Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому моральная устойчивость как антипод профессиональной деформации играет важнейшую роль в профессиональной отборе сотрудников полиции и продвижении их по службе.______________
В истории Российского государ
ства особенно остро деформацион
ные процессы проявлялись в сфере борьбы с преступностью. Так, на
пример, в советский период в соз
нание граждан страны настойчиво вбивалась мысль о том, что сотруд
ники органов ЧК, НКВД, МВД,
КГБ, прокуратуры — это «подлинно народные судьи», которые никогда не ошибаются, и что просто так, ни за что человек попасть в поле зре
ния правоохранительных органов не может. Соответственно и отноше
ние к подозреваемому лицу могло быть только как к преступнику со всеми вытекающими из этого факта последствиями. О «презумпции не
виновности», основополагающем принципе уголовного судопроизвод
ства демократического государства, согласно которому обвиняемый считается абсолютно невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, не могло быть и речи.
Причины профессиональной деформации
сотрудников ОВД лежат в области как субъективных, так и объективных факторов.
К
объективным факторам
формирования деформационных процессов относится в первую очередь существующая в стране социально-экономическая обстановка. Другими объективны
ми факторами являются недостатки в управлении деятельно
стью сотрудников, их психологические и физические пере
грузки в службе, ненадлежащее оперативно-техническое ос
нащение деятельности, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, ошибки в подборе и расстановке кадров и т.д.
Субъективные факторы,
ненадлежащий служебно-профессиональ- ный уровень сотрудников (сегодня значительное их число не имеют высшего юридического образования) и нежелание его совершенство
вать (самоуспокоенность, переоценка профессионального мастерства), неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе
(карьеризм, высокомерие, халатное отношение к исполнению слу
их по службе.
И.И. Карпец.
«К людям нельзя быть равнодушным, нельзя, игнорируя их судьбы и раздвигая всех локтями,
“делать карьеру”».
117
жебных обязанностей и т.д.), неумение планировать рабочее время, неспособность отвлечься от негативных эмоций культурным досугом
(спорт, семейный отдых, хобби), «разрядка» спиртным как универ
сальное средство при стрессах, другие вредные привычки.
Формы профессиональной деформации
могут иметь открытый и латентный (скрытый) характер. Чаще всего проявляются открытые
формы,
такие как:
(1) бездушное отношение к людям, злоупотребление своими властными полномочиями по отношению к ним, особенно к правонарушителям;
(2) чрезмерная подозрительность, негативная установка к людям
(обвинительный уклон);
(3) отсутствие самокритичности, убежденность в своей безу
пречности;
(4) чрезмерное применение принципа «цель оправдывает сред
ства», проявляющегося в неуважении к частной собственно
сти и умалении личного достоинства;
(5) неопрятный внешний вид и т.д.
Скрытые
(патентные) формы профессиональной деформации обусловлены в основном ненадлежащей воспитанностью и образо
ванностью человека. Проявляются они обычно в злоупотреблении служебным положением, ложном понимании интересов службы, коррупции, сращивании с криминальной средой (профессиональ
ное предательство), в аморальном поведении в семье и быту и т.д.
Сотрудникам ОВД, деятельность которых тесно связана с реше
нием человеческих судеб, следует всегда помнить о потенциальной угрозе профессиональной деформации.
Предупреждение профессиональной деформации
Это совокупность предупредительных мероприятий, ориентирован
ных на снижение вероятности развития предпосылок профдефор- мационного процесса1, и включает в себя меры как психологиче
ского, так и организационно-управленческого характера.
К задачам, решаемым в рамках профилактики профессиональ
ной деформации сотрудников полиции, следует отнести:
(1) совершенствование профессионального психологического отбора кадров;
(2) развитие и укрепление социально-мотивационных и профес
сионально-мотивационных качеств (выработка профессио
нального иммунитета, развитие нравственно-психологической убежденности и социально-правовой направленности);
1 См.: Смирнов В.Н. Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 69—70.
118
(спорт, семейный отдых, хобби), «разрядка» спиртным как универ
сальное средство при стрессах, другие вредные привычки.
Формы профессиональной деформации
могут иметь открытый и латентный (скрытый) характер. Чаще всего проявляются открытые
формы,
такие как:
(1) бездушное отношение к людям, злоупотребление своими властными полномочиями по отношению к ним, особенно к правонарушителям;
(2) чрезмерная подозрительность, негативная установка к людям
(обвинительный уклон);
(3) отсутствие самокритичности, убежденность в своей безу
пречности;
(4) чрезмерное применение принципа «цель оправдывает сред
ства», проявляющегося в неуважении к частной собственно
сти и умалении личного достоинства;
(5) неопрятный внешний вид и т.д.
