ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Смена методологических парадигм
Предисловие к четвертому изданию
Предисловие к русскому изданию
Часть первая Теория естественных наук
Глава 2. Пример из истории: основания и значение принципа причинности в квантовой механике
Глава 3. Систематический анализ проблемы оснований естественных наук
Глава 4. Развитие исторической теории обоснования науки П.Дюгемом
Глава 5. Критика аисторизма теорий науки Поппера и Карнапа на примере"Astronomia Nova" Кеплера
Глава 6. Следующий пример: культурно-исторические основания квантовой механики
Глава 8. Основания всеобщей исторической теории эмпирических наук
Глава 9. Переход от Декарта к Гюйгенсу в свете исторической теории науки
Глава 13. Теоретические основы исторических наук
Часть третья Мир научно-технический и мир мифологический
Глава 14. Научно-технический мир
Глава 15. Значение греческого мифа для научно-технической эпохи
которая выступает как аппроксимация:
Применяя специальные математические методы, можно вывести -функцию, удовлетворяющую статистическому значению:
и ,
и в то же время представляющую решение второго уравнения Шредингера.
В таком случае можно говорить об "экспериментально определенной" -функции. Такого рода определенность указывает на то, что она возможна лишь как некое грубое приближение и не допускает точного измерения.
[16] Против этого может быть выдвинуто возражение в духе эмпирицизма, что, дескать, подобная формулировка основывается на слишком узком, а потому неудовлетворительном понятии эмпирической проверяемости. Если принять аргументацию, развитую в работе Карнапа "Теоретические понятия науки" (Theoretische Begriffe der Wissenschaft // Zeitschrift fr Philosophische Forschung. 1960. Vol. 14. P. 209 и далее), то некоторая комбинация универсальных и экзистенциальных предложений, подобных принципу причинности, могла бы также считаться "эмпирически значимой", то есть обладать определенным эмпирическим содержанием.
Я не имею возможности здесь входить в детали рассуждений Карнапа, приведенных в данной работе. Однако позволю себе лишь небольшое замечание: в этой работе Карнап явно отошел от своих более ранних требований, получивших большую известность после его знаменитой работы "Проверяемость и значение" (Carnap R. Testability and Meaning // Philosophy of Science, 1936-37, vol.3-4), состоявших в том, что все теоретические предикаты и предложения должны редуцироваться либо полностью, либо частично к непосредственно наблюдаемым. Теперь вместо этого его критерий "эмпирической значимости" звучит следующим образом: теоретическое понятие значимо, если его применение в "частной гипотезе" приводит в итоге к предсказыванию некоторого наблюдаемого события. Таким путем это понятие входит в "теоретический язык", который посредством "правил соответствия" может быть косвенно связан с предложениями о непосредственно наблюдаемом, от которых теоретический язык строго отграничен. (Это концепция, которая, по-моему, основывается на совершенно правильном анализе научной теории).
Вообще говоря, Карнап поступает правильно,
сменив исходную позицию, отказавшись от ригористического деления на теоретическое и перцептуальное в пользу практических требований науки. Но в таком случае позволительно спросить: что же собственно эмпирицистского остается в его критерии значимости? Больше нельзя говорить о полной или частичной редукции теоретических понятий к наблюдаемым предикатам; решающим фактором становится то, получают ли теоретические понятия роль соучастия в предсказаниях вместе с предложениями наблюдения, теоретическими постулатами и правилами соответствия. Но тогда эти понятия являются порождениями мышления, а не ощущений, и, следовательно, не имеют чисто эмпирической природы.
Итак, мы видим, что эта работа Карнапа есть не улучшение эмпирицистской позиции, выраженной в "Проверяемости и значении" и свойственной Венскому кружку, а скорее является определенным отречением от этой позиции.
Таким образом, упомянутое ранее возражение, основанное на том, что идеи работы Карнапа "Теоретические понятия науки" позволяют считать принцип причинности эмпирически значимым и практически верифицируемым, следует отвести. Я утверждаю, что это возражение основывается на неправильном употреблении понятия "эмпирическое". Теперь мы видим, что в отличие от более ранних работ эта статья Карнапа свидетельствует о его признании решающего значения спонтанности мышления, которое стимулируется, но не детерминируется наблюдениями во всей области науки (а не только в сфере логики).
