Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Будьте требовательным, но не придирчивым. Проявляйте высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства подчиненного. Старайтесь постоянно под
держивать материальную и моральную мотивацию подчиненных, их заинтересованность в результатах труда.
4.
Обязательно благодарите подчиненного, желательно публич
но, за хорошую работу. Хорошая репутация подчиненного — это похвала его руководителю.
Поощряйте подчиненных беспристрастно, справедливо и объек
тивно.
Будьте в некоторой степени психологом, что предполагает опре
деленную сумму знаний, на которой основываются навыки поведе
ния руководителя по отношению к подчиненным.
Относитесь к подчиненному как к личности, признавая его пра
во иметь собственные профессиональные суждения.
Постоянно изучайте своих сотрудников, знайте их деловые, мо
ральные и иные качества, семейное положение, бытовые условия, интересы, настроения и т.д. Это поможет вам в ходе управленческой деятельности учитывать опыт и способности каждого подчиненного.
5. Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фамильярности. Держите себя с людьми ровно.
Проявляйте внимание к подчиненным. Даже небольшой знак внимания со стороны руководства воодушевляет сотрудника и в итоге делает его более преданным службе и общему делу.
Поддерживайте с подчиненными диалог. Это позволит избежать ненужных и непонятных обид заблуждений. Люди по своей натуре достаточно ранимы и мнительны, что иногда приводит к совершен
но непредсказуемому развитию событий. Если, например, началь
ник прошел мимо подчиненного и не поздоровался (задумался, от
влекся, не обратил внимания и т.д.), то для некоторых сотрудников этого уже достаточно, чтобы начать переживать: «Что произошло?
Мной недовольны! Я сделал что-то не так?!..» Поэтому необходимо быть чутким к людям, и если вы заметили обиду или какую-то на
пряженность со стороны подчиненного, то всегда лучше попытать
ся прояснить ситуацию, чтобы избавить его и себя от напрасных переживаний.
Умейте выбрать стиль общения, адекватный ситуации. В усло
виях, когда в интересах дела нужна железная дисциплина, руково
дитель просто обязан проводить жесткую линию. И такое поведе
ние будет этично, потому что в данной ситуации важно, чтобы тре
бования закона и нормативных предписаний были строго соблюде
ны. Но этично ли поступает руководитель, вовлекая подчиненных в острую дискуссию по наболевшему вопросу, а затем сворачивает ее и в результате принимает свое собственное решение без учета мнения
158
коллектива? Особенно неблагоприятные последствия имеют дейст
вия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы, шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручива
нию гаек», оскорблению достоинства подчиненных.
6. Придерживайтесь делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компе
тентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательно
сти, умении ценить свое и чужое время.
Никогда не переходите на крик и оскорбления. Держите себя в руках. Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиле
ния требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием.
Если подчиненный допустил промах или не справился с задани
ем, то не спешите его порицать и наказывать. У каждого есть право на ошибку. Сначала необходимо разобраться во всех обстоятельст
вах, а только потом принимать соответствующее решение.
Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть свое
временным, справедливым и понятным. Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), кото
рые могут вызвать неприятие коллектива.
7. Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные по
ступки, но не саму личность.
Без надобности не делайте замечания подчиненному в присут
ствии третьего лица, чтобы не унизить его.
Своевременно рассматривайте факты нарушения норм и прин
ципов профессиональной этики и принимайте по ним объективные решения.
Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, вы
сказывайте свои претензии к ним открыто.
Не увлекайтесь наказаниями и иными методами устрашения.
Если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то бу
дет лучше воздержаться от наказания.
Будьте справедливым, объективным и тактичным по отноше
нию к подчиненным. Действуйте методом убеждения, находите ин
дивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.
8. Пресекайте интриги, слухи, сплетни, проявления нечестно
сти, подлости, лицемерия в коллективе, предотвращайте возникно
вение конфликтов.
Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных досто
инств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих подчиненных. Умейте трезво оценивать результаты своей дея
тельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные ре
шения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже при
нятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.
159
вия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы, шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручива
нию гаек», оскорблению достоинства подчиненных.
6. Придерживайтесь делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компе
тентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательно
сти, умении ценить свое и чужое время.
