Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, варианты контрольных работ, охватывающие все дидактические единицы по дисциплине Философия, вопросы для подготовки к экзамену, список учебнометодической литературы.doc
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию …
1)Мышление;
2)Деятельность;
3)Самосознание.
4. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
1)Речь;
2)Письмо;
3)Язык.
5. Выделите точку зрения идеализма.
1)Сознание существует параллельно с материей;
2)Сознание может существовать до и независимо от материи;
3)Сознание существует как производная материи.
Тема: Феномен сознания в философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Современные концепции бессознательного: феноменология и психоанализ.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, внимание, память, психика, язык, знак, образ, деятельностный подход, интенциональность, искусственный интеллект.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе?
Задание 4. Решите тест:
1. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
2. Воспроизведение в себе других предметов есть …
1)Самопознание;
2)Отрицание;
3)Отражение.
3. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – это …
1)Привычка;
2)Архетип;
3)Обычай.
4. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – это …
1)Социальное;
2)Политическое;
3)Этическое.
5. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
1)Речь;
2)Письмо;
3)Язык.
Вариант 33
Тема: Философская теория познания. Научное познание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Рациональное и иррациональное в познании.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Субъект, объект, парадигма, знание, чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом
, релятивизмом и скептицизмом?
Задание 4. Решите тест:
1. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - это …
1)Рационализм;
2)Сенсуализм;
3)Эмпиризм.
2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
1)Рационализм;
2)Релятивизм;
3)Материализм.
3. Форма чувственного познания – это …
1)Представление;
2)Образ;
3)Восприятие.
4. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это …
1)Представление;
2)Мечта;
3)Фантазия.
5. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …
1)Догматизм;
2)Рационализм;
3)Релятивизм.
Вариант 34
Тема: Философская теория познания. Научное познание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Заблуждение, ложь, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт, теория, проблема, гипотеза, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование, формализация, конкретизация, научная картина мира.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
Задание 4. Решите тест:
1. Мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя относится к понятию…
1)Моделирование;
2)Абстрагирование;
3)Формализм.
2. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это …
1)Обобщение;
2)Воспроизведение;
3)Представление.
3. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для …
1)Скептицизма;
2)Агностицизма;
3)Сциентизма.
4. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями – это …
1)Аксиома;
2)Гипотеза;
3)Теория.
5. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …
1)Анализ;
2)Синтез;
3)Систематизация.
Вариант 35
Тема:Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие и критерии глобальных проблем, их классификация.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Глобальные проблемы, техногенный мир, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, социальные прогнозы, перспективы, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Перспективен ли поиск новых ценностей в решении проблем техногенного мира?
Задание 4. Решите тест:
1. Специфика культурных процессов 20 в. отразилась в понятии…
1)Массовая культура;
2)Этническая культура;
3)Локальная культура.
2. Кто автор теории «локальных культур»?
1)Тойнби;
2)Шпенглер;
3)Ясперс.
3. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:
1)Данилевским;
2)Бердяевым;
3)Шпенглером.
4. Западному типу цивилизационного развития соответствует …
1)Традиционное общество;
2)Техногенное общество;
3)Эзотерическое общество.
1)Локализации культур;
2)Противоборства культур;
3)Взаимодействия культур.
Тема: Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Современный техногенный мир и природа человека. Основные виды научной рациональности, их этическая оценка.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Прогресс, рациональность, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, техногенный мир, парадигма, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какова роль философии в проекте вариантов общественного развития?
Задание 4. Решите тест:
1. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это …
1)Антропосоциогенез;
2)Социализация;
3)Культурогенез.
2. Кризис современной культуры в первую очередь связан с…
3. Для разрешения глобальных проблем необходимо…
4. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?
1)Можно;
2)Можно и нельзя в отдельных случаях;
3)Нельзя.
5. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …
1)Ценность;
2)Нормы;
3)Ритуал.
Вариант 37
Тема: Философия экономики
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие хозяйства, его историческая эволюция.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Хозяйство, труд, богатство, бедность, рынок, экономика, домоуправление, экономический человек, экономия, политическая экономия, меркантилизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
К чему сводится концепция меркантилизма?
Задание 4. Решите тест:
1. В какой концепции политика предстает как соперничество заинтересованных социальных групп?
2. Кем разрабатывалась теория предельной полезности?
1)Мышление;
2)Деятельность;
3)Самосознание.
4. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
1)Речь;
2)Письмо;
3)Язык.
5. Выделите точку зрения идеализма.
1)Сознание существует параллельно с материей;
2)Сознание может существовать до и независимо от материи;
3)Сознание существует как производная материи.