В этой связи важно понять, что имеет в виду Карнап, когда говорит о "реальном" объяснении в науке, а именно: лишь то, что теория признается до тех пор, пока ее постулаты вместе с правилами соответствия могут использоваться для направления ожиданий исследователя, точнее, для выведения предложений наблюдения, которыми выражаются эти ожидания. Следовательно, "реальное" для него - это то, что применимо для достижения поставленных целей, а не то, что теоретически основывается на ощущениях.
См. также: Stegmüller W. Das Problem der Kausalität // Probleme der Wissenschaftstheorie, Festschrift fr Victor Kraft. Vienna, 1960. S. 87; Pap A. Analytische Erkenntnistheorie. Vienna, 1955. S. 138 и далее.
[17] См.: Пуанкаре А. Наука и гипотеза // Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 5-152; Энштейн А. Геометрия и опыт // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 2. С. 83-94; Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969; Riemann B.
Ueber die Hypothesen, welche der Geometrie zugrunde liegen Gottingen,1892; Dingler H. Relativittstheorie und konomienprinzip. Leipzig, 1922; Reihenbach H. Philosophie der Raum-Zeit-Lehre. Berlin, 1928.
[18] См.: Duhem P. La theorie physique: Son objet, sa structure. P., 1914; Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit von Hegels Tod bis zur Gegenwart. Stuttgart, 1957; Carnap R. Theoretische Begriffe der Wissenschaft // Zeitschrift fr philosophische Forschung, 1960.
[19] У нас всегда есть лишь конечное число n отдельных измерений, результат каждого из которых отличается от остальных: l1, l2, ..., ln; но мы не располагаем "истинным значением" X, существование которого определяется правилом. Пусть ek = lk-X - это отклонение частных результатов от предполагаемого "истинного значения" X. Допустим, далее, что погрешность измерения с равной вероятностью может быть со знаком "+" и со знаком "-" (т.е. ее алгебраическая сумма аппроксимирует к крайнему пределу), тогда истинная средняя погрешность для частного lk вычисляется по формуле:
Наконец, сделаем еще одно допущение, что среднее арифметическое отдельных значений - назовем его оптимальным значением L - наиболее близко подходит к истинному значению. Тогда, взяв vk = lk - L как среднюю погрешность по отношению к L, получим
Применяя все эти неэмпирические правила, мы с помощью простых преобразований приходим к уравнению:
,
где .
Если обозначить среднее отклонение L от X как L, то в конечном счете мы получаем
.
(Более подробный анализ см. в: Westphal W. Physikalisches Praktikum. Braunschweig, 1963. S. 290 и далее.)
[20] Если, например, интерполяционная формула Ньютона используется для того, чтобы более точно определить функциональное координирование парных значений x, y, полученных в измерениях, то тем самым уже предполагается, что это вполне рациональная функция.
[21] Эйнштейна можно назвать ярчайшим представителем такой концепции (см.: Эйнштейн А. Рассуждения об основах теоретической физики // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 4. С. 229-238).
[22] Такая концепция, по-видимому, разделяется фон Вейцзеккером в его книге Zum Weltbild der Physik. Stuttgart,1958; см. об этом также: Hübner K. Beitrage zur Philosophie der Physik/Philosophische Rundschau. Bd. 4. Tьbingen, 1963.
[23] tertium comparationis (лат.) - общий признак сравниваемых предметов (Пер.).
[24] См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 135. Со времени первого издания книги Куна (1962) появились публикации, более подробно освещающие темы "предельного случая", однако здесь я не имел возможности рассмотреть их. Должен признаться, у меня сложилось впечатление, что они не внесли ничего принципиально нового в обсуждение нашей проблемы.
[25] Это обобщение идей, выдвигавшихся уже Пуанкаре, Рейхенбахом и Эйнштейном, в связи с проблемой взаимоотношений между геометрией и опытом. См. библиографию к примечанию I в этой главе.
[26] Duhem P. The Aim and Structure of Physical Theory. Princeton, 1954.
[27] Ibid. P. 268 и далее.
[28] Ibid. P. 134.
[29] Ibid. P. 148.
