Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Стиль поведения руководителя. Поведение, стиль руководства, преобладание определенных установок служат исходным моментом в формировании благоприятного или неблагоприятного результата.
В главе II Типового кодекса этики и служебного поведения гово
рится о том, что служащий, наделенный организационно-распоря
дительными полномочиями по отношению к другим служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном орга
не либо его подразделении благоприятного для эффективной рабо
ты морально-психологического климата.
2. Морально-психологическая совместимость — способность чле
нов коллектива к плодотворной и эффективной совместной дея
тельности вследствие оптимального сочетания их свойств и качеств.
Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемле- мости, взаимодоверии, сочувствии, сопереживании членов коллек
тива друг другу. Кроме того, они ощущают себя единой командой, а значит, разделяют цели, задачи и ценности, во имя которых рабо
тают вместе. Несовместимость проявляется во взаимном неприятии членами коллектива друг друга, отрицательных эмоциональных со
стояниях сотрудников при межличностных контактах, что нередко приводит к конфликтам.
3. Общественно значимые мотивы его членов — то есть потребно
сти, выступающие смыслом служебной деятельности. Среди них — высокая социальная значимость службы и социально-экономичес
кая ценность ее результатов, социальная ответственность сотрудни
ков, непосредственный интерес членов коллектива к процессу слу
жебной деятельности, чувство корпоративного единства.
4. Технико-технологическое обеспечение служебной деятельности и условия труда (транспорт, средства связи и коммуникации, оргтех
ника и т.д.), своевременное получение сотрудниками достоверной информации по вопросам, находящимся в их компетенции.
5. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свобод
ного времени, корпоративные мероприятия.
6. В качестве резервов повышения уровня морально-психологи
ческого климата можно использовать такие социально-психологические
факторы, как коллективная воля, общественное мнение, корпора
тивный уклад (служебный этикет, традиции, привычки, ритуалы, атрибуты).
Вместе с тем создать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе невозможно путем распоряжения, инструктажа или принудительного ознакомления его членов с ко
дексом поведения. Необходимо, чтобы кодекс или инструкции ор
ганично сочетались с личными качествами людей, которые прохо
дят кадровый отбор для службы в ОВД, то есть с их господствую
щими взглядами, индивидуальными чертами характера, симпатиями и антипатиями, сформировавшимися привычками, навыками, уме
137
ниями, реакциями на пошлость, алчность, нарушения дисциплины и другие негативные явления. Поэтому с самого начала формиро
вания морального климата необходимо выявить все положительные и отрицательные факторы, которые либо активно способствуют нравственному формированию коллектива и его членов, либо, на
оборот, толкают их к нравственной деградации.
Основные разновидности морально-психологического климата
Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, рассмотрим четыре основные разновидности морально-психологического климата в коллективе1.
1. Пассивно-личностный. В таком коллективе сотрудник ощущает заботливое отношение к себе, не испытывает давления со стороны руководства и вышестоящих органов. В таком коллективе высоко ценится стаж, опыт, бережно относятся к старым сотрудникам, тра
дициям коллектива и службы, стараются ничего не менять. Несмотря на внешнюю привлекательность такого климата, его гуманность, в коллективе данного типа теряется активность его молодых членов.
2. Активно-личностный. В этом коллективе привилегии, забота, внимание на стороне перспективных сотрудников. Их цели, как пра
вило, совпадают с общими задачами службы. Таким работникам соз
даются условия для повышения профессионального мастерства, ока
зывается помощь в карьерном росте и продвижении по службе. Если сотрудник не справляется со своими обязанностями, выясняются причины этого и создаются необходимые условия для оптимизации его деятельности. Если все-таки сотрудник не оправдывает доверия, его не оскорбляют, не унижают, а тактично перемещают на ту рабо
ту, которая ему по силам. Этот вид морально-психологического кли
мата привлекателен тем, что обеспечивает максимальную активность сотрудников, заинтересованность в качестве труда, создает условия для профессионального роста, исключает деградацию.