Никогда не переходите на крик и оскорбления. Держите себя в руках. Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиле
ния требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием.
Если подчиненный допустил промах или не справился с задани
ем, то не спешите его порицать и наказывать. У каждого есть право на ошибку. Сначала необходимо разобраться во всех обстоятельст
вах, а только потом принимать соответствующее решение.
Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть свое
временным, справедливым и понятным. Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), кото
рые могут вызвать неприятие коллектива.
7. Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные по
ступки, но не саму личность.
Без надобности не делайте замечания подчиненному в присут
ствии третьего лица, чтобы не унизить его.
Своевременно рассматривайте факты нарушения норм и прин
ципов профессиональной этики и принимайте по ним объективные решения.
Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, вы
сказывайте свои претензии к ним открыто.
Не увлекайтесь наказаниями и иными методами устрашения.
Если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то бу
дет лучше воздержаться от наказания.
Будьте справедливым, объективным и тактичным по отноше
нию к подчиненным. Действуйте методом убеждения, находите ин
дивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.
8. Пресекайте интриги, слухи, сплетни, проявления нечестно
сти, подлости, лицемерия в коллективе, предотвращайте возникно
вение конфликтов.
Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных досто
инств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих подчиненных. Умейте трезво оценивать результаты своей дея
тельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные ре
шения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже при
нятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.
159
Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику, в том числе в свой адрес, и любое предложение подчиненных.
Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими за
мечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в ко
нечном счете теряет возможность эффективно управлять. Учите подчиненных (но не поучайте их) и сами учитесь у них.
Следите за своей речью. В манере говорить проявляются про
фессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя.
9.
Никогда не опаздывайте и требуйте того же от подчиненных.
Точность и обязательность — непременные качества руководителя.
Контролируйте свое поведение, чувства и эмоции. Умейте «дер
жать удар»: при неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства и не перекладывайте вину на других. Будьте оптимистом, в сложных си
туациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уве
ренность в успехе дела. Проявляйте чувство юмора. Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение, соз
дает обстановку доверия и доброжелательности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15
10.
Будьте невосприимчивы к лести и услужливости. Подхалим
ство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку, ре
зультаты своей деятельности и окружающих их людей.
Не создавайте вокруг себя группу «особо приближенных» (груп
пу поддержки), не выделяйте в коллективе «любимчиков», которым создаются благоприятные условия и «все сходит с рук». Не позво
ляйте личным симпатиям или антипатиям, неприязни или друже
ским чувствам влиять на принимаемые решения.
Будьте принципиальным (но не упрямым!) не только со своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руко
водителями, правильно информируйте их о положении дел на своем участке, отстаивайте интересы дела и своего служебного коллектива.
Исключите использование своего служебного положения в лич
ных, не связанных с несением службы, целях.
П рави ла поведения подчиненного
Не следует упускать из виду, что каждый начальник является в то же время и подчиненным по отношению к вышестоящему руко
водству. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать некоторые основные правила поведения подчиненного. Среди них такие, как:
(1) уважать начальника, а не угождать ему;
(2) быть вежливым, а не льстивым;
(3) вести себя с достоинством, но без высокомерия;
(4) быть скромным, а не смиренным;
(5) проявлять разумную инициативу, но не самовольство;
160
(6) быть правдивым, но при этом тактичным;
(7) быть исполнительным, но не подобострастным.
Иными словами, подчиненный должен выполнять все требова
ния субординации, но не терять при этом своего достоинства.
Таким образом, этический кодекс руководителя включают в се
бя множество различных аспектов, которые необходимо охватить и учитывать в управленческой деятельности. С морально-этической точки зрения главное — помнить, какую бы должность вы ни зани
мали, ничто не должно мешать вам оставаться человеком!
Вопросы д л я сам оконтроля
1. Сформулируйте понятие «служебный коллектив». Назовите ста
дии его становления и развития.
2. Определите понятие морально-психологического климата орга
низации (Службы). Выделите факторы, развивающие продуктив
ные формы взаимоотношений между членами коллектива органа внутренних дел.
3. Назовите фундаментальные установки, ориентирующие сотруд
ника полиции на основные ценности и характер служебной дея
тельности.