Вариант 32
Тема: Феномен сознания в философии
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Современные концепции бессознательного: феноменология и психоанализ.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, внимание, память, психика, язык, знак, образ, деятельностный подход, интенциональность, искусственный интеллект.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе?
Задание 4. Решите тест:
1. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
А)Физикализм | 1)способность материи отражать саму себя |
Б)Солипсизм | 2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания» |
В)Объективный идеализм | 3)сознание индивида – единственная достоверная реальность |
Г)Умственный материализм | 4)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики |
2. Воспроизведение в себе других предметов есть …
1)Самопознание;
2)Отрицание;
3)Отражение.
3. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – это …
1)Привычка;
2)Архетип;
3)Обычай.
4. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – это …
1)Социальное;
2)Политическое;
3)Этическое.
5. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …
1)Речь;
2)Письмо;
3)Язык.
Вариант 33
Тема: Философская теория познания. Научное познание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Рациональное и иррациональное в познании.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Субъект, объект, парадигма, знание, чувственное, рациональное, теоретический и эмпирический уровни познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом
, релятивизмом и скептицизмом?
Задание 4. Решите тест:
1. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - это …
1)Рационализм;
2)Сенсуализм;
3)Эмпиризм.
2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это …
1)Рационализм;
2)Релятивизм;
3)Материализм.
3. Форма чувственного познания – это …
1)Представление;
2)Образ;
3)Восприятие.
4. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это …
1)Представление;
2)Мечта;
3)Фантазия.
5. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это …
1)Догматизм;
2)Рационализм;
3)Релятивизм.
Вариант 34
Тема: Философская теория познания. Научное познание
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Заблуждение, ложь, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт, теория, проблема, гипотеза, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование, формализация, конкретизация, научная картина мира.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
Задание 4. Решите тест:
1. Мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя относится к понятию…
1)Моделирование;
2)Абстрагирование;
3)Формализм.
2. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области – это …
1)Обобщение;
2)Воспроизведение;
3)Представление.
3. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для …
1)Скептицизма;
2)Агностицизма;
3)Сциентизма.
4. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями – это …
1)Аксиома;
2)Гипотеза;
3)Теория.
5. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это …
1)Анализ;
2)Синтез;
3)Систематизация.
Вариант 35
Тема:Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие и критерии глобальных проблем, их классификация.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Глобальные проблемы, техногенный мир, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, социальные прогнозы, перспективы, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Перспективен ли поиск новых ценностей в решении проблем техногенного мира?
Задание 4. Решите тест:
1. Специфика культурных процессов 20 в. отразилась в понятии…
1)Массовая культура;
2)Этническая культура;
3)Локальная культура.
2. Кто автор теории «локальных культур»?
1)Тойнби;
2)Шпенглер;
3)Ясперс.
3. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:
1)Данилевским;
2)Бердяевым;
3)Шпенглером.
4. Западному типу цивилизационного развития соответствует …
1)Традиционное общество;
2)Техногенное общество;
3)Эзотерическое общество.
5. Сегодня в мире происходит процесс …
1)Локализации культур;
2)Противоборства культур;
3)Взаимодействия культур.
Вариант 36
Тема: Глобальные проблемы современности и будущее человечества
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Современный техногенный мир и природа человека. Основные виды научной рациональности, их этическая оценка.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Прогресс, рациональность, природопользование, прогнозирование, социальная экстраполяция, техногенный мир, парадигма, футурология.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Какова роль философии в проекте вариантов общественного развития?
Задание 4. Решите тест:
1. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это …
1)Антропосоциогенез;
2)Социализация;
3)Культурогенез.
2. Кризис современной культуры в первую очередь связан с…
-
необходимостью борьбы с мировым терроризмом; -
изменениями в сфере коммуникации; -
угрозой мировой войны.
3. Для разрешения глобальных проблем необходимо…
-
снизить темп научно-технического прогресса; -
прекратить исследование космоса; -
изменить потребительское отношение человека к природе.
4. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?
1)Можно;
2)Можно и нельзя в отдельных случаях;
3)Нельзя.
5. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …
1)Ценность;
2)Нормы;
3)Ритуал.
Вариант 37
Тема: Философия экономики
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Понятие хозяйства, его историческая эволюция.
Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Хозяйство, труд, богатство, бедность, рынок, экономика, домоуправление, экономический человек, экономия, политическая экономия, меркантилизм.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
К чему сводится концепция меркантилизма?
Задание 4. Решите тест:
1. В какой концепции политика предстает как соперничество заинтересованных социальных групп?
-
Правовой; -
Социальной; -
Экономической.
2. Кем разрабатывалась теория предельной полезности?
-
К. Марксом; -
Ф. Энгельсом; -
У. Джевонсом.