Файл: Отчет по производственной практике (торговоэкономическая практика) в фгбоу во Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова.doc
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
-
магазинов местного значения; -
магазинов общесистемного значения; -
магазинов в составе торговых центров; -
магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).
Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.
Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.
Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
2. Система показателей развития торгового предприятия
Розничный товарооборот — это сумма продаж товаров покупателям для личного потребления, за наличный расчет и в кредит, а также продажа товаров в порядке мелкооптовой продажи коллективным потребителям — предприятиям, учреждениям и организациям.
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которым оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. В состав товарооборота розничного торгового предприятия включается:
-
стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный расчет; -
стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); -
стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара; -
продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю); -
стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара; -
стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
-
стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; -
стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Также не включается в оборот розничной торговли:
-
стоимость спецодежды, выданной своим работникам; продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.); -
продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.); -
стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар; -
отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения); -
стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Анализ оборота розничной торговли заключается в выявлении его резервов роста и повышении эффективности деятельности предприятия. Основной целью проведения анализа оборота розничной торговли является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.
Первоначальным этапом анализа розничного товарооборота является подготовительный, в ходе которого определяются цели и задачи проведения исследования, осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации, изучаются его основные предпосылки. [10, с. 40]
После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа анализа оборота розничной торговли, осуществляемого по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ розничного товарооборота, анализ его товарного обеспечения. [10, с. 43]
При анализе динамики оборота розничной торговли строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов. Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.
При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики.
Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.
При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.
В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре. Структура оборота розничной торговли – это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.
Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Методика расчета показателей, используемых при анализе оборота розничной торговли
Направление анализа | Методика расчета |
Анализ динамики оборота розничной торговли | Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен: |
Продолжение таблицы 1
| (1) Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели «темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам: (2) (3) Для оценки выполнения плана оборота розничной торговли определяется процент выполнения плана: (4) Для анализа оборота розничной торговли в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте, определяемого по формуле: (5) Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в его товарной структуре и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота розничной торговли. Также для характеристики динамики оборота розничной торговли целесообразно рассчитывать среднегодовой темп роста оборота розничной торговли, определяемого по формуле: (6) |
Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж | Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям. Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Коэффициент равномерности: (7) Индекс сезонности рассчитывается по формуле: (8) |
где Рсц – объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
Рдц – оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.;
Iц – индекс розничных цен;
Тр – темп роста, %;
Р1 – объем оборота розничной торговли отчетного периода, тыс. руб.;
Р0 – объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.;
Тпр – темп прироста оборота розничной торговли, %;
n – количество периодов;
- среднегодовой темп роста объема оборота розничной торговли, %;
Рn – объем оборота розничной торговли последнего года в динамическом ряду в сопоставимых ценах к базисному периоду, тыс. руб. %;
%Рпл – процент выполнения плана, %;
Рф – фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.;
Рпл – плановый оборот розничной торговли, тыс. руб.;
Кр – коэффициент равномерности, %;
V – коэффициент вариации, %;
-
- среднеквадратическое отклонение;
- средний процент (темп роста) оборота к общему объему, %;
Х – процент (темп роста) оборота розничной торговли по отдельным временным периодам (месяцам, кварталам), %;
- средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.;
- среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.;
Кстр.сдв. – коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте розничной торговли, %;
- удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %;
- удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %;
n – количество товарных групп.
Методика факторного анализа рассмотрена в таблице 2.
Таблица 2 - Методика расчета влияния факторов на изменение оборота розничной торговли [10, с. 50]
Наименование факторов | Методика расчета |
Связанные с изменением цен и физического объема продаж | Для расчета влияния цен и физического объема продаж на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия используют формулы: Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения розничных цен ( ): , (9) Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения физического объема продаж ( ): (10) Совокупное влияние данных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли торгового предприятия. |
Связанные с использованием товарных ресурсов | Состав товарных ресурсов, влияющих на оборот розничной торговли, определяется формулой товарного баланса: (11) Зн+П=Р+Зк+В, Р=Зн+П-Зк-В, Используя вышеуказанную формулу, с помощью метода цепных подстановок можно определить влияние факторов, связанных с товарными ресурсами на объем оборота розничной торговли: Р0=Зн0+П0-В0-Зк0, (12) Р/=Зн1+П0-В0-Зк0, Р//=Зн1+П1-В0-Зк0, Р///= Зн1+П1-В1-Зк0, Р1=Зн1+П1-В1-Зк1. |
| (13) Далее рассчитывается влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли: , (14) , |