ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 246
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Смена методологических парадигм
Предисловие к четвертому изданию
Предисловие к русскому изданию
Часть первая Теория естественных наук
Глава 2. Пример из истории: основания и значение принципа причинности в квантовой механике
Глава 3. Систематический анализ проблемы оснований естественных наук
Глава 4. Развитие исторической теории обоснования науки П.Дюгемом
Глава 5. Критика аисторизма теорий науки Поппера и Карнапа на примере"Astronomia Nova" Кеплера
Глава 6. Следующий пример: культурно-исторические основания квантовой механики
Глава 8. Основания всеобщей исторической теории эмпирических наук
Глава 9. Переход от Декарта к Гюйгенсу в свете исторической теории науки
Глава 13. Теоретические основы исторических наук
Часть третья Мир научно-технический и мир мифологический
Глава 14. Научно-технический мир
Глава 15. Значение греческого мифа для научно-технической эпохи
[213] Ср. также: Cassirer E. Die Philosophie der Aufklärung. Tübingen, 1932. S. 269-279.
[214] Webb V.P. The Historical Seminar. Its Outer Shell and its Inner Spirit // Mississippi Vallery Historical Review. 1955-56. Vol. 42...
[215] Voltaire. Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, in: Oeuvr. XVIII. Le Pyrrhonisme de l'histoire // Oeuvr. XXVI.
[216] Монтескье. О духе законов // Избр. произведения. М., 1955. С. 159-734.
[217] Ср. со статьей о лорде Актоне: Batterfield H. Man on his Past. Cambridge, 1969. P. 341.
[218] См.: Danto A.C. Analytical Philosophy of History. Cambridge, 1968.
[219] Согласно мифу Елена, жена Менелая, была дочерью Леды и Зевса. Троянская война, вызванная похищением Елены троянским царевичем Парисом, окончилась разрушением и сожжением Трои. Предводитель осаждавших Трою ахейских племен царь Агамемнон был предательски убит своей женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом после возвращения из троянского похода. - Ред.
[220] Я благодарен проф. Трунцу за указание на то, что сходные мысли и похожим образом выразил Гёте в своем сочинении "Повторные отражения" (Wiedersholte Spiegelungen" Goethes Werke. Bd.12. Hamburg, 1959. S. 322). Там он пишет: "Долгое время пережитое перетекает внутри туда и сюда многие годы. Долго хранившееся, наконец, выговаривается вовне в виде живого воспоминания и снова отражается. Из этого рождается потребность сделать действительным все то, что удалось вызвать из прошлого. Потребность растет и, чтобы удовлетворить ее, совершенно необходимо вернуться на старое место, чтобы овладеть хотя бы им... И здесь, в этой опустошенной локальности становится возможным создать для себя второе настоящее из обломков бытия и преданий. Как подумаешь о том, что повторные ... отражения не только сохраняют прошедшее, но еще и превращают его в жизнь более высокого порядка, то сразу вспоминается тот оптический феномен, когда изображение, переходя из зеркала в зеркало, не бледнеет, а только ярче разгорается; и это есть символическое выражение того, как история искусств, науки, церкви, а возможно, и политического мира неоднократно повторялась и повторяется до сих пор".
[221] Schadewaldt W. Die Geschichtsschreibung des Thukydides. B., 1929.
[222] Schwartz E. Das Geschichtswerk des Thukydides. Bonn, 1929.
[223] Schadewaldt W. Die Geschichtsschreibung des Thukydides. S. 7.
[224]
"Эргон" есть то "деяние", совершение которого есть выход вещи к полноте своего присутствия; "эргон" есть то, что в собственном и высшем смысле присутствует" (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.241). - Ред.
[225] Schadewaldt W. Op. eit.
[226] Ibid. S. 24.
[227] Ср.: Hübner K. Philosophische Fragen der Zukunftsforschung // Studium Generale. 1971 Vol. 24 .
[228] Ср.: Philosophische Fragen der Zukunftsforschung.
[229] Ср.: Rehm W. Der Untergang Roms im abendländischen Denken. Leipzig, 1930.