3. Пассивно-безличностный климат. Характеризуется тем, что управленческое воздействие на коллектив распространяется лишь по самым общим вопросам. До личности отдельных сотрудников нет никому дела. Если кто-то и проявляет активность, то это мало сказывается на его положении и карьерном росте. Никто не думает о перспективе. Каждое подразделение живет в разрезе текущего дня. Такой климат возможен лишь в крупных организациях, когда между руководителями и подчиненными, рядовыми сотрудниками почти нет непосредственных контактов. Здесь вся надежда только на свои силы, на умение самостоятельно ориентироваться в дело
вом водовороте.
1 См.: Сокова З.К. Указ. соч. С. 149—150.
138
вания морального климата необходимо выявить все положительные и отрицательные факторы, которые либо активно способствуют нравственному формированию коллектива и его членов, либо, на
оборот, толкают их к нравственной деградации.
Основные разновидности морально-психологического климата
Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, рассмотрим четыре основные разновидности морально-психологического климата в коллективе1.
1. Пассивно-личностный. В таком коллективе сотрудник ощущает заботливое отношение к себе, не испытывает давления со стороны руководства и вышестоящих органов. В таком коллективе высоко ценится стаж, опыт, бережно относятся к старым сотрудникам, тра
дициям коллектива и службы, стараются ничего не менять. Несмотря на внешнюю привлекательность такого климата, его гуманность, в коллективе данного типа теряется активность его молодых членов.
2. Активно-личностный. В этом коллективе привилегии, забота, внимание на стороне перспективных сотрудников. Их цели, как пра
вило, совпадают с общими задачами службы. Таким работникам соз
даются условия для повышения профессионального мастерства, ока
зывается помощь в карьерном росте и продвижении по службе. Если сотрудник не справляется со своими обязанностями, выясняются причины этого и создаются необходимые условия для оптимизации его деятельности. Если все-таки сотрудник не оправдывает доверия, его не оскорбляют, не унижают, а тактично перемещают на ту рабо
ту, которая ему по силам. Этот вид морально-психологического кли
мата привлекателен тем, что обеспечивает максимальную активность сотрудников, заинтересованность в качестве труда, создает условия для профессионального роста, исключает деградацию.
3. Пассивно-безличностный климат. Характеризуется тем, что управленческое воздействие на коллектив распространяется лишь по самым общим вопросам. До личности отдельных сотрудников нет никому дела. Если кто-то и проявляет активность, то это мало сказывается на его положении и карьерном росте. Никто не думает о перспективе. Каждое подразделение живет в разрезе текущего дня. Такой климат возможен лишь в крупных организациях, когда между руководителями и подчиненными, рядовыми сотрудниками почти нет непосредственных контактов. Здесь вся надежда только на свои силы, на умение самостоятельно ориентироваться в дело
вом водовороте.
1 См.: Сокова З.К. Указ. соч. С. 149—150.
138
4.
Активно-безличностный климат. Несмотря на то что органи
зация не скупится на вознаграждения и экономически старается заинтересовать сотрудников в результатах служебной деятельности, в моральном отношении к ним применяются жесткие требования.
Работники зачастую не знают, откуда пришел приказ, кто иниции
ровал решение о вознаграждении или наказании. Человек оценива
ется издали, с ним его проблемы не обсуждаются. Обратная связь с высшей инстанцией невозможна. Члены коллектива живут в посто
янной тревоге, опасаются за себя и за других сотрудников, не зная, откуда придет компрометирующий материал.
С точки зрения эффективности деятельности подразделений ор
ганов внутренних дел, достижения целей, гуманности наиболее приемлемым является второй, активно-личностный морально-пси
хологический климат, позволяющий наиболее производительно трудиться.
