Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
называемое «золотое правило нравственности», сопровождающее человечество уже более двух с половиной тысячелетий. В древнеин­
дийском эпосе («Махабхарата», V в. до н.э.) есть такие строки: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям»1. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» и
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Те же по форме и смыслу слова находим мы в античной этике. Так, государственный деятель и писатель Древнего Рима Ка­
тон (234—149 до н. э.) предупреждал: «Остерегайся сам того, что не одобряешь в других». Популярный римский поэт эпохи Цезаря и
Августа (I в. до н.э.) советовал: «Не делай сам того, что ты порица­
ешь в других». На вопрос «Какая жизнь самая лучшая?» древнегре­
ческий философ и ученый Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н.э.) отве­
чал: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других» и т.д.
Каждое общество, каждая социальная группа вырабатывают свою систему ценностей, а значит, и свой критерий «должного поведения».
Фактически во все времена каждый человек сам выбирал ту «золотую середину», которая определялась требованиями общества, и руково­
дствовался собственными критериями поведения. Однако в наше вре­
мя можно с уверенностью говорить о том, что этикет не имеет нацио­
нальной, религиозной или сословной специфики. Он отражает при­
надлежность к цивилизованному обществу, а потому указывает на то, относит ли человек сам себя к культурной части человечества, разде­
ляет ли общечеловеческие нормы поведения или нет.
7.2. Служебный этикет и культура поведения сотрудника ОВД
Служебный этикет
— это свод специфических правил и норм, рег­
ламентирующих внешние проявления взаимоотношений между со­
трудниками полиции в процессе их профессиональной деятельно­
сти во всем многообразии форм служебного общения подчиненного и начальника, коллег, сотрудника и посетителя.
В деятельности органов внутренних дел, где в основе отноше­
ний лежат должностная иерархия и субординация, каждый вид об­
щения обладает достаточной спецификой и подчинен своим, выра­
ботанным практикой и традицией правилам этикета, ориентиро­
ванного на честь и достоинство как высшую ценность2.
1 См.: Махабхарата. Вып. V. Кн. 1: Монмадхарма (Основы Освобождения)
Ашхабад: Ылым, 1983. С. 29.
2 См.: Абрамова Л.П. Курс лекций по этике. СПб, 2001. С. 73.
164


Этикет и такт сотрудника полиции —
показатели его нравст­
венной воспитанности и свидетельство общей культуры, важнейшее условие установления правильных взаимоотношений с людьми. Со­
временный сотрудник ОВД по роду своей службы повседневно вторгается в сложные области человеческих взаимоотношений, а потому не может быть необъективным, грубым, недоброжелатель­
ным, нравственно невоспитанным человеком. Профессионально важное для него качество — умение выбирать нужный тон разгово­
ра с гражданами, вести себя корректно, с достоинством, подобаю­
щим представителю власти.
Отличительная черта служебного этикета сотрудников полиции — его нормативный характер, поскольку их общение регулируется ус­
тавами, приказами, наставлениями, инструкциями, кодексом, вы­
полнение которых строго обязательно.
В зависимости от занимаемой должности и специального звания между сотрудниками ОВД складываются определенные отношения на основе общих принципов морали, права и уставных требований, в которых сливается воедино уважение к личности человека с уваже­
нием к его званию и должности, моральная ответственность началь­
ника и подчиненного за соблюдение этических норм.
Этикетные правила взаимоотношений начальника и подчиненного
При назначении на должность, сдаче должности, присвоении спе­
циального звания, награждении государственной наградой, убытии в командировку или отпуск и возвращении сотруднику следует представиться своим непосредственным начальникам. При этом он называет занимаемую должность, звание, фамилию и причину представления. Вновь прибывшего сотрудника полагается предста­
вить коллективу. Это выполняет начальник ОВД или его замести­
тель на собрании личного состава или служебном совещании.
Сотрудник должен всегда и всюду оказывать уважение, внима­
ние старшим по званию, возрасту или общественному положению.
Так, если в служебное помещение входит старший по званию или должности, необходимо встать и приветствовать его в соответствии с требованиями устава. Садиться следует только после получения на это разрешения.
При посещении начальника представляется сотрудник в том слу­
чае, если начальник лично его не знает. Садиться можно только по­
сле получения приглашения сесть, от которого не следует отказы­
ваться. Первым разговор начинает начальник. Не следует курить или просить на это разрешение, если начальник сам этого не предложит.
Если старший по возрасту, званию или общественному положе­
нию собеседник стоит, надо встать. Если старший из беседующих
165