[230] Ктесибиос из Александрии сконструировал, помимо всевозможных безделушек, водяной орган и водяной насос. Heron von Alexandria: Druckwerke und Automatentheater. Leipzig, 1899. Он создал аппараты, основанные на использовании давления сжатого или подогретого воздуха или пара. При этом он применял зубчатые колеса, винты, цилиндры с поршнями и т.д. Вот несколько примеров: жертвенный сосуд, из которого вытекает святая вода, когда в него бросают монету; механический театр, изображающий храм, двери которого сами собой открываются, когда зажигается жертвенный огонь, и закрываются, когда огонь гаснет; и т.д.
[231] Tartaglia N. Quesiti et inventioni diverse. Venezia, 1546.
[232] См. об этом: Hübner K. Von der Intentionalität der modernen Technik // Sprache im technischen Zeitalter - 1968. - Heft 25.
[233] Искусство для искусства (франц.) - Перев.
[234] Далее Нэсмит пишет: "Ни один винт не имел ничего общего со своими собратьями. И эта практика заходила столь далеко, что винт и гайка, принадлежащие к одной паре, помечались специальными значками. Любая путаница влекла за собой множество неприятностей и потерю времени, особенно если детали машин предназначались на запчасти ... Своей системой винторезных машин, а также метчиков, чеканов, и вообще винтовых устройств Модсли показал пример и заложил основу для всего того, что впоследствии было сделано в этой важнейшей отрасли машиностроения. Господин Модсли был также столь любезен, что продемонстрировал мне правильную систему и соответствующие методы обращения с различными материалами, применяемыми в механической технике".(цит. по: Klemm F. Technik. Eine Geschichte ihrer Probleme. Freiburg/Muenchen, 1954. S. 289f).
[235] Примечательно также следующее высказывание Нэсмита:"Работу такого рода он (Модсли) гораздо больше любил ради нее самой, чем ради ее материальных результатов"(цит. по: Klemm F. Op. cit. S. 291).
[236] Wendt U. Die Technik als Kulturmacht in sozialer und geistiger Beziehung. Berlin, 1906.
[237] Fink E. Technische Bildung als Selbsterkenntnis. // VDI-Zeitschrift. 1962. Bd. 104. S. 678f.
[238] Foerster G. Machtwille und Maschinenwelt.- Potsdam, 1930.
[239] Царство человека (лат.) - Перев. Бэкон Ф. Новый органон. // Бэкон Ф. Сочинения, т.1. М., 1977.
[240] Dessauer F. Streit um die Technik. Frankfurt a.M., 1956. S. 216f.
[241] Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen konomie. Berlin, 1953.
[242] Jünger F. Der Arbeiter. Hamburg, 1932
[243] Litt Th. Naturwissenschaft und Menschenbildung. Heidelberg, 1954.
[244] Spranger E. Lebensformen. Halle, 1922.
[245] Fischer H. Theorie und Kultur. Stuttgart, 1958.
[246] Jünger F.G. Die Perfektion der Technik. Frankfurt a.M., 1949.
[247] Mayer E. von. Technik und Kultur // Kulturprobleme der Gegenwart. Bd. 3. Berlin, 1906.
[248] Spengler O. Der Mensch und die Technik. München, 1931.
[249] Scheler M. Probleme einer Soziologie des Wissens. Ges. Werke, Bd. 8. Bern; Mьnchen, 1960.
[250] Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.221‑238.
[251] См. об этом: Hübner K. Philosophische Fragen der Zukunftsforschung // Studium Generale. 1971. Bd. 24.
[252] Dessauer F. Op. cit. S. 140-142.
[253] Kapp E. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Braunschweig, 1877.
[254] Bois-Reymond A. du. Erfindung und Erfinder. Berlin, 1906.
[255] Mach E. Kultur und Mechanik. Stuttgart, 1915.
[256] Spengler O. Der Mensch und die Technik. München, 1931.
[257] Diesel E. Das Phänomen der Technik. Berlin/Leipzig, 1939.
[258] Ortega y Gasset J. Betrachtungen über die Technik. Stuttgart, 1949.
[259] Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
[260] С точки зрения вечности (лат.) - Перев.
[261] По преимуществу (лат.) - Перев.