Нравственные установки
Не принижая значение морально-психологического климата в кол
лективе в целом и влияния на него со стороны руководства, следует отметить его зависимость от состояния нравственных установок
каждого сотрудника, выражающих положительную или отрицатель
ную значимость для человека тех или иных явлений материальной, политической и духовной жизни.
Наличие у сотрудника нравственных установок означает его мо
рально-психологическую ориентацию, определяющую его отноше
ние к различным идеям, явлениям, людям и их действиям. Нравст
венные установки выступают как состояние мобилизованности, го
товности, предрасположенности к последующему действию, имею
щее прочный характер и обусловленное убеждениями и мировоз
зрением личности.
В соответствии с характером правоохранительной деятельности можно выделить три фундаментальные установки, ориентирующие личность сотрудника полиции на основные ценности и характер служебной деятельности:
(1) установка на закон — означает твердое намерение и готов
ность всегда и во всем действовать в соответствии с буквой и духом закона. Эта установка является общей для представи
телей всех юридических профессий;
(2) установка на исполнительность — проявляется в готовности следовать указаниям и распоряжениям, исходящим сверху.
Высокая исполнительская дисциплина выражает ориентиро
ванность членов коллектива на надлежащее исполнение слу
жебных обязанностей в рамках установленных функциональ
ных обязанностей и служебных отношений. Вместе с тем в
139
случае необходимости самостоятельного принятия решений установка на исполнительность может вступить в противоре
чие со стремлением к творческому осмыслению приказов и инструкций;
(3) установка на нравственные ценности — настраивает сотруд
ников «действовать по совести», в соответствии с общечело
веческими принципами морали и личностными нравствен
ными убеждениями.
К признакам стабильного благоприятного морально-психологи
ческого климата относятся:
(1) высокая эффективность и результативность коллективной работы сотрудников;
(2) развитые межличностные контакты, отсутствие проявлений личной неприязни и конфликтов, взаимность, конструктив
ность и доброжелательность критики;
(3) отсутствие давления со стороны руководства на подчинен
ных, личный пример и убеждение;
(4) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопо
мощи сотрудников;
(5) принятие на себя ответственности за состояние дел в кол
лективе каждым из его членов;
(6) удовлетворенность сотрудников принадлежностью к органам внутренних дел;
(7) целесообразное стремление коллектива к нововведениям.
6.3. Нравственный потенциал служебного коллектива ОВД: сущность и значение
Служебный коллектив, будучи социальной группой, обладает опре
деленным морально-этическим ресурсом, или так называемым нравственным потенциалом.
Потенциал (от лат. potentia — сила) в широком смысле — это средства, ресурсы, источники, которые имеются в наличии и при необходимости могут быть использованы (приведены в действие) для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
Нравственный потенциал коллектива ОВД представляет собой реаль
ную совокупность морально-этических качеств сотрудников и их спо
собность действовать в соответствии с гражданским долгом, профес
сиональной, компетентностью требованиями закона, присягой, поло
жениями Типового кодекса этики и служебного поведения. Нравст
венный потенциал коллектива определяется уровнем моральной ус
тойчивости сотрудников к негативным социально-психологическим факторам и отрицательным воздействиям различного характера.
140
чие со стремлением к творческому осмыслению приказов и инструкций;
(3) установка на нравственные ценности — настраивает сотруд
ников «действовать по совести», в соответствии с общечело
веческими принципами морали и личностными нравствен
ными убеждениями.
К признакам стабильного благоприятного морально-психологи
ческого климата относятся:
(1) высокая эффективность и результативность коллективной работы сотрудников;
(2) развитые межличностные контакты, отсутствие проявлений личной неприязни и конфликтов, взаимность, конструктив
ность и доброжелательность критики;
(3) отсутствие давления со стороны руководства на подчинен
ных, личный пример и убеждение;
(4) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопо
мощи сотрудников;
(5) принятие на себя ответственности за состояние дел в кол
лективе каждым из его членов;
(6) удовлетворенность сотрудников принадлежностью к органам внутренних дел;
(7) целесообразное стремление коллектива к нововведениям.
