Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.
Критика должна быть деловой, так как она не самоцель, а средство исправления ошибок и оптимизации ситуации. Чтобы кри­
тика стала конструктивной, руководителю необходимо критическое выступление завершить предложениями, направленными на ликви­
дацию недостатков.
5. Критика требует индивидуального подхода, учета личностных особенностей (темперамента и характера) сотрудников. Одни люди относятся к критике болезненно, но быстро успокаиваются и при­
ходят в норму, другие — равнодушно, третьи — агрессивно. Безус­
ловно, критика должна обладать эмоциональным накалом, чтобы задеть за живое, но не должна вгонять сотрудников с тяжелый стресс и превращать их во врагов.
Отношение начальника к подчиненным воспринимается ими не как определенные правила и нормы, которыми он руководствуется в общении, а как естественное, органичное проявление морально-
деловых качеств руководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под прицелом» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь и лицемерие.
Особенности управленческой и исполнительской деятельности, правовое положение начальника и подчиненного требуют диффе­
ренцированного подхода к моральной оценке личности руководите­
ля и подчиненного. Проведенные в правоохранительных органах исследования показывают, что наиболее предпочтительными мо­
рально-деловыми качествами руководителей являются следующие
(в порядке убывания значимости): требовательность к себе и под­
чиненным, справедливость, доверие к подчиненным, уважение личного достоинства подчиненного, чувство ответственности за по­
ложение дел в подчиненном служебном коллективе, самообладание в любой ситуации, тактичность, забота о подчиненных, внимание к их нуждам и проблемам, уверенность в себе, настойчивость, твер­
дость, решительность, чуткость, отзывчивость, верность слову, обя­
зательность, общительность, простота в общении, доступность, скромность, самокритичность, жизнерадостность, оптимизм, чувст­
во юмора. Именно они являются залогом авторитета руководителя.
Назывались также такие качества руководителя обобщенного, собирательного характера, как человечность, благородство, поря­
дочность, гуманность, великодушие и ряд других1. При наличии у начальника вышеперечисленных качеств подчиненные нередко прощают своему руководителю некоторые его слабости, относя­

щиеся к качествам иного свойства (знания, ум, профессионально­
деловые качества, физические и др.).
1 См.: Бережков Л.Д. Личность руководителя правоохранительного органа. М.,
2007. С. 45.
153

Следует отметить, что если подчиненные хотят видеть у своего начальника, прежде всего, моральные качества, то руководители на первое место выдвигают у своих подчиненных профессионально­
деловые качества (профессиональную компетентность, деловитость, исполнительскую дисциплину). Это объясняется, с одной стороны, тем, что у руководителей кроме моральных средств воздействия на подчиненных есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчиненный может влиять на своего начальника лишь посредст­
вом нравственных отношений, выказывая руководителю уважение и признавая его авторитет. Так или иначе во всех ситуациях, возни­
кающих в процессе служебной деятельности, стержень поведения начальника должны составлять вежливость, доверие к подчинен­
ным и уважение их личного достоинства, искренность и доброже­
лательность.
Однако, чтобы моральные добродетели руководителя были за­
действованы и могли себя проявить, необходимо, чтобы и подчи­
ненные обладали необходимыми морально-этическими качествами.
Например, доверие руководителя к подчиненным может иметь место только в том случае, если они обладают такими чертами, как добросовестность, ответственность, инициативность. Только при этих условиях доверие, воодушевляя и «окрыляя» подчинен­
ных, способствует эффективности и своевременности выполнения служебных задач, стимулирует развитие у них моральных качеств.
И напротив, постоянный надзор, мелочная опека, тотальный кон­
троль, придирчивость и понукание сковывают инициативу и сво­
боду действий сотрудников, порождают у них инерцию и пассив­
ное выжидание, действия с оглядкой на начальника, развивают у подчиненных такие качества, как угодничество, льстивость, при­
способленчество, беспринципность и т.п. С другой стороны, одни только моральные качества сотрудника, даже самые благие, при отсутствии у него профессионализма не позволят ему эффективно выполнять служебные задачи. Поэтому необходимо сочетание у руководителя и подчиненных профессионально-деловых и мо­
рально-этических качеств.
Правила поведения руководителя и степень проявления его мо­
ральных качеств находятся в прямой причинно-следственной связи с поведением и нравственными чертами его подчиненных, их цен­
ностной ориентацией, обычаями, традициями коллектива, общест­
венным мнением.
Этика подчиненного
Нравственная сторона поведения и деятельности подчиненного оп­
ределяется понятием «этика подчиненного». Как показывает опыт, если нельзя рассматривать этику врача в отрыве от этики пациента,
154

