На границе, как известно,
Труд нелёгкий, непростой —
Там ребята служат честно,
Охраняя край родной!
Чтобы к нам контрабандисты
Груз опасный не везли,
Чтоб бандиты, террористы
К нам в страну не проползли.
Л. Панин
— Какой текст мы будем сегодня составлять?
(О пограничниках.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 228 (с. 108)
— Рассмотрите рисунки.
— О чём будет рассказ? (О том, как дети вырастили собаку и подарили её пограничникам.)
— Сколько частей будет в рассказе? (Три.)
— Составьте предложения по первому рисунку.
— О чём вы будете рассказывать во второй части? Составьте предложения.
— Составьте предложения к третьему рисунку.
— Расскажите получившиеся рассказы друг другу.
— Озаглавьте свой рассказ. («Подарок пограничникам», «Юные помощники».)
— Запишите рассказ.
(Самопроверка. Далее несколько учеников по желанию зачитывают свои рассказы, остальные оценивают, учитель отмечает удачные моменты.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 227 (с. 108).
(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников выступают с сообщениями.)
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите время и спряжение глаголов.
Выход..шь в поле, стел..те постель, припека..т солнце, служ..т Родине, они пол..т траву, та..т снег, скаж..м правду, прйвыкн..м к холоду, жал..т пчёлы.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какую тему мы повторили?
— Кто доволен своей работой?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Найти пословицы и поговорки с глаголами I и II спряжения настоящего и будущего времени с безударными окончаниями.
_______________________
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени
Цели:актуализировать знания об особенностях глаголов в прошедшем времени; развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала