Файл: Экзаменационные вопросы по игпр раскройте предмет, метод и периодизацию истории государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

5. Раскройте содержание русской правды

7. Раскройте государственное устройство и правовую систему раннефеодальных монархий: Владимиро-Суздальского княжества и Золотой Орды. Обоснуйте Особенности феодальных отношений.

8. Обоснуйте причины феодальной раздробленности. Раскройте государственный и общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик.

11. Обоснуйте предпосылки образования Русского (Московского) централизованного государства. Определите центральные и местные органы власти и управления

15.РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ:

16. Раскройте содержание Соборного уложения 1649 г.как сводафеодального права (общая характеристика, разработка, источники, структура и систематика правовых норм).

17. Определите основные черты развития гражданского права по Соборному уложению 1649 г. Раскройте формы землевладения и их правовой статус, виды договоров и порядок заключения

18. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО ПРАВА ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649г(ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЦЕЛИ И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ):

20. Обоснуйте предпосылки образования абсолютной монархии в России. Раскройте государств реформы Петра 1. Определите высшие орган власти и управления. Обоснуйте образование империи.

21 . Раскройте процесс формирования сословного строя, правовой статус сословий в первой четверти 18 в, определите сущность сословных реформ Петра 1

24. Раскройте сущность общественного строя российской империи в конце 18в. Определите сущность Жалованных грамот дворянству и городам Екатерины 2.

25. Раскройте сущность процесса реорганизации высших органов государственной власти и управления российской империи в первой половине 19.

28. Раскройте общую характеристику Свода законов Российской империи1832 г.

30. Расскройте сущность крестьянской реформы 1861 года и её значение. Определите правовое положение крестьян,вышедших из крестьянской общины.

34. Раскройте сущность контрреформ 1880х-начала 1890х гг. в сфере государственности и права, их причины и содержание


К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре – Новороссийский и Варшавский. Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II – до 16 500 человек в год.
В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.
В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные – математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.
Однако оставалась одна проблема – образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.
Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования – система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.
Цензурная реформа.1865 г.
1861-«Временные правила о печати»
1865- «Временные правила о печати»( отмена предварительной цензуры)
Цели:
 • Стремление удовлетворить  требования общественности о гласности и свободе слова и печати.

 • Дальнейшее развитие журнально-газетной деятельности, увеличение тиража ежедневных газет , рассчитанных на массового читателя.
 • Определение способов взятия под контроль издательскую  деятельность
Основные положения:
 • Полностью предварительная цензура не была отменена.
 • Для столичных газет была введена карательная цензура. Это означало, что предварительной цензуры на печатные издания не было. Но если в напечатанных статьях содержалась опасная информация , то и редактор, и издатель подвергались денежным штрафам и административным взысканиям. В ряде случаев издание вообще могло быть приостановлено.
 • Отмена предварительной цензуры для изданий объёмом более 10 печатных листов.
 • Освобождение от цензуры правительственных и научных изданий.
Плюсы реформы:
 • Реформа способствовала активизации печатной деятельности в стране.

• Появилось большое количество новых газетно- журнальных изданий, что способствовало доведению необходимой информации до общества.
Минусы реформы:
 • Отсутствие предварительной цензуры не означало исчезновение цензуры вообще. Была введена строгая самоцензура, так как за противообщественные материалы следовало серьёзное наказание.
 • Закрывались издания, неугодные правительству и императору

34. Раскройте сущность контрреформ 1880х-начала 1890х гг. в сфере государственности и права, их причины и содержание



Контрреформы 1880-1890 гг. - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг.
Изменения вносились постепенно, без громких деклараций. Например, уже в 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. были внесены изменения в процессуальное право: дознание по государственным преступлениям было передано из компетенции судебных следователей – жандармам, т.е. политическому сыску. С 1872 г. особо важные политические дела стали рассматриваться Особым присутствием Сената 
Начались контрреформы с издания 29 апр. 1881 г. Манифеста «О незыблемости самодержавия».
14 авг. 

этого же 1881 г. было издано и введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Это был акт чрезвычайного характера, резко ужесточавший карательную политику самодержавия, наделявший чрезвычайными правами Министра внутренних дел.
Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям:
судебная,
земская,
городская,
в сферах народного образования, цензуре и
сфере управления.
Судебная контрреформа ограничивала гласность, демократичность судебного процесса, открывала широкую возможность административному вмешательству в судопроизводство. Например, запрещалось публиковать отчёты (информацию) по рассмотренным судами политическим делам (1881 г.), по решению административных органов любое судебное дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке (1887 г.), из ведения общих судов изымались дела о противодействии (сопротивлении), покушении на власть или должностных лиц и др.
Принятое 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» изменяло (по сравнению с положением 1864 г.) принципы и условия земской избирательной системы. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов.
В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармовСобранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей
Принятые 27 авг. 1882 г. «Временные правила о печати» устанавливали жёсткий административный контроль МВД над всеми печатными изданиями.