Файл: Экзаменационные вопросы по игпр раскройте предмет, метод и периодизацию истории государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

5. Раскройте содержание русской правды

7. Раскройте государственное устройство и правовую систему раннефеодальных монархий: Владимиро-Суздальского княжества и Золотой Орды. Обоснуйте Особенности феодальных отношений.

8. Обоснуйте причины феодальной раздробленности. Раскройте государственный и общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик.

11. Обоснуйте предпосылки образования Русского (Московского) централизованного государства. Определите центральные и местные органы власти и управления

15.РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ:

16. Раскройте содержание Соборного уложения 1649 г.как сводафеодального права (общая характеристика, разработка, источники, структура и систематика правовых норм).

17. Определите основные черты развития гражданского права по Соборному уложению 1649 г. Раскройте формы землевладения и их правовой статус, виды договоров и порядок заключения

18. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО ПРАВА ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649г(ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЦЕЛИ И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ):

20. Обоснуйте предпосылки образования абсолютной монархии в России. Раскройте государств реформы Петра 1. Определите высшие орган власти и управления. Обоснуйте образование империи.

21 . Раскройте процесс формирования сословного строя, правовой статус сословий в первой четверти 18 в, определите сущность сословных реформ Петра 1

24. Раскройте сущность общественного строя российской империи в конце 18в. Определите сущность Жалованных грамот дворянству и городам Екатерины 2.

25. Раскройте сущность процесса реорганизации высших органов государственной власти и управления российской империи в первой половине 19.

28. Раскройте общую характеристику Свода законов Российской империи1832 г.

30. Расскройте сущность крестьянской реформы 1861 года и её значение. Определите правовое положение крестьян,вышедших из крестьянской общины.

34. Раскройте сущность контрреформ 1880х-начала 1890х гг. в сфере государственности и права, их причины и содержание


Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после созда­ния Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложе­ния не ограничились российским опытом. Они изучили также много­численные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.  Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В пер­вом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о ста­диях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельст­вах, смягчающих и устраняющих ответственность, и т. д. Военнослу­жащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменив­ший собой Артикул воинский.
В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, долж­ностные преступления.
Уложение предусматривало обширную и сложную систему нака­заний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все нака­зания за преступления и проступки делились на уголовные и испра­вительные. К уголовным относились: лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправи­тельными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся со­словный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись; предусматривалась такая мера наказания, как лишение сословных прав и привилегий.
Таким образом, Уложение о наказаниях было большим шагом вперед в деле развития уголовного законодательства Российской им­перии. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и предрассудков.


30. Расскройте сущность крестьянской реформы 1861 года и её значение. Определите правовое положение крестьян,вышедших из крестьянской общины.


Крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в стране.
Основной причиной крестьянской реформы явился кризис феодально–крепостнической системыКрымская война 1853–1856гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.
В январе 1857г. был образован Секретный комитет под председательством императора АлександраII "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.
19 февраля 1861г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17 законодательных актов.
Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:
1. крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;
2. помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";
3. крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
Правовое положение: крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.
Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться "временнообязанными"; крестьяне получили права "свободных сельских обывателей", то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям - членству в сельском обществе и владению надельной землей.


· Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
· Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.
· Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
· За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
· Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
· Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались "крестьянами-собственниками". Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.10:17

· Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.10:17



31. Раскройте сущность судебной реформы 1864 года; система судебных органов, стадии процесса, адвокатура. Раскройте сущность тюремной реформы 1879 года и создание УИС России.
1. Система судоустройства России до середины XIX в. стро­илась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Су­дебные функции осуществляли как сложная система сослов­ных судов, так и административные органы. В судопроизвод­стве продолжала использоваться теория формальных доказательств
, отсутствовала гласность процесса, не было ра­венства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызы­вали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:
*Учреждения судебных установлений;
* Устав уголовного судопроизводства;
*Устав гражданского судопроизводства;
* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
• отделение суда от администрации;
• создание четкой системы судебных инстанций;
• отделение предварительного следствия от судебного
• несменяемость судей и следователей;
• создание всесословного суда;
• равенство всех перед судом;
• введение присяжных заседателей;
• установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
3. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и во­енные суды.
К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.
Мировые судьи избирались уездными земскими собрания­ми и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому иму­щественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.
Деятельность мировых судей
осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входя­щие в него города).
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.
Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде яв­лялись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, про­цесс был устным и публичным.
4. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.
Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назна­чаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд тре­бований: имущественный и образовательный ценз, стаж рабо­ты, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уго­ловные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).
Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.
Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.
Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).
Судебные палаты учреждались по одной на несколько гу­берний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — граждан­ского и уголовного, которые возглавляли председатели. Пред­седатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.
При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные заседатели.
5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов го­сударства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступ­ления). Для рассмотрения дел о государственных преступле­ниях особой важности царским указом мог создаваться Вер­ховный уголовный суд, который состоял из председателей де­партаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.
6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и пол­номочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-проку­рор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, след­ствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения про­курорских должностей кандидат должен был отвечать ряду тре­бований (политическая благонадежность и т. д.).
7. Судебной реформой учреждались:
— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства ин­тересов сторон в гражданском процессе;
— нотариат — для оформления и и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.
Тюремной реформа 1879 года:

До 1879 года в России не было единого тюремного управления: существовало 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Поэтому создание в 1879 году Главного тюремного управления положило начало принципиально новому этапу тюремной реформы в России . Так, 27-го февраля 1879 года при Министерстве Внутренних Дел было учреждено Главное тюремное управление, перешедшее 13-го декабря 1895 года в ведение Министерства Юстиции. Закон от 11-го декабря 1879 года "Об основных положениях, имеющих быть руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях" свел все места заключения империи к четырем основным видам: каторжным тюрьмам, исправительным домам, тюрьмам (губернским, уездным) и арестным домам. «Универсальные» каторжные тюрьмы должны были заменить прежнюю систему каторги с разделением работ на рудничные, крепостные и заводские. Общая реформа каторги предполагала два направления: создание новых, более отдаленных, зон для высылки преступников (например, остров Сахалин) и расширение числа постоянных каторжных тюрем, в которых преступники отбывали бы весь срок наказания.Тюремные замки должны были разделяться на три изолированные друг от друга отделения с различным режимом содержания: срочное, следственное и пересыльное. Эта реорганизация проводилась только в центре (в частности, в Санкт-Петербурге) и не коснулась отдаленных губерний даже при постройке новых тюрем.  В процессе тюремной реформы оформился еще один вид исправительно-трудового учреждения — колония для несовершеннолетних преступников. Одновременно с проведена и тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы.Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. - в составе Министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т.д. были ликвидированы.Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов: 1) крупные тюрьмы (так называемые “централы”), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения; 2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).