Скрытые
(патентные) формы профессиональной деформации обусловлены в основном ненадлежащей воспитанностью и образо
ванностью человека. Проявляются они обычно в злоупотреблении служебным положением, ложном понимании интересов службы, коррупции, сращивании с криминальной средой (профессиональ
ное предательство), в аморальном поведении в семье и быту и т.д.
Сотрудникам ОВД, деятельность которых тесно связана с реше
нием человеческих судеб, следует всегда помнить о потенциальной угрозе профессиональной деформации.
Предупреждение профессиональной деформации
Это совокупность предупредительных мероприятий, ориентирован
ных на снижение вероятности развития предпосылок профдефор- мационного процесса1, и включает в себя меры как психологиче
ского, так и организационно-управленческого характера.
К задачам, решаемым в рамках профилактики профессиональ
ной деформации сотрудников полиции, следует отнести:
(1) совершенствование профессионального психологического отбора кадров;
(2) развитие и укрепление социально-мотивационных и профес
сионально-мотивационных качеств (выработка профессио
нального иммунитета, развитие нравственно-психологической убежденности и социально-правовой направленности);
1 См.: Смирнов В.Н. Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 69—70.
118
(3) повышение уровня моральной, профессионально-психоло
гической подготовленности (прежде всего, ее ценностно
мотивационной составляющей, формирование установки на следование в работе Типовому кодексу этики и служебного поведения, совершенствование стиля и методов управления персоналом, формирование оптимального морально-психо
логического климата в подразделении);
(4) приобщение сотрудников к достоянию мировой культуры, достижениям профессионального сообщества;
(5) непрерывная забота о материальном, социальном благополу
чии сотрудников и членов их семей;
(6) поддержание и развитие позитивных элементов организаци
онной культуры в коллективе (использование традиций, обы
чаев, ритуалов) и избавление от негативных проявлений суб
культур (пьянство, сексуальная деморализация, наркомания);
(7) совершенствование организационных и социальных форм работы с персоналом.
Работа по преодолению профессиональной деформации — это в определенной мере и самовоспитание. Можно разными средствами воздействия, в том числе ужесточением контроля, наказаниями, заставить сотрудника изменить внешнюю форму поведения, однако изменить внутреннюю позицию человека, особенно при глубинных искажениях (нравственное «разложение», деградация личности), может по-настоящему только он сам. Но и здесь ему может пона
добиться определенная помощь. Так, если сотрудник по своим ин
теллектуальным и профессиональным качествам не соответствует занимаемой должности, имеет смысл предложить ему иную долж
ность. Иногда стоит изменить характер самой деятельности такого сотрудника. Иногда сотрудника стоит перевести в другое подразде
ление только потому, что рядом есть профессионально деформиро
ванные работники, оказывающие на него отрицательное влияние.
Особенно часто это касается молодых сотрудников. Но во всех слу
чаях нужен индивидуальный подход, участие коллектива, педагоги
ческий контроль, побуждающие человека изменить самого себя.
5.4. П рофилактика профессионального выгорания сотрудников ОВД
Как отмечалось ранее, конфликт в деятельности сотрудника поли
ции заложен в самой природе его деятельности. Она осуществляется в постоянном напряжении, зачастую в экстремальных условиях, что нередко ведет к накоплению эмоционального дискомфорта и про
фессиональной усталости. В таком состоянии проявляются симпто
мы профессионального выгорания — апатия, нарастающее безразли
чие и даже отвращение к службе, повышенная конфликтность и
119
Профессиональное выгорание может коснуться людей, которые постоянно испытывают внутренний конфликт из-за специфики своей профессиональной (служебной) деятельности. Красноречивым приме
ром могут стать женщины — сотрудницы ОВД, которые «разрывают
ся» между службой и семьей или испытывают постоянное давление из-за необходимости ежедневно доказывать свои возможности и про
фессионализм, соперничая с коллегами-мужчинами.
Выгоранию подвержены те работники, над которыми постоянно висит угроза потери рабочего места, например по причине дости
жения предельного возраста. Страх не найти работу, не быть вос
требованным может стать основанием для развития столь распро
страненного синдрома.
Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгора
ние меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоле
ния профессионального стресса и способных конструктивно ме
няться в напряженных условиях жизни и деятельности.
Если говорить о чертах ха
рактера таких людей, то необхо
димо выделить такие индивиду- ально-психологические особен
ности, как высокая подвиж
ность, открытость, коммуника
бельность, самостоятельность в решении собственных проблем.
