Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите тему текста.

— Какова его главная мысль?

— Как вы озаглавили текст?

— Какие глаголы-синонимы вы подчеркнули?

— Написание каких слов вызвало у вас затруднения?

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всех на свете я сильнее,

Всех на свете я смелее,

Никого я не боюсь,

Никому не покорюсь. (Огонь.)

— Вы знаете, что огонь — друг человека, но тем не менее он может принести и много горя. В каком случае это может произойти? (Из-за неосторожного обращения с огнём может начаться пожар.)

— По каким причинам может начаться пожар в лесу?

— Чем опасен лесной пожар?

— О чём мы будем писать сегодня изложение? (О пожаре в лесу.)

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 253 (с. 119).

— Прочитайте текст.

— Определите его тему. (Старого охотника застиг в лесу по­жар. Он спасся благодаря зайцу.)

— Какова основная мысль текста? О чём он? (О состоянии человека, который попал в беду, его переживаниях и чувстве благодарности по отношению к зверьку, который спас его от гибели.)

— Озаглавьте текст.

2. Обсуждение структуры текста, лексическая работа, орфогра­фическая подготовка

— Определите, сколько частей в тексте. (Четыре.)

— Прочитайте вводную часть. О чём в ней говорится? (Дед охотился в лесу, и неожиданно начался пожар.)

— Какое предложение говорит о том
, что пожар начался не­далеко от того места, где охотился дед?

— Что значит «потянуло гарью»?

— Озаглавьте эту часть. (Пожар. Неудачная охота.)

— Назовите орфограммы в словах этой части.

— Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? (Деду гро­зит опасность, и вдруг появляется заяц.)

— Какие глаголы и в каком времени использованы в этой части?

— Прочитайте слова, которые говорят, что дед устал.

— Что значит «дым выедал глаза»?

— Почему заяц еле волочил ноги?

— Озаглавьте эту часть. (Опасностьрядом.)

— Назовите орфограммы в словах этой части.

— Разберите последнее предложение этой части по членам. (Один ученик работает у доски.)

— Третья часть - самый напряжённый момент. Прочитайте её. О чём в ней говорится? (Старик испытывает состояние страха перед неминуемой гибелью, умоляет зайца бежать тише.)

— Почему Ларион обрадовался зайцу, будто родному?

— Прочитайте последнее предложение этой части. О чём оно говорит? (Дед испытывает сильный страх.)

— Озаглавьте эту часть. (Дед бежал за зайцем.)

— Назовите орфограммы в словах этой части.

— Прочитайте заключение. О чём в нём говорится? (Заяц вы­вел деда из огня. Дед его вылечил и оставил у себя.)

— Озаглавьте эту часть. (Спасение. Дед оставил зайца у себя.)

— Назовите орфограммы в словах этой части.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

2. Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

VII. Подведение итогов урока

— Какие трудности вы испытывали при написании изложения?

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол».

___________________________

Тема: Проверка знаний по теме «Глагол»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол»; формировать навыки работы с тестами.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий дейст­вия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Работа в группах по вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя» (с. 120). По каждому вопросу отчитывается один предста­витель от каждой группы, остальные исправляют и дополняют его ответ.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

Тестовая работа

1. Укажите вопросы, на которые может отвечать глагол в не­определённой форме.

1) что делал? 3) что делает?

2) что делать ? 4) что сделать ?

2. Спряжение — это:

1) изменение глагола по лицам и числам

2) изменение глагола по временам

3) изменение глагола по числам

4) изменение глагола по родам

3. КI спряжению относятся глаголы:

1) на -ить (кроме брить, стелить)

2) брить, стелить

3) верить, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть

4) держать, гнать, дышать, слышать

4. Укажите личное окончание глаголов II спряжения.

1) -ить 3) -ют

2) -им 4) -ете

5. Суффикс -л- указывает на:

1) прошедшее время, мужской род

2) настоящее время

3) прошедшее время

4) неопределённую форму

6. Укажите глаголы, в которых пишется мягкий знак.

1) умывает, хя 3) слышаться

2) смеят.хя 4) слушаеш..

7. Найдите ошибки.

1) сижу - 1 -е лицо 3) подают — 2-е лицо

2) покупал - 3-е лицо 4) ходите - 2-е лицо

8. У глаголов в настоящем времени можно определить:

1)лицо 3)род

2) число 4) спряжение

9. Укажите верные утверждения.

1) Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам.

2) У глагола в неопределённой форме нельзя определить спряжение.

3) Окончание -ешь имеют глаголы I спряжения во 2-м лице единственного числа.

4) Глаголы множественного числа имеют окончание -и.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 9 (с. 38-41).)

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Какие знания, умения и навыки мы проверяли сегодня на уроке?

— Какие задания показались вам трудными?

____________________________

Тема: Анализ изложения, тестовой работы. Повторение

Цель:проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении, в тестовой работе.


Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий дейст­вия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ изложения

(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Физкультминутка

IV. Анализ тестовой работы

(Учитель называет общие ошибки, учащиеся объясняют, как правильно ответить на вопросы и почему.)

V. Повторение

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Что вокру.. оз..ра - видно, а что внутри — нет. Смотр..шь в воду, а вид..шь обл..ка и д..рев..я. Вид..шь то, че..о там нет, а что есть — (не)вид..шь, пока (не)спуст..ш..ся в глубину.

— Спишите, обозначьте изученные орфограммы. Наверху бродят звери, а внизу разве что рак проползёт. Не увидишьна земле губки-бодяги - они растут на дне.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Чем полезен был сегодняшний урок?

Домашнее задание

Индивидуальные задания на карточках (в зависимости от ошибок, допущенных в тестовой работе).

________________________

Тема: Язык. Речь. Текст

Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повто­рить признаки текста; развивать умение определять тему и основ­ную мысль текста.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — ини­циативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необ­ходимых дополнений и корректив в план и способ действия; вы­деление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — нрав­ственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обес­печивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Распределите слова по группам и запишите их в два столбика.

Платье, Колька, оленьи, тюлень, брать, братья, угольки, мель, пе­телька, пальто, перья, льёт, солью, катанье, пальцы.

(Проверка.)

— Какие группы у вас получились? (Слова с разделительным мягким знаком, слова с мягким знаком показателем мягко­сти согласных на конце слова и в середине слова.)

— Допишите в каждую группу ещё по два слова.

— Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицы.

• Красна речь слушаньем.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Всех речей не переслушаешь.

• Глупые речи что пыль на ветру.

— Что объединяет эти пословицы? (Они все о речи.)

— Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок?

— Что мы будем повторять, какие умения закреплять?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 254 (с. 121).

(Работа в парах. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы. Проверка.)

— Какие вопросы вызвали у вас затруднение? На какие во­просы вы забыли ответы?

Упр. 255 (с. 121).

— Прочитайте.

— Это диалог или монолог? Докажите. (Монолог. Рассуждает один человек.)

(Далее устная работа по вопросам упражнения, выполнение грамматических разборов.)

Упр. 256 (с. 121-122).

(Устная работа по вопросам учебника, самостоятельное вы­полнение письменного задания. Один ученик выполняет на доске разбор слова (для) чести как части речи. Проверка.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 257 (с. 122).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— На какой вопрос отвечает текст-описание?