Файл: Курс лекций красноярск 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
-нарушение дыхания (затруднение дыхания за счет аспирации рвотны- ми массами, западения языка или нарушений нервной регуляции дыхания)
-нарушения со стороны сердечно- сосудистой системы (падение арте- риального давления, тахикардия, одышка, бледность кожных покровов)
-нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (рвота, понос, вздутие и боли в животе).
Как действовать при пероральных отравлениях:
-необходимо сделать промывание желудка
-затем принять активированный угль, для того, чтобы уменьшить вса- сываемость вредных веществ
-очистить кишечник с помощью очистительной клизмы
-принять слабительные средства
-необходимо обильное питье
Методика промывания желудка в домашних условиях: необходимо приготовить 10 литров воды комнатной температуры. Посадить пострадав- шего на стул, перед ним поставить ведро. Нажимая на корень языка, промыть желудок порциями 300 – 500 мл до «чистой воды».
Как действовать при ингаляционном отравлении:
- необходимо обеспечить пострадавшему доступ свежего воздуха
- проверить проходимость дыхательных путей
- освободить от стесняющей одежды
- при остановке дыхания начать искусственное дыхание.
Человеку, принявшему чрезмерную дозу лекарства, необходима немед- ленная медицинская помощь. Это относится как к передозировке предписан- ных врачом и свободно продаваемых средств, так и к передозировке нарко- тиков.
Многие газы ядовиты, в том числе газ, образующийся при сгорании полиуретана, и аммиак, используемый на холодильных фабриках, в чистящих средствах и удобрениях, а также окись углерода в выхлопных газах автома- шин. Здесь должен насторожить сильный едкий запах. Отравление чаще все- го происходит в закрытых помещениях. Нельзя входить туда без маски. Газ рассеивается очень медленно.
Горящий полиуретановый пенопласт выделяет газ, который может привести к гибели в считанные минуты. Необходимо вызвать пожарную ко- манду, не пытаться предпринять что-нибудь в одиночку.
Если есть подозрение, что автомобиль или гараж наполнен окисью уг- лерода, нужно открыть двери и вынести всех находящихся в закрытом про- странстве на свежий воздух.
Во всех случаях, когда есть подозрения на отравление газом, независи- мо от причины необходимо проверить состояние дыхательных путей, дыха- ния и кровообращения.
Помощь при укусах животных и жалящих насекомых
Укусы собак, кошек, грызунов опасны из-за возможности попадания в рану из их рта болезнетворных микробов. Раз в 10 лет в качестве профилак-


70
тической меры необходимо делать инъекции противостолбнячной сыворот- ки.
Место укуса следует тщательно промыть, а если кожа была разорвана, пострадавшего должен осмотреть врач. Тяжелые раны требуют лечения в больнице.
Укусы пчел, ос и муравьев нередко крайне болезненны, но обычно не- опасны, если только они не носят множественного характера, если они не в полости рта или глотки или на них нет тяжелой аллергической реакции.Если человека жалит пчела, жало обычно остается в коже, следует удалить его, ос- торожно поскабливая кожу чистым лезвием ножа.
Укусы змей представляют определенную опасность. Тяжесть последст- вий зависит от места укуса, возраста, состояния здоровья пострадавшего и от вида ядовитой змеи. Дети переносят укус тяжелее, чем взрослые.
Признаки укуса: следы укуса обычно парные, боль, покраснение и отек вокруг укуса. Может быть нарушение зрения, затрудненное дыхание, в край- не тяжелых случаях - остановка дыхания.
Как действовать: необходимо уложить пострадавшего успокоить, не поддаваться панике. Выдавить из ранки первые капли крови. Можно отсосать яд ртом, если нет повреждений слизистой оболочки полости рта, постоянно сплевывая слюну в течение 15 минут. Обработать ранку йодом, наложить по- вязку. Местно можно применить холод, внутрь - обильное питье. Обеспечить неподвижность пострадавшей конечности.
Рекомендуется транспортировка пострадавшего в лечебное учрежде- ние.
Таким образом, формирование ЗОЖ является не только частью обще- образовательной подготовки, но и реальным стимулом жизни студентов.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