Формируясь на фоне посто
янного стресса, данный синдром проходит три стадии.
На первой стадии проявляет
ся определенная забывчивость к каким-либо деталям и мелочам
(постоянное забывание ознако
миться с нужным документом, сделать важные звонки, доложить руководству и т.д.). Может на
блюдаться некоторый сбой в процессе выполнения двига
тельных действий. В зависимости от рода деятельности, интенсив
ности нагрузок и индивидуально-психологических особенностей первый этап профессионального выгорания может длиться от трех до пяти лет.
Вторая
стадия синдрома профессионального выгорания характе
ризуется значительной потерей интереса к работе, к общению как с коллегами, так и с членами семьи. Такой сотрудник избегает кон
тактов с теми, с кем приходится взаимодействовать по долгу службы.
У такого специалиста может возникнуть ощущение «бесконечной
К. Маслач, автор книги
«Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие»
121
(3) морального и материального стимулирования;
(4) признания специалиста коллективом;
(5) максимально возможной комфортной обстановки на рабо
чем месте.
Наконец, устойчивость к профессиональному выгоранию во многом зависит от способности каждого сотрудника формировать и поддерживать позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей. Н.В. Самоукина1, другие авторы рекомендуют следующие правила формирования такой
устойчивости:
(1) верить в свои способности, уникальность, стараться быть довольным собой;
(2) по мере возможности делать то, что нравится, и избегать заня
тий, которые не вызывают особого энтузиазма. Только занима
ясь своим делом и достигая шаг за шагом определенного мас
терства, можно обрести профессиональную самодостаточность;
(3) перестать жить за других и сконцентрироваться на собствен
ной жизни;
(4) гармонично распределять время между работой (службой) и личными интересами (потребностями);
(5) трезво подходить к подведению итогов прошедшего дня, ме
сяца, года;
(6) научиться говорить слово «нет!», невзирая на страх или чув
ство вины перед тем, кому оно адресовано.
Однако лучшее правило воспитания в себе устойчивости к про
фессиональному выгоранию, на наш взгляд, сформулировано аме
риканским психологом Кристиной Маслач:
Вы можете негативно относиться к своему состоянию. Считать, что ваше профессиональное выгорание — ваш враг. Мне так не представ
ляется. Напротив, я думаю, что оно — ваш друг, громко говорящий вам: «Твои ресурсы исчерпаны, пришло время найти новые источники сил». Ваш друг говорит правду. Нужно ли с ним бороться? Может, лучше выслушать, понять и последовать его совету? Позвольте привес
ти простую метафору. Вы долго ехали на автомобиле по непростой до
роге, проехали 140 км и увидели, что на приборной панели загорелся индикатор, показывающий, что бензин на исходе. Будете ли вы бо
роться с этим сигналом? Вряд ли. Скорее начнете искать ближайшую заправочную станцию. Именно это я вам и рекомендую2.
1 Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финан
совых затратах. М.: Вершина, 2007; Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубеж
ной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психоло
гии и психоанализа. 2001. № 3.
2Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / / Работник социальной службы. № 1. 2005. С. 45.
123
Позитивного общения легче достичь, если выражать человеку именно признательность, а не использовать комплимент, который предполагает некоторое преувеличение достоинств, а поэтому и воспринимается неоднозначно. Психологи установили, что люди лучше отзываются на признательность, чем на похвалы или откро
венную лесть, поскольку признательность — это констатация ре
ального факта.
Приемы изучения морально-психологических особенностей субъекта
Эффективное решение возложенных на сотрудника задач по обес
печению безопасности и общественного порядка зависит от умения ориентироваться в нравственно-психологических особенностях граж
дан, в отношении которых применяются те или иные меры правово
го характера. Данное умение, по сути тактическое, напрямую зависит от степени овладения сотрудником приемами изучения морально- психологических особенностей субъекта посредством наблюдения, то есть целенаправленного, специально организованного восприятия.
Это следующие приемы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Постановка задач на наблюдение.
Реализуется благодаря формиро
ванию внутренней установки: не упустить из поля зрения, держать под контролем сознания то, что необходимо выявить в субъекте в каждом конкретном случае, предварительно уточнять, какие внеш
ние проявления подлежат фиксации. Решающими условиями подго
товки к фиксации внешних признаков являются высокая степень зна
комства с ними, мысленная группировка наблюдаемых признаков в отдельные блоки.
Ориентация на поведенческо-психологические особенности личности
субъекта.
