Файл: Экзаменационные вопросы по игпр раскройте предмет, метод и периодизацию истории государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- удельных (дворцовых) Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ими было возложено на казенные палаты и экспедиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили оброк. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.
-Городское население . Влияние гильдий купцов ремесленников значительно возрастало , в следствие чего она стала формироться как слой общества.Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на:
Знатных
Регулярных граждан
"Подлых" людей .
Городская дума должна была;
Заботиться о городских доходах,
Наблюдать за городским хозяйством,
Разрешать различные споры горожан по "ремеслам и гильдиям",
Следить за "порядком и благочинием" и т.п.
Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам.
2) Определите сущность сословных реформ Петра 1 ?
Сословная реформа. Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.
22.Раскройте сущность преступления т наказания по Воинским Артикулам 1715 года. Определите новые формы судопроизводства, основные принципы процесса.
Артикул воинский 1715 г. , представляющий собой уголовный кодекс.
Артикулы включали следующие виды преступлений:
• религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;
• государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др. ;
• должностные преступления: взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов и др. ;
• воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д. ;
• преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;
• преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;
• преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др. ;
• имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество;
• преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией.
Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.
Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.
Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.
От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько к уяснению истины, сколько к устрашению. В этом плане для государства более важно было покарать иногда и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная цель – общее предупреждение (“чтоб другим не повадно было так воровать”). Этим задачам и отвечало процессуальное законодательство Петра I.
“Краткое изображение процессов и судебных тяжб” вышло в апреле 1715 года(одним томом вместе с Артикулом воинским) и основывалось на принципах указа 1697года, развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по отношению к общему закону.
В своей процессуальной части этот документ представляет собой специальный закон по отношению к Указу от 21февраля 1697г. Указ устанавливает общие принципы розыскного процесса.
Он вносит существенно новые формы и институты в процессуальное право России. Эти нововведения в определенной мере проистекают из западных источников, которыми пользовались составители русских воинских законов, но они отражают и уровень общественно-политического и правового развития России, достигнутый ее к началу XVIII века, дальнейшее развитие абсолютизма.
23. Раскройте сущность государственного механизма России в середине и второй половине 18 века. Раскройте сущность дворцовых переворотов. Раскройте сущность губернской реформы Елизаветы II.
После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться. После реформы местного управления 1775 г., когда генерал-губернаторы и губернаторы получили право непосредственного доклада императору, сузилась компетенция Сената и как органа контроля за местным управлением. За Сенатом в основном сохранилось право высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.
В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет. Состав его был чрезвычайно узок. Решающую роль в его деятельности первое время играли Меньшиков и ближайшие его сторонники. Сенат и коллегии фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. Он рассматривал жалобы на Сенат и коллегии, сенаторы назначались из лиц, рекомендованных Советом.
По указу от 4 августа 1726 г. Верховный Тайный Совет получил даже законодательные полномочия. Законы подписывались либо императрицей, либо Верховным Тайным Советом. В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен. В 1731 г. учреждается Комитет министров из трех человек, наиболее близких к императрице Анне Иоанновне. Вначале он носил совещательный характер, но по Указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия; три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров осуществлял свою деятельность, минуя Сенат, рассылая в коллегии и на места свои указы. Коллегии и местные учреждения представляли в Кабинет министров рапорты и доклады.
В декабре 1741 г. Кабинет министров был упразднен. Несколько активизировалась деятельность Сената, он стал вновь решать многие вопросы. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом ее величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны. При Петре III был учрежден Императорский совет. Он состоял из восьми человек. В 1769 г. Екатерина II создала Совет при высочайшем дворе, вначале занимавшийся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, действовал он до 1801 г.
-Эпоха дворцовых переворотов – это период в истории России с 1725 по 1762 гг., когда политическая ситуация в стране была довольно нестабильной в связи с тем, что императорская власть передавалась не по наследству, а по результатам политической борьбы между аристократическими группировками
Эпоха дворцовых переворотов, помимо борьбы аристократических группировок, характеризуется также и целым рядом других признаков:
1. засилье иностранцев,
2. фаворитизм,
3. возрастание роли гвардии в политических делах,
4. преимущественно правление женщин-императриц
5. поступательное расширение дворянских прав и привилегий.-
Главной предпосылкой к началу Эпохи дворцовых переворотов можно считать указ Петра I о престолонаследии 1722 г. Согласно этому указу, императорская власть больше не должна была передаваться по наследству: правитель сам мог назначить себе преемником любого человека из тех, кого считал наиболее достойным. Принятие данного указа с одной стороны связано с личной трагедией Петра I: его старший сын, наследник престола Алексей, не разделял взглядов отца на политику и в результате конфликта с Петром был казнен. С другой стороны, по мысли первого российского императора, указ должен был стать благом для страны, так как теперь у власти могли быть не только люди пусть царских кровей, но мало смыслящие в политике, а те, кто действительно имел и силы и желание править и вести Россию к лучшему будущему.К сожалению, в российской политике часто действует принцип «хотели как лучше, получилось как всегда». Сам Петр I не успел назначить себе достойного преемника и потому, сразу после его смерти развернулась борьба за власть между дворянскими группировками, каждая из которых имела своего претендента на престол.
-7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг.
была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.