Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Какой?)

— На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?)

Упр. 258 (с. 122).

— Прочитайте текст.

— О чём говорится в тексте? Какова его тема? (О планете Марс.)

— Сколько в нём частей? (Две.)

— Определите тип первой части. (Описание.)

— Определите тип второй части. (Рассуждение.)

— Как можно озаглавить этот текст?

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. (Проверка.)

— Разберите по составу слово красноватую.

VII. Рефлексия

— Прочитайте тексты.

В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен занимать­ся своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни (Л. да Винчи)

Крот и Заяц

— И чего ты, Крот, после дождя ходишь, лапы в лужах мочишь?

— А когда же ходить?

— Когда земелька сухая. Тогда бегать хорошо, скакать ловко — одно удовольствие!

— Эх, торопыга... Разве я бегать да скакать выхожу? После дождя земляные черви на свет показываются. Чем их под землёй ловить, лучше по лужам пройтись... Лапы мокрые, зато обед сытный!

Э.Шим

— Что представляет собой каждый текст - диалог или моно­лог? (Первый текст — монолог, второй диалог.)

— Как вы определили?

— Спишите диалог, подчеркните безударные гласные в корнях слов. Устно подберите проверочные слова.

(Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

— Кто доволен своими знаниями по этой теме?

Домашнее задание

Упр. 259 (с. 123).

_________________________


Тема: Предложение и словосочетание

Цели:повторить признаки предложения; закреплять умение выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий; рефлек­сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - сличение спо­соба действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установ­ление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам и заданиям упражнения, чтение и анализ сравнительных описаний, составленных учащимися. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

иней пшено

сирень водица

пальто гнездятся

ангина лесной

солдат первоцвет

— Почему слова записаны в два столбика? (В первом столби­ке записаны слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а во втором — слова с безударными гласными, про­веряемыми ударением.)

— Назовите проверочные слова для слов второго столбика.

— Запишите слова под диктовку.

Холодок, колосок, голова, борода, веселить, хлопотливый, борозда, далеко, голодание, трепетание, вечера.

(Проверка по образцу, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Составьте словосочетания с этими словами.

— Почему вы считаете, что это не предложения? (Не выража­ют законченную мысль.)


— Дополните словосочетания до предложений.

— Как вы думаете, какую тему мы будем повторять на уроке, какие умения закреплять?

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 261 (с. 124).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 262 (с. 124).

— Прочитайте.

— Докажите, что это предложение.

— Как предложение обозначается на письме?

— Назовите орфограммы, которые встретились в предложении.

— Прочитайте предложение орфографическим способом.

— Расскажите его друг другу в парах. (Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.)

— Подчеркните основу предложения. Можно ли её назвать словосочетанием? (Нет. Это нераспространённое предло­жение.)

— Как выписать словосочетания из предложения? (1. Ставим вопросы от подлежащего. 2. Ставим вопросы от сказуемого. 3. Ставим вопросы от второстепенных членов.)

— Выпишите все словосочетания из предложения. (Проверка. Один ученик читает словосочетания, остальные

проверяют. Если словосочетание названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Самооценка.) Упр. 263 (с. 124).

— Прочитайте запись под цифрой 1.

— Можно ли её назвать предложением? Докажите своё мне­ние. (Слова не связаны по смыслу, не выражают законченную мысль, значит, это не предложение.)

— Составьте из слов предложение.

— Составьте и запишите все предложения.

— Прочитайте. Получился ли у вас текст? Докажите своё мне­ние. (Да. Предложения связаны по смыслу, можно определить основную мысль текста, озаглавить его.)

— Определите основную мысль текста и озаглавьте его.

— Выполните разбор слова шерсти как части речи. (Один ученик работает у доски.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по темеурока

Предупредительный диктант

Дуб

Между берёзками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плода­ми. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не конча­лась соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долго­жителя от вредителей.

По А. Белояр

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: преду­предительный диктант (с. 89).)

VIII. Рефлексия Выборочный диктант

— Выпишите грамматическую основу предложений.


Мы подъехали к опушке леса. Перед нами раскинулась широкая по­ляна. Цвёл душистый клевер. Жужжали хлопотливые пчёлы. По травинке неторопливо ползёт зелёная гусеница.

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

— Кто доволен своими знаниями по этой теме?

Домашнее задание

(Задание на карточках.)

— Дополните словосочетания так, чтобы получились предло­жения. Составьте из них текст.

Весеннее солнце, ясный день, серый снег, закапали сосульки, звон­кие ручьи, бумажные кораблики, шумные игры.

_________________________

Тема: Предложение и словосочетание

Цели:повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать однородные члены предложения.

Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, чтоуже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите тему текстов, которые у вас получились. (Весенний день.)

(Несколько учеников читают свои рассказы, остальные оце­нивают, учитель отмечает удачные моменты.)

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы там, где это необ­ходимо.

В..сна пришла. Б..гутруч..и,

Журч..т, см..ют..ся, в..с..лы...

И острые н..сы св..и

С.сульки с крыш., свес..л...

Но вот в..сят они и очень

Мучают..ся, ма..т..ся:


У них лишь вечером и ноч..ю

Насморк прекращается.

Т. Гусарова

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения. Найдите в них грамматическую основу.

На уроке дети читали.

На уроке дети читали, рассказывали стихи, отгадывали загадки.

— Чем похожи эти предложения? Чем они отличаются? (Во втором предложении не одно сказуемое, а несколько.)

— Как называются такие сказуемые? (Однородные.)

— Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Умения вы­делять в предложениях грамматическую основу, находить однородные члены предложения.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 264 (с. 124).

(Устная работа по вопросам и заданию упражнения.)

Упр. 265 (с. 125).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буква­ми. (Безударные гласные в корне слова, безударные окончанияглаголов и имён прилагательных, непроизносимые согласные в корне слова.)

— В каких предложениях есть однородные члены? (2, 3, 5.)

— Как связаны однородные члены между собой? (Союзом и, интонацией.)

— Как разделяются? (Запятой.)

Упр. 266 (с. 125).

(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 267 (с. 125).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Докажите, что это предложения. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

VIII. Рефлексия Графический диктант

(Учитель читает предложение. Если это предложение с одно­родными членами, учащиеся ставят знак «+», если без однород­ных членов — знак «—».)

Тюленем белым с крыши снег

Сползал и охал.

Г. Ильина

Всё больше солнце разрывает

Перину облаков седых

И ласково нас согревает

В своих объятьях золотых.

И зазвенели птичьи трели

В макушках заспанных берёз...

Л. Шишкина

Запели птицы про весну,

Про блеск проталин в поле чистом,

Про бархат вербы, про сосну

В боярском платье золотистом.

Т. Маслова-Шервуд

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторяли сегодня на уроке?

— Какое задание было самым интересным?