6.3. Нравственный потенциал служебного коллектива ОВД: сущность и значение
Служебный коллектив, будучи социальной группой, обладает опре
деленным морально-этическим ресурсом, или так называемым нравственным потенциалом.
Потенциал (от лат. potentia — сила) в широком смысле — это средства, ресурсы, источники, которые имеются в наличии и при необходимости могут быть использованы (приведены в действие) для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
Нравственный потенциал коллектива ОВД представляет собой реаль
ную совокупность морально-этических качеств сотрудников и их спо
собность действовать в соответствии с гражданским долгом, профес
сиональной, компетентностью требованиями закона, присягой, поло
жениями Типового кодекса этики и служебного поведения. Нравст
венный потенциал коллектива определяется уровнем моральной ус
тойчивости сотрудников к негативным социально-психологическим факторам и отрицательным воздействиям различного характера.
140
Другими словами, нравственный потенциал служебного коллек
тива ОВД — это есть степень способности его членов достойно преодолевать трудности службы, противостоять коррупции, а также возможным негативным соблазнам, ослабляющим чувство граждан
ского и служебного долга, профессиональной чести и человеческого достоинства, избегать любых действий, подрывающих доверие об
щества к Службе.
Показателями низкого морального потенциала служебного кол
лектива являются: недостаточный уровень профессиональной ком
петентности у его членов, нарушение сотрудниками законности, уклонение от выполнения служебных обязанностей, самоуправство, попустительство, злоупотребление служебным положением, несо
блюдение норм этики, унижение человеческого достоинства, ис
пользование предоставленных служебных возможностей (труда под
чиненных, транспорта, средств связи и коммуникации, оргтехники и т.д.) для внеслужебных целей.
К показателям высокого морального потенциала следует отнести: должную профессиональную компетентность сотрудников, героизм, смелость, самоотверженность, проявление нравственной стойкости, организованности, исполнительской дисциплины, соблюдение норм профессиональной этики и общей культуры, такта в общении с гражданами и сослуживцами, уважение к людям, чувство гордости за принадлежность к сообществу ОВД.
Отслеживание и реагирование на любые отрицательные откло
нения в поведении и деятельности сотрудников входят в прямые обязанности руководителя служебного коллектива. Задача руково
дителя — вовремя выявить и устранить возникшие «искривления» и негативные тенденции.
Для оценки морального потенциала коллектива руководитель должен обладать широкой и актуальной информацией о внутри- коллективных служебных отношениях, коллективном мнении и настроениях.
Кроме того, руководителю необходимо ясное и четкое понима
ние природы, характера и сущности межличностных служебных отношений. Следует учитывать и специфику нравственных отноше
ний кадров ОВД, обусловленную назначением данной службы, ее структурой, особенностями функционирования. Жесткая правовая и нормативная регламентация деятельности сотрудников полиции, принцип единоначалия в управлении, субординация отношений, характер и содержание выполняемых служебных задач накладывают определенный отпечаток на характер межличностных отношений и соответственно на нравственные отношения между сотрудниками.
Особенность межличностных отношений в ОВД состоит в том, что главенствующую роль в них играют отношения субординации, то есть служебного подчинения, основанного на должностной
141
иерархии. Вместе с тем здоровые нравственные отношения позво
ляют максимально оптимизировать взаимодействие начальника и подчиненного.
Исследования показывают, что если руководитель в своих от
ношениях с подчиненными требователен и справедлив, заботлив и прост в общении, то и отношения между подчиненными ему со
трудниками строятся на той же основе1.
В общении сотрудников, занимающих равное служебное поло
жение, личные отношения имеют особое значение и существенно влияют на морально-психологический климат в коллективе, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности служебной деятельности в целом.
