Файл: Экзаменационные вопросы по игпр раскройте предмет, метод и периодизацию истории государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Раскройте государственное устройство и правовую систему раннефеодальных монархий: Владимиро-Суздальского княжества и Золотой Орды. Обоснуйте Особенности феодальных отношений.
Государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества.
Владимиро-Суздальское княжество, расположенное на северо-востоке Руси, позже стало центром объединения русских земель. ВС княжество, представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью.
Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием"
Для феодальной системы характерен ряд черт: раздробленность верховной власти и её тесное слияние с землевладением; иерархическая организация общества со сложным переплетением вассальных связей; условность землевладения вообще, когда основной формой остаётся феод.
Процесс измельчения уделов, число которых равнялось числу взрослых князей, принадлежавших к династии рюриковичей, затронуло все территории Руси. Раздробление вело к изоляции и солаблению княжеской власти, на их разобщенность указывает разобщенность указывает исчезновение междукняжеских съездов в ХIII-XIV.
Сами удельные князья начинают превращаться из верховный правителей, государей в земле владельцев своих вочин-уделов. Тесно привязанными к территории удела оказывались только холопы князья, свободные же люди, как служилые, так и чёрные, имели временные связи с данной территорией и князем, часто мигрируя и переходя из одного удела в другой. К служилые людям князья относились бояре и слуги вольные. "Чёрные" (или тяглые) люди проживали и в городах, и в сельской местности, признав али власть князя, платили ему дань и подчинялись его юрисдикции. Князь считался собственником земли, а не верховным правителем, как в киевские времена. Чернотяглые люди, так же как и служилые, могли в любое время покинуть территорию данного удела и переселится в другой.
В пору татаро- монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти.
Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.
Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате.
Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том., что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами.
Правовая система Владимиро-Суздальского княжества
Система источников права княжества базировалась на системе источников древнерусского права получившей развитие в указанный период.
Они подразделись на два вида : светские и церковные.
Основной формой источников первого вида продолжал оставаться правой обычай. Наиболее развитым источником – конечно выступала феодальная систематизация (свод) «Русская правда» в пространной редакции. Большинство дошедших до нас ее списков было составлено именно в Северо-Восточной Руси в период феодальной раздробленности, что свидетельствует о том что казусы «Русской правды» продолжали действовать здесь более длительное время, чем в других княжествах.
Церковные источники права были представлены следующими. Во-первых, церковными уставами великих киевских князей предшествующего перио
да: Устава князя Владимира I о десятинах, церковных судах и людях церковных и Уставом князя Ярослава Мудрого о церковных судах. Эти источники дошли до нас так же в большом количестве списков составленных в Северо-Восточной Руси. Владимирские князья конкретизировали общие положения этих уставов ( одной из функций которых было определения сферы действия византийского канонического права) в соответствии с ситуацией определяемой временем и местом. Процессу развития канонического права бесспорно способствовало перенесение кафедры в 1300 г. из Киева во Владимир русским по национальности митрополитом Максимом, который первым присвоил себе титул «митрополита всея Руси». С предшествующего периода продолжает действовать и свод рецептированных норм византийского права Номоконон ( или Кормчая книга).
Особое место в системе источников права занимает составленное в ХIII – ХIV в. « Правосудие митрополичье» содержащее многочисленные казусы из «Русской Правды» и новеллы. Это еще раз доказывает, что в данный период не смотря на татаро-монгольское нашествие ( процесс завоевания Русских земель продолжался четверть века) и в последствии иго отечественное право продолжало развиваться. Важным является вопрос о влиянии монгольского права на русское право данного периода. Известно, что моголы завоевав Русские земли сохранили существовавшие в них государство и право. Кстати, с уважением их руководство относились и к русской православной церкви ( среди правящей элиты ранней монгольской империи были даже христиане, а на Великую Яссу христианское учение оказало некоторое влияние), что создавало благоприятные условия для развития канонического права. Вопрос о рецепции в русское право норм монгольского права может быть рассмотрен по материалам работы «О составе Великой Яссы Чингизхана» написанной еще в 1938 -1939 гг.
Исходя из анализа системы источников и содержания права Владимиро-Суздальского княжества можно констатировать, что тезис о недошедших до нас источниках права княжества не выдерживает критики, а его правовая система отличалась от других княжеств высокой степенью приемственности от древнерусского права.
Государственное устройство Золотой Орды
Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства.
Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский.
Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340).
Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит.
Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань — «выход». В русских землях находились представители ханской администрации — баскаки, которые нередко чинили произвол в отношении русского населения.
Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства.
которая направляла и контроли
Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.
Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром.
Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана.
Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре.
Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.
В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов.
Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками.
За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью.
Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Если лошадей не было, виновный расплачивался своими детьми. Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана».
Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми.
Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца.
Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.
Особенности феодальных отношений
В Киевской Руси уже в XI в. существовала система кредитных отношений. В «Русской правде» встречаются такие понятия, как долгосрочный и краткосрочный кредит, торговля в кредит, прибыль. Этот нормативный документ определял порядок взыскания долгов. Различались случаи преднамеренного и случайного нанесения материального ущерба. Проценты за кредит в начале не
регулировались. В дальнейшем князь Владимир Мономах принял «Устав о резах», в котором долговые проценты не превышали 20 % годовых, и было запрещено долговое рабство.
Рост земледелия, ремесла и торговли способствовал развитию древнерусских городов. Города возникали, как правило, на торговых перекрестках и водных транспортных путях.
В процессе складывания феодальных отношений на Руси формировались разнообразные формы земельной собственности. Ведущей из них стала вотчинная