В повседневной службе сотрудника ОВД становится важ
ным гибкое и объективное понимание человека посредством изуче
ния не столько его статических (личностных) черт, сколько дина
мических проявлений, таких как:
(1) актуальное эмоциональное состояние (удивление, безразли
чие, интерес, страх, неуверенность, стыд, смущение, злоба, ненависть);
(2) потенциальное намерение совершить противоправное дейст
вие, противодействовать требованиям сотрудника, уклонить
ся от контакта с ним, инициировать конфликт и т.д.;
(3) линия поведения (искренность-лживость, маскировочные действия, уловки и т.д.).
Выявляя общую структуру личности субъекта,
сотруднику целесооб
разно ориентироваться на анализ:
(1) характерологических особенностей, выражающих отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или гру
бость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобро
127
совестность, трудолюбие или леность и т.д.); отношение к се
бе (скромность или самовлюбленность, гордость или прини
женность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);
(2) социально-психологических особенностей поведения (склон
ности к этническим традициям, стиля жизни и работы, стиля общения);
(3) биопсихических свойств (темперамента, половых, возрастных особенностей, состояния здоровья, патопсихологических свойств, склонности к вредным привычкам).
Перебирая в сознании этот перечень, следует избирать то, что имеет значение для конкретной ситуации, а затем приступать к со
держательному выявлению параметров личности субъекта.
Правило саморегуляции наблюдения
позволяет:
(1) выделять основные признаки личности субъекта и контро
лировать второстепенные;
(2) осознавать появление новых признаков-сигналов и встраи
вать их в поле наблюдения;
(3) переключать внимание, гармонично сочетая при этом внут
реннее внимание (обращенность сотрудника к себе, к поста
новке и решению служебных задач) и внешнее (обращен
ность к субъекту и к третьим лицам);
(4) обеспечивать устойчивость внимания, не забывая, что его объем не превышает обычно четырех-пяти объектов, за пре
делами которых происходит утрата контроля.
В связи с тем что механизм «запуска» внимания зачастую под
вержен установке, существенно предостережение сугубо негатив
ных, максималистских суждений при изучении личности субъекта, что может быть преодолено за счет сознательного поиска альтерна
тивы первому впечатлению.
Правила управления вниманием:
(1) отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;
(2) концентрация особого внимания на незаметных, маловырази
тельных проявлениях субъекта;
(3) осуществление наблюдения не выраженно, маскируя свой интерес, не вызывая настороженности субъекта.
Тактика (приемы) воздействия на личность субъекта
В основе данной тактики лежит механизм морально-психоло- гического влияния с использованием властных, в том числе юрис
дикционных, полномочий сотрудниками ОВД. Такое воздействие — результат как правового, так и социально-психологического регули
рования профессионального общения. Например, в практике пра
воохранительной деятельности с помощью этого приема можно
128
бе (скромность или самовлюбленность, гордость или прини
женность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);
(2) социально-психологических особенностей поведения (склон
ности к этническим традициям, стиля жизни и работы, стиля общения);
(3) биопсихических свойств (темперамента, половых, возрастных особенностей, состояния здоровья, патопсихологических свойств, склонности к вредным привычкам).
Перебирая в сознании этот перечень, следует избирать то, что имеет значение для конкретной ситуации, а затем приступать к со
держательному выявлению параметров личности субъекта.
Правило саморегуляции наблюдения
позволяет:
(1) выделять основные признаки личности субъекта и контро
лировать второстепенные;
(2) осознавать появление новых признаков-сигналов и встраи
вать их в поле наблюдения;
(3) переключать внимание, гармонично сочетая при этом внут
реннее внимание (обращенность сотрудника к себе, к поста
новке и решению служебных задач) и внешнее (обращен
ность к субъекту и к третьим лицам);
(4) обеспечивать устойчивость внимания, не забывая, что его объем не превышает обычно четырех-пяти объектов, за пре
делами которых происходит утрата контроля.
В связи с тем что механизм «запуска» внимания зачастую под
вержен установке, существенно предостережение сугубо негатив
ных, максималистских суждений при изучении личности субъекта, что может быть преодолено за счет сознательного поиска альтерна
тивы первому впечатлению.
Правила управления вниманием:
(1) отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;
(2) концентрация особого внимания на незаметных, маловырази
тельных проявлениях субъекта;
(3) осуществление наблюдения не выраженно, маскируя свой интерес, не вызывая настороженности субъекта.
Тактика (приемы) воздействия на личность субъекта
В основе данной тактики лежит механизм морально-психоло- гического влияния с использованием властных, в том числе юрис
дикционных, полномочий сотрудниками ОВД. Такое воздействие — результат как правового, так и социально-психологического регули
рования профессионального общения. Например, в практике пра
воохранительной деятельности с помощью этого приема можно
128