ЛЕКЦИЯ 7 ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Физиологические потребности организма в пищевых веществах зависят от множества условий, которые постоянно меняются, следовательно, невоз- можно точно сбалансировать питание на каждый момент жизни. Чем выше физические затраты организма тем больше энергии тратит человек. Трениро- ванный организм меньше расходует энергии на выполнение работы, т.к. меньшее количество мышц принимает участие в работе.
Питание– это процесс поступления, переваривания, всасывания и ус- воения организмом пищевых веществ.
В детском и юношеском возрасте скорость усвоения веществ больше скорости распада веществ, вследствие чего растет организм и увеличивается объем тканей и органов.
7.1. Рекомендации по рациональному питанию
1. Сезонность питания. Специалисты диетологи считают, что не сле- дует одинаково питаться весь год. Зимой активизируется обмен липидов, а

71
летом – углеводно-белковый обмен, поэтому жирную пищу, например сало полезнее есть зимой для сохранения тепла, а летом больше есть фруктов.
2. Традиционность питания. Необходимо учитывать традиции наших предков, которые в течение длительного времени выверили ценность пита- тельных продуктов. В настоящее время также необходимо есть больше нату- ральных продуктов.
3. Региональность питания. Биологический организм лучше усваивает те продукты, которые выросли там же, где вырос человек. Для северного ти- па людей предпочтительней рожь, для южной Европы – пшеница, а народы юго-восточной Азии традиционно употребляют рис.
Основные принципы рационального питания
1. Принцип умеренности. Необходимо учитывать индивидуальный об- раз жизни человека. При значительной физической нагрузке, а также расту- щему организму требуется большее количество калорий и, наоборот, при ми- нимальной затрате энергии необходимо питаться умеренно.
2. Принцип систематичности. Врачи-диетологи подчеркивают важ- ность многократного питания. Если организм долго не получает питательных веществ, то он испытывает стресс и в следующий прием пищи в организме начинает откладываться жир. Рекомендуется не оставлять пустым желудок более чем на 3-4 часа. Многократность питания обеспечивает экологическую безопасность.
3. Принцип разнообразия. Комбинирование разных продуктов лучше всего обеспечивает организму доставку необходимых ему пищевых веществ, чем больше разнообразие продуктов, тем легче выбрать необходимые веще- ства, следовательно, разнообразие дает пищевую ценность. Также разнооб- разное питание лучше обеспечивает безопасность от вредных веществ и по- вышает аппетит, тем самым больше выделяя пищеварительные сроки.
4. Принцип сбалансированности. Основными компонентами питания являются белки, жиры и углеводы. Между ними необходимо соблюдать оп- ределенный баланс. Оптимальное соотношение: белки – 20%, жиры – 30%, углеводы – 50%.
5. Вместе с продуктами питания в организм должны поступать витами- ны и минеральные вещества.
7.2. Основные погрешности современного питания
1. Незначительное потребление натуральных продуктов.
2. Большое количество рафинированной пищи.
3. Большое количество присутствия химических веществ в продуктах питания (консерванты, ароматизаторы, красители).
4. Нарушение режима питания.
Основными компонентами питания являются белки, углеводы и жиры.
Пропорциональный баланс между ними: белки – 20 %, углеводы – 50 %, жи- ры – 30 %.