встает, младший тоже должен встать. Если подчиненный, придя в кабинет к начальнику, не должен садиться, начальник встречает его и ведет разговор стоя. В случае необходимости выйти из помеще­
ния надо выбрать удобный момент, встать и попросить у старшего на это разрешение.
Согласно этикету и в порядке уважения к начальнику или старшему по званию следует уступить ему дорогу, пропустить впе­
ред в коридоре или на улице и т.д. Если при встрече нельзя сво­
бодно разойтись, то подчиненный обязан уступить дорогу и, отда­
вая честь, пропустить начальника. При необходимости пройти ми­
мо начальника или обогнать его нужно попросить разрешение. Ко­
гда сотрудник входит вместе с начальником в помещение, сотруд­
ник должен пропустить его, открыв и придержав дверь.
Начальник обязан заботиться о выборе верного тона в разговоре с подчиненными, чтобы не ущемить их достоинство. Подчиненный вправе рассчитывать на уважение и внимание со стороны началь­
ника, на то, что он прислушивается к его мнению. Если мнение подчиненного ошибочно или односторонне, на это можно указать аргументированно и тактично.
Требовательность к подчиненным следует сочетать с чутким к ним отношением. Даже самый строгий разговор не должен похо­
дить на разнос.
Важно помнить разницу между выговором, сделанным наедине, и выговором, сделанным в присутствии других сотрудников.
Не следует при подчиненном проявлять свое раздражение.
Нужно быть спокойным и выдержанным, ничего не говорить необ­
думанно. Начальник обязан при любых обстоятельствах отвечать на приветствие своего подчиненного.
М ежличностные отношения сотрудников ОВД
Межличностные отношения сотрудников ОВД друг с другом долж­
ны соответствовать Правилам поведения в служебном коллективе, закрепленным Типовым кодексом этики и служебного поведения:
(1) сотруднику следует поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с кол­
легами;
(2) межличностные конфликты не должны разрешаться публич­
но, в грубой вызывающей форме;
(3) сотрудник должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству (ст. 27).
Типовым кодексом также определяется, что сотруднику следует использовать только законные и этические способы продвижения
166

по службе. При этом он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.
Особо в Кодексе подчеркивается, что внешний вид сотрудника должен способствовать уважительному отношению граждан к
Службе, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность (ст. 28).
П равила поведения сотрудника полиции, его взаимоотношения с гражданами и должностными лицами предприятий
(организаций и учреждений)
При выполнении служебных обязанностей эти правила определя­
ются действующим законодательством, уставами, приказами, инст­
рукциями, Типовым кодексом этики и служебного поведения.
Основные из этих правил следующие.
1. Сотрудник ОВД обязан быть вежливым и тактичным, чутко относиться к просьбам и заявлениям граждан, справедливо оцени­
вать их поведение. Если допущена ошибка, надо вовремя исправить ее, так как люди жалуются, как правило, не на строгость, а на не­
справедливость. Необходимо помнить о том, что необдуманное, не­
верное решение наносит серьезный моральный ущерб не только ав­
торитету самого сотрудника, но и всей системе органов правоохраны.
2.
Общественное положение обязывает сотрудника следить за своим внешним видом, соблюдать правила ношения установленной формы одежды. Каждый поступок, каждое слово, тон, манеры, внешний вид — все привлекает в нем внимание окружающих. Важ­
но всегда помнить: то, что прощается любому гражданину, не про­
щается представителю власти.
3. При необходимости посещения различных учреждений, орга­
низаций сотруднику ОВД целесообразно предварительно созвонить­
ся, договориться о дне и времени приема, сообщить, если допустимо, о содержании предстоящего разговора. Прибыв в учреждение надо представиться, объяснить причину посещения, подождать, когда пригласят сесть, и лишь после этого можно начать беседу.
4.
При обращении к гражданину следует вначале поздороваться, представиться (назвать свою должность, звание и фамилию), кратко объяснить причину или цель обращения. В этом случае не следует подзывать гражданина к себе, лучше самому к нему подойти. Свои требования и замечания надо излагать в вежливой, убедительной форме, не допускать выражений и жестов, унижающих достоинство собеседника.
5. При обращении гражданина к сотруднику необходимо внима­
тельно выслушать, ответить на поставленный вопрос, а в надлежа­
щих случаях объяснить, куда следует обратиться за разъяснением.
167


Если при обращении гражданина присутствуют несколько сотруд­
ников, разговор с обратившимся ведет тот из них, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
6. При несении службы сотрудник ОВД обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, должность и предъявить служебное удостоверение. С документами граждан при проверке следует обра­
щаться аккуратно. Небрежность при этом нетерпима. При возвра­
щении документов владельцу следует поблагодарить.
7. Сотрудник полиции не должен вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда возникает непо­
средственная угроза жизни и здоровью граждан, необходимость в помощи или в случае нарушения общественного порядка. Учиты­
вая, что применение сотрудником полиции силовых мер предпола­
гает физическое воздействие на третьих лиц, такое воздействие должно быть соразмерным и адекватным поведению нарушителя.
П равила обращения сотрудников ОВД с правонарушителями
1. Прежде всего, сотрудник должен уметь отличать правонару­
шения, совершенные необдуманно, по незнанию и совершенные сознательно, со злым умыслом. В первом случае следует дать нару­
шителю разъяснение, совет, предупредить о возможных последст­
виях, во втором — решительно пресечь неправомерные действия.
2. При обнаружении противоправных действий сотрудник обя­
зан потребовать их прекращения. Предъявленные требования должны основываться непосредственно на действующих норматив­
ных правовых актах и быть изложены в вежливой, убедительной форме. Грубое обращение даже с правонарушителем может вызвать отрицательную реакцию у окружающих.
3. При разрешении конфликтов сотрудник должен восстановить нарушенный правопорядок и по возможности заручиться содейст­
вием граждан. Прежде чем принять решение о задержании наруши­
теля, необходимо взвесить правомерность своих действий, не следу­
ет вступать в конфликты, пререкания и споры, руководствоваться в своих действиях чувством личной неприязни к нарушителю. Нужно дать возможность объясниться правонарушителю, и только после этого может быть принято решение о мерах воздействия.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15