Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Найти в учебнике литературного чтения и выписать четыре предложения с однородными членами, указать названия произ­ведений и авторов.

__________________________

Тема: Предложение и словосочетание

Цели:повторить признаки распространённых и нераспро­странённых, простых и сложных предложений; развивать уме­ния находить в предложениях главные и второстепенные чле­ны предложения, однородные члены предложения, различать распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы выписали, называя произведения и авторов.

— Назовите однородные члены предложения.

III. Актуализация знаний

— Спишите. Обозначьте все знакомые орфограммы.

Это не листы и не листки, Даже не листочки молодые, А зеленовато-золотые Облачка прозрачного клочки. В. Приходько

— Как думаете, что автор так называет? (Осенние листья.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения. Найдите в них грамматическую основу.

Распустились листочки.

Распустились зелёные листочки берёзы.

На деревьях распустились листочки, и лес ожил.

— Чем похожи эти предложения? Чем отличаются? (Первое предложение состоит только из главных членов, в нём одна грамматическая основа, во втором предложении есть вто­ростепенные члены, в третьем предложении две граммати­ческие основы.)

— Как называются предложения
, состоящие только из глав­ных членов предложения? (Нераспространённые.)

— Как называются предложения, в которых, кроме главных, есть второстепенные члены предложения? (Распространённые?)

— Как называются предложения, в которых одна граммати­ческая основа? (Простые.)

— Как называются предложения, в которых две и более грам­матические основы? (Сложные.)

— Почему в последнем предложении стоит запятая? (Части сложного предложения разделяются запятой.)

— Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Умения нахо­дить в предложениях грамматическую основу и второстепен­ные члены предложения, различать распространённые и нерас­пространённые, простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 268 (с. 126).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 269 (с. 126).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами.

— Назовите грамматические основы предложений.

— Прочитайте сложные предложения.

— Нарисуйте схемы сложных предложений.

— Как соединяются части сложного предложения? Как они разделяются?

— Прочитайте нераспространённые предложения.

— Прочитайте распространённые предложения.

Упр. 270 (с. 126).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Несколько учени­ков читают свои предложения.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 271 (с. 126).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

Упр. 272 (с. 127).

— Прочитайте стихотворение.

— О чём в нём говорится?

— Какова основная мысль текста?

— Найдите побудительные предложения. Прочитайте их сво­ему соседу по парте так, как будто даёте ему добрый совет.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте предложение.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А. Плещеев

— Выберите верные утверждения. Запишите их номера.

1) Это предложение простое.

2) Это предложение сложное.

3) В этом предложении есть однородные члены.

4) Это предложение побудительное.

5) Это предложение повествовательное.

6) Это предложение восклицательное по интонации.

7) Это предложение нераспространённое.

8) Это предложение распространённое.

(Проверка.)


— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторяли сегодня на уроке?

— Кто доволен своей работой?

Домашнее задание

Упр. 273 (с. 127).

___________________________

Тема: Лексическое значение слова

Цели: повторить понятия лексическое значение слова, однознач­ные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; развивать умения объяснять лексическое значение слов и фразео­логизмов, подбирать к словам синонимы и антонимы.

Формируемые УУД: п. — поиск и выделение необходимой ин­формации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных усло­вий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установ­ление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дайте характеристику каждого предложения. (Первое пред­ложение повествовательное, восклицательное; второе во­просительное, невосклицательное, третье — повествователь­ное, невосклицательное.)

— Как вы разобрали по составу слово сосчитаешь?

— Подберите синоним к слову видимо-невидимо. (Очень много.)

III. Актуализация знаний

— Какой разделительный знак — мягкий или твёрдый — нужно вставить в слова?

Без..ядерный, колдун..я, нич..я, разъярённый, Тат..яна, олад..и, подъёмный, солен..е, в..ёт, кинос.ёмка, дерев..я, весел..е, медвеж..и, волч.и, вз..ерошилась, с..ёжился, рыс.ю, снадоб..е, ожерел..е.

— Какова роль разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах?

— В чём различия в условиях их написания?

Эти знаки — буквы две —

Верно служат при письме:

Съезд, съедобный, сыновья,

Объявление, семья. Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

— Запишите слова с разделительными мягким и твёрдым зна­ками, которые встретились в стихотворении.

IV. Самоопределение к деятельности


— Послушайте стихотворение.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово плим

И повторяю снова:

Плим,плим,плим.

Вот прыгает и скачет

Плим,плим,плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

И. Токмакова

— О чём говорится в стихотворении? (О том, что у каждого слова есть значение, а у слова плим нет значения.)

— Может ли такое быть? (Нет. Каждое слово имеет значение.)

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 274 (с. 128).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В тол­ковом словаре.)

— Объясните значение указанных фразеологизмов. (За три­девять земель очень далеко, на краю света. Сломя голову — стремительно, опрометью, во весь дух, изо всех сил. Развя­зался язык кто-либо вдруг начинает много, безостановочно говорить, становится болтливым.)

Упр. 275 (с. 128).

— Прочитайте название текста. Кто такие голавль и трясогуз­ка? (Голавль —рыба, а трясогузка птица.)

— Прочитайте текст.

— Какие фразеологизмы встретились в тексте? Объясните их значение. (Таращить глаза — глаз не оторвать, пристально смотреть. Воды в рот набрал — будто онемел, лишился спо­собности говорить (обупорном молчании, о нежелании гово­рить).)

Упр. 276 (с. 128).

(Работа в парах. Проверка. Инсценировка нескольких диа­логов.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал. (Лист.)

Продырявят все листочки,

Все цветочки обгрызут

И по рытвинам да кочкам

Пушку в битву повезут. (Гусеницы.)

В них духи храниться рады

И пилюлям место есть,

А в стакане лимонада

Их так много, что не счесть. (Пузырьки.)

Есть он в двадцати полушках,

Маленьком земли клочке,

Есть на мордочке у хрюшки,

В кассе, в банке, в кошельке. (Пятачок.)

— Что вы можете сказать о словах-отгадках? (Это многознач­ные слова.)


— Окаких значениях многозначных слов говорится в загад­ках?

— К какой части речи относятся слова-отгадки?

— Какие орфограммы встретились в них?

— Спишите. Подчеркните синонимы.

Гляди — поехала машина,

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно звать «машина»,

А можно звать «автомобиль».

Автомобиль не вроде клячи,

Сто лошадиных сил мотор.

Водитель за рулём,

Иначе

Он называется «шофёр».

— Дополните пословицы антонимами.

1) Ученье — свет, а неученье — ... (тьма). 2) Знай больше, а говори... (меньше). 3) В учёбе корень горек, зато плод её... (сладок). 4) Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого). 5) Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый). 6) Мир строит, а война... (разрушает). 7) Смелый побеждает, а трус... (погибает). 8) Ласточка день начинает, а соловей... (кончает). 9) Радость — свет, печаль — ... (тьма).

VIII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени пустой.

Я в бутылке лимонада.

А зовут меня... (прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь... (тишина).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я... (конец).

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех —

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это... (плач).

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие понятия мы повторяли сегодня на уроке?

— Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

Домашнее задание

Упр. 277 (с. 129).


___________________________