72
Белки. Строение, свойства и функции
Белки являются одними из четырех основных органических веществ живой материи (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры), но по своему значению и биологическим функциям они занимают в ней особое место.
Около 30% всех белков человеческого тела находится в мышцах, около 20% - в костях и сухожилиях и около 10% – в коже. Но наиболее важными белками всех организмов являются ферменты, которые, хотя и присутствуют в их теле и в каждой клетке тела в малом количестве, тем не менее, управляют рядом существенно важных для жизни химических реакций. Все процессы, проис- ходящие в организме: переваривание пищи, окислительные реакции, актив- ность желез внутренней секреции, мышечная деятельность и работа мозга ре- гулируется ферментами. Разнообразие ферментов в теле организмов огромно.
Даже в маленькой бактерии их насчитываются многие сотни.
Белки, или, как их иначе называют, протеины, имеют очень сложное строение и являются наиболее сложными из питательных веществ. Белки – обязательная составная часть всех живых клеток. В состав белков входят: уг- лерод, водород, кислород, азот, сера и иногда фосфор.
Обмен белков
После расщепления белков в пищеварительном тракте образовавшиеся аминокислоты всасываются в кровь. В кровь всасывается также незначитель- ное количество полипептидов – соединений, состоящих из нескольких ами- нокислот. Из аминокислот клетки нашего тела синтезируют белок, причем белок, который образуется в клетках человеческого организма, отличается от потребленного белка и характерен для человеческого организма.
Образование нового белка в организме человека и животных идет бес- прерывно, так как в течение всей жизни взамен отмирающих клеток крови, кожи, слизистой оболочки, кишечника и т.д. создаются новые, молодые клет- ки. Для того чтобы клетки организма синтезировали белок, необходимо, что- бы белки поступали с пищей в пищеварительный канал, где они подвергают- ся расщеплению на аминокислоты, и уже из всосавшихся аминокислот будет образован белок.
Если же, минуя пищеварительный тракт, ввести белок непосредственно в кровь, то он не только не может быть использован человеческим организ- мом, он вызывает ряд серьезных осложнений.
Белки не могут быть заменены какими-либо другими пищевыми веще- ствами, так как синтез белка в организме возможен только из аминокислот.
Для того чтобы в организме мог произойти синтез присущего ему белка, не- обходимо поступление всех или наиболее важных аминокислот.
Белки не всегда содержат все аминокислоты: в одних белках содержит- ся большее количество необходимых организму аминокислот, в других - не- значительное. Разные белки содержат различные аминокислоты и в разных соотношениях.


73
Белки, в состав которых входят все необходимые организму аминокис- лоты, называются полноценными; белки, не содержащие всех необходимых аминокислот, являются неполноценными белками.
Для человека важно поступление полноценных белков, так как из них организм может свободно синтезировать свои специфические белки. Однако полноценный белок может быть заменен двумя или тремя неполноценными белками, которые, дополняя друг друга, дают в сумме все необходимые ами- нокислоты. Следовательно, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы в пище содержались полноценные белки или набор не- полноценных белков, по аминокислотному содержанию равноценных полно- ценным белкам.
Поступление полноценных белков с пищей крайне важно для растуще- го организма, так как в организме ребенка не только происходит восстанов- ление отмирающих клеток, как у взрослых, но и в большом количестве соз- даются новые клетки.
Обычная смешанная пища содержит разнообразные белки, которые в сумме обеспечивают потребность организма в аминокислотах. Важна не только биологическая ценность поступающих с пищей белков, но и их коли- чество. При недостаточном количестве белков нормальный рост организма приостанавливается или задерживается, так как потребности в белке не по- крываются из-за его недостаточного поступления.
К полноценным белкам относятся преимущественно белки животного происхождения, кроме желатины, относящейся к неполноценным белкам.
Неполноценные белки – преимущественно растительного происхождения.
Однако некоторые растения (картофель, бобовые и др.) содержат полноцен- ные белки. Из животных белков особенно большую ценность для организма представляют белки мяса, яиц, молока и др. В свою очередь полноценные белки делятся на: сбалансированные и несбалансированные.В сбалансиро- ванном белке присутствуют все необходимые для организма аминокислоты, и между ними сохраняется четкий баланс. В несбалансированном белке так- же присутствуют все аминокислоты, но между ними нарушен баланс.
Основные продукты, содержащие полноценный сбалансированный бе-
лок: мясо животных и птицы, рыба, икра осетровая и кетовая, говяжья пе- чень, яичный белок, молоко, творог, сыр.
Основные продукты, содержащие полноценный несбалансированный
белок: зерновые культуры (кроме кукурузы), соя.
Основные продукты, содержащие неполноценный белок:кукуруза, зерна пшеницы, рис, овощи.
7.3. Углеводы. Строение, свойства и функции
Углеводы или сахариды – одна из основных групп органических соеди- нений организма. Они представляют собой первичные продукты фотосинтеза и исходные продукты биосинтеза других веществ в растениях (органические