этику преподавателя — от этики студента и т.д., то также нельзя охарактеризовать этику руководителя без этики подчиненного.
Исследования показывают, что наиболее привлекательными ка­
чествами подчиненного выступают следующие (в порядке убывания значимости): дисциплинированность, исполнительность, ответствен­
ность, честность, добросовестность, общительность, коллективизм, чувство товарищества, самостоятельность, инициативность, искрен­
ность, доверительность, уважение к начальникам и старшим, трудо­
любие, старательность, усердие, чувство собственного достоинства1.
При сопоставлении нравственных качеств, необходимых руко­
водящим и подчиненным сотрудникам, становится очевидным, что многие моральные качества являются для них общими и должны быть присущи как подчиненным, так и руководителю. Не случайно говорят: «Не научившись повиноваться, не сумеешь повелевать».
Как правило, хорошие руководители обязательно проходят «школу подчинения» — прежде всего, в образовательных учреждениях и на низших ступенях должностной иерархии. Однако значимость и ха­
рактер проявления этих качеств у руководителя и подчиненного далеко не одинаковы. Например, нет таких ситуаций, когда подчи­
ненный имел бы моральное право скрыть от начальника какую- либо служебную информацию. Однако мораль не осуждает руково­
дителя за сохранение втайне от подчиненных определенной ин­
формации, планов и замыслов высшего руководства. Если чувство собственного достоинства подчиненного несовместимо главным образом с такими аморальными качествами, как лицемерие, угод­
ничество, лизоблюдство, зависть, клевета, то чувство собственного достоинства руководителя выступает, прежде всего, против таких качеств, как грубость, начальственное высокомерие, несправедли­
вость, фамильярность, мстительность, малодушие, попустительство.
6.6. Основные этические правила поведения в служебном коллективе ОВД
Этические правила поведения руководителя — это правила, осно­
ванные на общих, профессиональных и управленческих компетен­
циях, определяющих морально-этическое отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
Служба в органах внутренних дел нередко ставит руководителя в сложные и достаточно деликатные ситуации, в которых соблюде­
ние правил поведения, рекомендованных специалистами по этике и психологии, помогает значительно повысить эффективность управ-
1 См.: Бережков Л.Д. Указ. соч. С. 48.
155

ленческой деятельности и в то же время предостеречь от ошибок и снизить нервное напряжение. Многообразие служебных отношений обусловливает и множество правил поведения руководителя, запе­
чатлеть которые потребовались бы десятки томов, содержащих ру­
ководства к действиям начальника на все случаи жизнедеятельно­
сти служебного коллектива. Мы же просто приведем своеобразный этический кодекс — свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения руководителя, со­
ставленный специалистами в области управления на основе обоб­
щения отечественного и зарубежного опыта.
Прежде всего, необходимо отметить, что руководитель в своем профессиональном и общечеловеческом поведении должен являть­
ся личным примером для подчиненных ему сотрудников. Он оли­
цетворяет весь коллектив (службы, органа, подразделения), его ав­
торитет и имидж, что требует от руководителя не только особых профессиональных и организационно-управленческих качеств, но и следования определенным этическим правилам и нормам.
Как прямо следует из Типового кодекса этики и служебного пове­
дения, служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, призван: при­
нимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта ин­
тересов; принимать меры по предупреждению коррупции; не до­
пускать случаев принуждения служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений; он должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным пове­
дением подавать пример честности, беспристрастности и справед­
ливости; нести ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служеб­
ного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия (ст. 22—24).
В общем виде все необходимые руководителю качества можно охарактеризовать следующим образом:
(1) управленец — организатор служебной деятельности и трудо­
вого процесса;
(2) специалист — профессионал, компетентный в решении за­
дач вверенного служебного коллектива;
(3) человек высокой культуры поведения, владеющий общими и профессионально значимыми компетенциями в области эти­
ки деловых (служебных) отношений.
Основа подлинного авторитета руководителя — профессионализм, принципиальность и человечность. Компетентность в служебных
156

вопросах и порядочность в поведении — слагаемые истинного руководителя.
Вместе с тем руководителю следует быть смелым и решительным, способным к оправданному и просчитанному риску: ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний сверху.
П рави ла п оведения руководи теля
Практика служебного общения выработала ряд правил поведения руководителя, следование которым способствует созданию опти­
мального морально-психологического климата в служебном коллек­
тиве, способствует упрочению отношений руководителей и подчи­
ненных.
1. Будьте фактическим, а не номинальным лидером, то есть ли­
дером «де юре» и «де факто»1. Фактический лидер пользуется за­
служенным авторитетом у коллег и подчиненных. Его власть леги­
тимна, то есть признанна подчиненными. Он умеет зажечь людей, повести их за собой. В сложных ситуациях берет инициативу и от­
ветственность на себя. Такой руководитель уверен в себе, самодис- циплинирован, целеустремлен, хорошо все контролирует, предан целям службы и интересам служебного коллектива.
2. Не взваливайте всю работу только на себя, считая подчинен­
ных неспособными ее выполнить. Делегируйте полномочия, не де­
лайте сами того, что могут сделать подчиненные, поощряйте их инициативу. Больше доверяйте коллективу и не усложняйте жизнь людям, которые работают под вашим началом. Помните, что самая большая неэтичность в поведении начальника — мешать работать подчиненным.
3. Справедливо и рационально распределяйте должностные обя­
занности. Ставя перед подчиненным служебную задачу, надо дать ему всю необходимую информацию, чтобы он мог действовать соз­
нательно и проявлять инициативу. Предоставьте ему максимум сво­
боды в выполнении служебного задания, что, однако, не означает самоустранения начальника от его выполнения. Следует обеспечи­
вать выполнение задачи всем необходимым.
Выполнение каждого задания всегда контролируйте: текущий контроль снижает вероятность срыва выполнения задания и воз­
никновения конфликтов. Отсутствие контроля может навести со­
трудника на мысль о ненужности выполняемой работы. Вместе с тем не подменяйте контроль мелочной опекой и понуканием.
1 «Де юре» и «де факто» — латинские выражения: де-юре (лат. de iure — букв, со­
гласно праву) — юридически; де-факто (лат. de facto — букв, на деле) — фактически.
157