[262] Ср.: Stegmüller W. Probleme und Resultate der Wissenschaftstheorie und Analytischen Philosophie. // Personelle und statistische Wahrscheinlichkeit. Bd.IV - Berlin, 1973.
[263] Сжатое изложение этого вопроса можно найти в цитируемой выше работе: Lakatos I., Musgrave A. (Eds.) Criticism and the Growth of Knowledge. Cambridge, 1970. См. также: Diederich W. (Ed.) Beitrage zur diachronen Wissenschaftstheorie. Fr. a.M., 1974.
[264] Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. 2. Teil: Das mythische Denken. Darmstadt, 1953. Кассирер, которому в значительной мере принадлежит эта идея, был, по-видимому, первым и до сих пор последним, кто использовал кантовские категории и формы созерцания в качестве средства анализа мифологических структур. В предлагаемом читателю исследовании использован тот же подход. Вместе с тем это лишь внешнее сходство, поскольку я избрал иной, чем у кантианца Кассирера, исходный пункт: как будет показано, категории и формы чувственности истолковываются здесь совершенно по-другому.
[265] Этот процесс во всей его отчетливости можно проследить в трудах Платона: боги исчезают в образе потустороннего мира абсолютных идей, в то время как искусство отвергается, поскольку, будучи связано с чувственным миром, отражает лишь видимость. Поэты лгут, как сказано в "Государстве" (377 d-e).
[266] Клод Леви-Строс, чьи исследования мифологического мышления основаны на изучении не греческой, а южно-американской и австралийской культуры, суммирует свои результаты под общей рубрикой "pense sauvage". В одноименной книге он пишет: "До сих пор существуют области, в которых первобытное мышление, как и первобытные виды животных и растений, относительно защищены. Такой областью, например, является искусство, которому наша цивилизация отвела статус национального парка со всеми преимуществами и неудобствами, присущими столь искусственной форме; в особенности же это относится ко многим все еще "непрозрачным" сферам общественной жизни, где то ли из-за нашего безразличия, то ли из-за неспособности что-либо изменить, а чаще неизвестно почему, первобытное мышление все еще процветает" (La pense sauvage, P. 1962. P. 290). Следовательно, Леви-Строс исходит в своей работе из универсальных мифологических структур, которые обнаруживают, в сущности, глобальное сходство в масштабах всего мира и поэтому не ограничены лишь сферой греческой культуры. Наше же рассмотрение ограничивается греческим мифом по двум причинам: во-первых, эта область нам наиболее знакома, а во-вторых, как мы уже сказали, наука развивалась в ходе критического взаимодействия с греческим мифом и на его основе. Именно на эту связь следует обратить здесь особое внимание.
[267] Эти представления продолжают заявлять о себе и в трудах Платона: Эрос воодушевляет речь Сократа (Федр, 236-37, 244 а): любящий может быть "одержим богом" (Ibid. 249 c-d) и т.д.
[268] В "Федре" Платон замечает, что каждый бог обладает властью в некоторой определенной сфере (247 а). Такие представления о порядке, очевидно, характеризуют структуру мифологического мышления. Леви-Строс пишет в "Первобытном мышлении" (с. 10): "Первобытный мыслитель проницательно замечает, что "все сакральные предметы должны иметь свое место". Можно даже сказать, что их делает священным нахождение в данном месте, ибо если их переместить в другое, пусть даже мысленно, весь вселенский порядок будет уничтожен. Сакральные предметы поддерживают тем самым вселенский порядок, занимая предназначенное им место. Если тонкости ритуала объяснять извне искусственным образом, они теряют смысл. Они объяснимы лишь с помощью "микро-географии" (microadjustment), приписывающей каждому отдельному творению, объекту или свойству место в некотором классе".
[269] Otto W.F. Die Götter Griechenlands. Fr. a.M., 1970.
[270] Аналитическое разделение мира на абстрактные качественные кирпичики совершенно неведомо мифу. Это было введено философией позднее. Среди "кирпичиков" мы находим то, что напоминает платоновские "эйдосы", так же как и понятия влажного, сухого, теплого, холодного, земли, воздуха, огня, воды и пр. С точки зрения мифа, конституирующие мир элементы всегда являются одновременно и гештальтами.
[271]