Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Что показалось вам трудным?
Домашнее задание
Найти в учебнике литературного чтения и выписать четыре предложения с однородными членами, указать названия произведений и авторов.
__________________________
Тема: Предложение и словосочетание
Цели:повторить признаки распространённых и нераспространённых, простых и сложных предложений; развивать умения находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, различать распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы выписали, называя произведения и авторов.
— Назовите однородные члены предложения.
III. Актуализация знаний
— Спишите. Обозначьте все знакомые орфограммы.
Это не листы и не листки, Даже не листочки молодые, А зеленовато-золотые Облачка прозрачного клочки. В. Приходько
— Как думаете, что автор так называет? (Осенние листья.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения. Найдите в них грамматическую основу.
Распустились листочки.
Распустились зелёные листочки берёзы.
На деревьях распустились листочки, и лес ожил.
— Чем похожи эти предложения? Чем отличаются? (Первое предложение состоит только из главных членов, в нём одна грамматическая основа, во втором предложении есть второстепенные члены, в третьем предложении две грамматические основы.)
— Как называются предложения
, состоящие только из главных членов предложения? (Нераспространённые.)
— Как называются предложения, в которых, кроме главных, есть второстепенные члены предложения? (Распространённые?)
— Как называются предложения, в которых одна грамматическая основа? (Простые.)
— Как называются предложения, в которых две и более грамматические основы? (Сложные.)
— Почему в последнем предложении стоит запятая? (Части сложного предложения разделяются запятой.)
— Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Умения находить в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены предложения, различать распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 268 (с. 126).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
Упр. 269 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами.
— Назовите грамматические основы предложений.
— Прочитайте сложные предложения.
— Нарисуйте схемы сложных предложений.
— Как соединяются части сложного предложения? Как они разделяются?
— Прочитайте нераспространённые предложения.
— Прочитайте распространённые предложения.
Упр. 270 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Несколько учеников читают свои предложения.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 271 (с. 126).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
Упр. 272 (с. 127).
— Прочитайте стихотворение.
— О чём в нём говорится?
— Какова основная мысль текста?
— Найдите побудительные предложения. Прочитайте их своему соседу по парте так, как будто даёте ему добрый совет.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
VIII. Рефлексия
— Прочитайте предложение.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А. Плещеев
— Выберите верные утверждения. Запишите их номера.
1) Это предложение простое.
2) Это предложение сложное.
3) В этом предложении есть однородные члены.
4) Это предложение побудительное.
5) Это предложение повествовательное.
6) Это предложение восклицательное по интонации.
7) Это предложение нераспространённое.
8) Это предложение распространённое.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Кто доволен своей работой?
Домашнее задание
Упр. 273 (с. 127).
___________________________
Тема: Лексическое значение слова
Цели: повторить понятия лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; развивать умения объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов, подбирать к словам синонимы и антонимы.
Формируемые УУД: п. — поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дайте характеристику каждого предложения. (Первое предложение повествовательное, восклицательное; второе — вопросительное, невосклицательное, третье — повествовательное, невосклицательное.)
— Как вы разобрали по составу слово сосчитаешь?
— Подберите синоним к слову видимо-невидимо. (Очень много.)
III. Актуализация знаний
— Какой разделительный знак — мягкий или твёрдый — нужно вставить в слова?
Без..ядерный, колдун..я, нич..я, разъярённый, Тат..яна, олад..и, подъёмный, солен..е, в..ёт, кинос.ёмка, дерев..я, весел..е, медвеж..и, волч.и, вз..ерошилась, с..ёжился, рыс.ю, снадоб..е, ожерел..е.
— Какова роль разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах?
— В чём различия в условиях их написания?
Эти знаки — буквы две —
Верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья,
Объявление, семья. Им почёт и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.
— Запишите слова с разделительными мягким и твёрдым знаками, которые встретились в стихотворении.
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово плим
И повторяю снова:
Плим,плим,плим.
Вот прыгает и скачет
Плим,плим,плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
И. Токмакова
— О чём говорится в стихотворении? (О том, что у каждого слова есть значение, а у слова плим нет значения.)
— Может ли такое быть? (Нет. Каждое слово имеет значение.)
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 274 (с. 128).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Объясните значение указанных фразеологизмов. (За тридевять земель — очень далеко, на краю света. Сломя голову — стремительно, опрометью, во весь дух, изо всех сил. Развязался язык — кто-либо вдруг начинает много, безостановочно говорить, становится болтливым.)
Упр. 275 (с. 128).
— Прочитайте название текста. Кто такие голавль и трясогузка? (Голавль —рыба, а трясогузка — птица.)
— Прочитайте текст.
— Какие фразеологизмы встретились в тексте? Объясните их значение. (Таращить глаза — глаз не оторвать, пристально смотреть. Воды в рот набрал — будто онемел, лишился способности говорить (обупорном молчании, о нежелании говорить).)
Упр. 276 (с. 128).
(Работа в парах. Проверка. Инсценировка нескольких диалогов.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал. (Лист.)
Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам
Пушку в битву повезут. (Гусеницы.)
В них духи храниться рады
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть. (Пузырьки.)
Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке. (Пятачок.)
— Что вы можете сказать о словах-отгадках? (Это многозначные слова.)
— Окаких значениях многозначных слов говорится в загадках?
— К какой части речи относятся слова-отгадки?
— Какие орфограммы встретились в них?
— Спишите. Подчеркните синонимы.
Гляди — поехала машина,
Из-под колёс фонтаном пыль.
Машину можно звать «машина»,
А можно звать «автомобиль».
Автомобиль не вроде клячи,
Сто лошадиных сил мотор.
Водитель за рулём,
Иначе
Он называется «шофёр».
— Дополните пословицы антонимами.
1) Ученье — свет, а неученье — ... (тьма). 2) Знай больше, а говори... (меньше). 3) В учёбе корень горек, зато плод её... (сладок). 4) Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого). 5) Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый). 6) Мир строит, а война... (разрушает). 7) Смелый побеждает, а трус... (погибает). 8) Ласточка день начинает, а соловей... (кончает). 9) Радость — свет, печаль — ... (тьма).
VIII. Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени пустой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня... (прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь... (тишина).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я... (конец).
Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех —
Я бываю поневоле,
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это... (плач).
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие понятия мы повторяли сегодня на уроке?
— Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?
Домашнее задание
Упр. 277 (с. 129).
___________________________