[30] Ibid. P. 166.
[31] Duhem P. Op.cit.. P. 183 и далее.
[32] Quaestio juris (лат.) - здесь: проблема оправдания (Перев.).
[33] Ibid. P. 216 и далее.
[34] Duhem P. Op.cit..P. 26 и далее.
[35] Duhem P. Op.cit.. P. 26.
[36] Ibid. P. 335.
[37] Ibid. P. 220 и далее.
[38] oikeios topos (греч.) - аристотелевское понятие "естественного места" (Перев.).
[39] Blumenberg H. Die Kopernikanische Wende. Frankfurt a.M., 1965; Die Genesis der Kopernikanischen Welt. Frankfurt a.M., 1975.
[40] Можно сказать, что философия Аристотеля по самим своим фундаментальным основаниям противоречит идее единства в том виде, в каком эта идея обозначена здесь. Она главным образом связана с рассмотрением частных форм и качеств, которые и служат конечными основаниями объяснений и не могут быть выведены из универсальных законов (как известно, у Аристотеля мы находим не так уж много попыток сформулировать подобные законы). Этим объясняется и постоянное стремление аристотелизма к накоплению новых качеств, которое усиливалось, не встречая сопротивления.
[41] Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
[42] Kepler. Gesammelte Werke / Ed. W.v.-Dyck, M.Caspar. Munich, 1937, Vol. 3. Astronomia Nova. T. 19. S. 178.
[43] О философских основаниях теории Коперника см.: Blumenberg H. Dei Kopernikanische Wende (Frankfurt a.M., 1965); Die Genesis der Kopernikanischen Welt (Frankfurt a.M., 1975).
[44] Коротко напомним наиболее важные аргументы Коперника: Солнце не движется, а пребывает в покое, поскольку покой в большей степени соответствует его божественной природе, чем движение, которое характерно для более низкой природы; вращение Земли вокруг своей оси следует из ее сферической формы и
соответствует ее субстанциональной форме; с этой точки зрения вращение есть естественное движение Земли, и по этой причине центробежные силы не проявляют своего действия, как это бывает при вынужденных движениях; но, что важнее всего, все вещи участвуют в движении Земли благодаря своей "земной природе". Мы видим, что эти аргументы либо ставят аристотелевскую метафизику с ног на голову, либо обращают ее против нее же самой. Коперник особенно любил отмечать, что его теория проще птолемеевской. Однако это верно только в очень ограниченном смысле. Как уже отмечалось, Копернику потребовалось не 34, а 48 эпициклов. Александр Койре ("Galilee et la loi d'inertie". P., 1939) подробно описывает историю проблемы принципа инерции, начиная ее с системы Коперника.
[45] Формальные аспекты излагаются мной по работам: Small R. An Account of the Astronomical Discoveries of Kepler. Madison, 1963; Dijksterhuis E.Y. Die Mechanisierung der Weltbildes (см. примечание I. гл. 4). Ссылки на "Новую астрономию" соответствуют целям данного изложения, поэтому идеи Кеплера представлены здесь только в самых существенных чертах.
[46] Вычисление параллакса было проведено по методу Коперника.
[47] Точно так же, как система Птолемея не была в строгом смысле "геоцентрической".
[48] Kepler. Gesammelte Werke. Bd. XV. "Briefe 1604-1607". S. 146.
[49] Kepler. Geasmmelte Werke. Bd. 3. S. 346.
[50] Кеплер предполагал, что все тела притягиваются к Земле в направлении, в котором действует сила ее притяжения. Эта сила, считал он, распространяется по бесконечному числу линий, пучки которых образуют конусы. Притягиваемое тело попадает в вершину конуса, когда касается Земли. Равнодействующая этих силовых линий вертикальна и направлена сверху вниз. Таким образом, Кеплер пытался объяснить, почему, когда тело поднимается вверх над Землей, противодействие больше, чем когда оно брошено под углом к этой поверхности. Но это, конечно, не могло объяснить, почему противодействие движению тела не возрастает, когда тело движется в направлении, обратном движению Земли.
[51] Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983. С. 53-54.
11 Там же. С.135 и далее. Интересно было бы, с этой точки зрения, более подробно остановиться на тех базисных высказываниях