Еще одна особенность межличностных отношений в служебном коллективе — их официальность и формализованность. С одной сто
роны, жестко регламентированные нормативными документами права и обязанности должностных лиц, правила их поведения и деятельности в различных ситуациях значительно упрощают работу руководителя и построение взаимоотношений между сотрудниками.
Однако, как показывает практика, наличие налаженных официаль
ных отношений зачастую бывает недостаточным условием для ус
пешного функционирования служебного коллектива, пока в допол
нение к официальным отношениям не выработаются отношения личные, неофициальные, неформальные (разумеется, позитивного характера). И наоборот, чрезмерная официальность отношений ведет к ослаблению морально-психологических связей между сотрудниками, снижает их творческую активность, инициативу, подрывает устойчи
вость коллектива, способствует росту морально-психологической на
пряженности, чреватой стрессами и конфликтами.
Работа подразделений ОВД настолько многообразна и зачастую непредсказуема, что заранее разработанные правила, инструкции, уставы далеко не всегда могут дать решение служебной проблемы.
Нравственный потенциал коллектива оказывается особенно востре
бованным при возникновении нестандартных или чрезвычайных
(экстремальных) ситуаций, когда формализованные связи уже «не срабатывают», а приоритетное значение начинают приобретать мо
рально-этические регуляторы. В то же время моральная регуляция эффективна лишь тогда, когда сотрудники обладают относительной свободой выбора и действий. Чрезмерная регламентация служебных отношений членов служебного коллектива не только ограничивает действенность моральных регуляторов, но и сковывает их инициа
тиву, отрицательно влияет на эффективность решения нетипичных ситуаций, в том числе ситуаций риска.
1 См.: Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М.: Щит-М,
2002. С. 269.
142
ляют максимально оптимизировать взаимодействие начальника и подчиненного.
Исследования показывают, что если руководитель в своих от
ношениях с подчиненными требователен и справедлив, заботлив и прост в общении, то и отношения между подчиненными ему со
трудниками строятся на той же основе1.
В общении сотрудников, занимающих равное служебное поло
жение, личные отношения имеют особое значение и существенно влияют на морально-психологический климат в коллективе, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности служебной деятельности в целом.
Еще одна особенность межличностных отношений в служебном коллективе — их официальность и формализованность. С одной сто
роны, жестко регламентированные нормативными документами права и обязанности должностных лиц, правила их поведения и деятельности в различных ситуациях значительно упрощают работу руководителя и построение взаимоотношений между сотрудниками.
Однако, как показывает практика, наличие налаженных официаль
ных отношений зачастую бывает недостаточным условием для ус
пешного функционирования служебного коллектива, пока в допол
нение к официальным отношениям не выработаются отношения личные, неофициальные, неформальные (разумеется, позитивного характера). И наоборот, чрезмерная официальность отношений ведет к ослаблению морально-психологических связей между сотрудниками, снижает их творческую активность, инициативу, подрывает устойчи
вость коллектива, способствует росту морально-психологической на
пряженности, чреватой стрессами и конфликтами.
Работа подразделений ОВД настолько многообразна и зачастую непредсказуема, что заранее разработанные правила, инструкции, уставы далеко не всегда могут дать решение служебной проблемы.
Нравственный потенциал коллектива оказывается особенно востре
бованным при возникновении нестандартных или чрезвычайных
(экстремальных) ситуаций, когда формализованные связи уже «не срабатывают», а приоритетное значение начинают приобретать мо
рально-этические регуляторы. В то же время моральная регуляция эффективна лишь тогда, когда сотрудники обладают относительной свободой выбора и действий. Чрезмерная регламентация служебных отношений членов служебного коллектива не только ограничивает действенность моральных регуляторов, но и сковывает их инициа
тиву, отрицательно влияет на эффективность решения нетипичных ситуаций, в том числе ситуаций риска.
1 См.: Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М.: Щит-М,
2002. С. 269.
142