4. Каковы показатели высокого морального потенциала личности сотрудника ОВД?
5. Дайте характеристику стилям руководства служебным коллекти
вом в органах внутренних дел.
6. Какую роль играют нравственные отношения в подразделениях
ОВД: (1) при решении служебных задач, (2) укреплении коллек
тива, воспитании личного состава, (3) усилении связей с населе
нием, органами власти и управления?
7. Назовите нравственно-психологические качества, способствующие повышению авторитета руководителя ОВД среди подчиненных.
161
Глава
Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел
7.1. Этикет: понятие и значение
Многочисленные правила этикета обычно подразделяются соответст
венно тем сферам общественной жизни человека или типичным си
туациям, в которых он живет и работает, — служебный этикет, семей
ный этикет, этикет приема гостей, этикет мужчины, женщины и т.д.
Хотя этикет в конечном счете выражает содержание принципов нравственности, в традиционном обществе он становится ритуалом и приобретает отдельную от своего нравственного содержания фор
му. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко определяет правила обхождения с предста
вителями различных сословий и групп, с должностными лицами в соответствии с их званием и рангом (к кому и как следует обра
щаться), правила поведения в различных кругах (придворный эти
кет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества»).
Современный этикет подвергнут значительному упрощению, более свободен, демократичен и естественен. Он приобрел смысл повсе
дневного доброжелательного уважительного отношения ко всем лю
дям. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разгово
ра, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требова
ний, предъявляемых к одежде при проведении различных мероприя
тий, — все эти правила приличия воплощают общее представление о достоинстве человека в его взаимоотношениях с окружающими.
По своему содержанию и форме этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, без которых он в принципе не возможен.
Вежливость предполагает внимательность, уважительность, добро
желательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Такт — это проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия, умение сказать или сделать что-нибудь кстати. Он исключает во взаимоотношениях неловкость, неприлич
ные жесты, позы и неуместные суждения.
Бестактность — свидетельство отсутствия культуры у данного че
ловека, показатель его грубости и невоспитанности.
162
Поскольку этикет не есть совокупность заученных манер, а со
ставная часть духовной культуры, выражение нравственной красоты личности, рассматривают две стороны его проявления:
(1) морально-этическую (нормы поведения);
(2) эстетическую, то есть внешнюю форму проявления этих норм, изящество, красоту манер.
С гуманистической точки зрения прекрасным считается то, что нравственно, что возвышает и облагораживает человека. При этом в конкретных ситуациях эти две важные жизненные сферы нередко вступают в противоречие. Например, можно быть хорошим челове
ком, но не обладать красивыми манерами или, наоборот, непорядоч
ный человек может быть внешне привлекательным. Такое противо
речие вызывают либо определенные социальные условия, либо одно
стороннее развитие и воспитание личности. В силу чего его стремле
ние к красоте и соблюдение общепринятых норм морали носит внешне «показной» характер. В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируются красиво
стью формы. Поэтому отличить подлинную красоту от красоты мни
мой, фальшивой возможно лишь через отношение к добру или злу.
Этикетом регулируются также манеры, т.е. особенности речевого и неречевого поведения (употребляемые слова, интонация, походка, жестикуляция, мимика, стиль одежды и т.д.).
Несмотря на то что аристократическому взгляду на манеры свойственно рассматривать их как выражение прирожденного бла
городства представителя «высшего» сословия, демократическое по
нимание манер исходит из того, что внешняя красота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственной сущности человека.
В настоящее время хорошие манеры рассматриваются как фор
ма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми (чуткость и уважение). Недостаток манер вно
сит в межличностные отношения мелочное напряжение, нелов
кость. Их избыток, именуемый обычно манерностью, также не спо
собствует гармоничному общению.
Поскольку в современных условиях найти идеальную форму по
ведения очень сложно, приличные манеры все больше зависят от внутренней культуры, морального совершенства и такта личности.
И хотя тем или иным нормам поведения с древнейших времен по
священы многочисленные научные трактаты и популярные книги, не существовало в прошлом и не существует в настоящем каких- либо общечеловеческих правил, которые одинаково признавались бы людьми разных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов. Однако имеется единый, общечеловеческий прин
цип (критерий) поведения всех цивилизованных народов — это так
163