Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Будьте требовательным, но не придирчивым. Проявляйте высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства подчиненного. Старайтесь постоянно под­
держивать материальную и моральную мотивацию подчиненных, их заинтересованность в результатах труда.
4.
Обязательно благодарите подчиненного, желательно публич­
но, за хорошую работу. Хорошая репутация подчиненного — это похвала его руководителю.
Поощряйте подчиненных беспристрастно, справедливо и объек­
тивно.
Будьте в некоторой степени психологом, что предполагает опре­
деленную сумму знаний, на которой основываются навыки поведе­
ния руководителя по отношению к подчиненным.
Относитесь к подчиненному как к личности, признавая его пра­
во иметь собственные профессиональные суждения.
Постоянно изучайте своих сотрудников, знайте их деловые, мо­
ральные и иные качества, семейное положение, бытовые условия, интересы, настроения и т.д. Это поможет вам в ходе управленческой деятельности учитывать опыт и способности каждого подчиненного.
5. Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фамильярности. Держите себя с людьми ровно.
Проявляйте внимание к подчиненным. Даже небольшой знак внимания со стороны руководства воодушевляет сотрудника и в итоге делает его более преданным службе и общему делу.
Поддерживайте с подчиненными диалог. Это позволит избежать ненужных и непонятных обид заблуждений. Люди по своей натуре достаточно ранимы и мнительны, что иногда приводит к совершен­
но непредсказуемому развитию событий. Если, например, началь­
ник прошел мимо подчиненного и не поздоровался (задумался, от­
влекся, не обратил внимания и т.д.), то для некоторых сотрудников этого уже достаточно, чтобы начать переживать: «Что произошло?
Мной недовольны! Я сделал что-то не так?!..» Поэтому необходимо быть чутким к людям, и если вы заметили обиду или какую-то на­
пряженность со стороны подчиненного, то всегда лучше попытать­
ся прояснить ситуацию, чтобы избавить его и себя от напрасных переживаний.
Умейте выбрать стиль общения, адекватный ситуации. В усло­
виях, когда в интересах дела нужна железная дисциплина, руково­
дитель просто обязан проводить жесткую линию. И такое поведе­
ние будет этично, потому что в данной ситуации важно, чтобы тре­
бования закона и нормативных предписаний были строго соблюде­
ны. Но этично ли поступает руководитель, вовлекая подчиненных в острую дискуссию по наболевшему вопросу, а затем сворачивает ее и в результате принимает свое собственное решение без учета мнения
158

коллектива? Особенно неблагоприятные последствия имеют дейст­
вия тех руководителей, которые, не имея устойчивого стиля работы, шарахаются от состояния беспечности, благодушия к «закручива­
нию гаек», оскорблению достоинства подчиненных.
6. Придерживайтесь делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компе­
тентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательно­
сти, умении ценить свое и чужое время.
Никогда не переходите на крик и оскорбления. Держите себя в руках. Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиле­
ния требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием.
Если подчиненный допустил промах или не справился с задани­
ем, то не спешите его порицать и наказывать. У каждого есть право на ошибку. Сначала необходимо разобраться во всех обстоятельст­
вах, а только потом принимать соответствующее решение.
Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть свое­
временным, справедливым и понятным. Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), кото­
рые могут вызвать неприятие коллектива.
7. Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные по­
ступки, но не саму личность.
Без надобности не делайте замечания подчиненному в присут­
ствии третьего лица, чтобы не унизить его.
Своевременно рассматривайте факты нарушения норм и прин­
ципов профессиональной этики и принимайте по ним объективные решения.
Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, вы­
сказывайте свои претензии к ним открыто.
Не увлекайтесь наказаниями и иными методами устрашения.
Если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то бу­
дет лучше воздержаться от наказания.
Будьте справедливым, объективным и тактичным по отноше­
нию к подчиненным. Действуйте методом убеждения, находите ин­
дивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.
8. Пресекайте интриги, слухи, сплетни, проявления нечестно­
сти, подлости, лицемерия в коллективе, предотвращайте возникно­
вение конфликтов.
Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных досто­
инств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своих подчиненных. Умейте трезво оценивать результаты своей дея­
тельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные ре­
шения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже при­
нятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.
159


Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику, в том числе в свой адрес, и любое предложение подчиненных.
Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими за­
мечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в ко­
нечном счете теряет возможность эффективно управлять. Учите подчиненных (но не поучайте их) и сами учитесь у них.
Следите за своей речью. В манере говорить проявляются про­
фессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя.
9.
Никогда не опаздывайте и требуйте того же от подчиненных.
Точность и обязательность — непременные качества руководителя.
Контролируйте свое поведение, чувства и эмоции. Умейте «дер­
жать удар»: при неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства и не перекладывайте вину на других. Будьте оптимистом, в сложных си­
туациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уве­
ренность в успехе дела. Проявляйте чувство юмора. Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение, соз­
дает обстановку доверия и доброжелательности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

10.
Будьте невосприимчивы к лести и услужливости. Подхалим­
ство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку, ре­
зультаты своей деятельности и окружающих их людей.
Не создавайте вокруг себя группу «особо приближенных» (груп­
пу поддержки), не выделяйте в коллективе «любимчиков», которым создаются благоприятные условия и «все сходит с рук». Не позво­
ляйте личным симпатиям или антипатиям, неприязни или друже­
ским чувствам влиять на принимаемые решения.
Будьте принципиальным (но не упрямым!) не только со своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руко­
водителями, правильно информируйте их о положении дел на своем участке, отстаивайте интересы дела и своего служебного коллектива.
Исключите использование своего служебного положения в лич­
ных, не связанных с несением службы, целях.
П рави ла поведения подчиненного
Не следует упускать из виду, что каждый начальник является в то же время и подчиненным по отношению к вышестоящему руко­
водству. Поэтому ему необходимо знать и соблюдать некоторые основные правила поведения подчиненного. Среди них такие, как:
(1) уважать начальника, а не угождать ему;
(2) быть вежливым, а не льстивым;
(3) вести себя с достоинством, но без высокомерия;
(4) быть скромным, а не смиренным;
(5) проявлять разумную инициативу, но не самовольство;
160

(6) быть правдивым, но при этом тактичным;
(7) быть исполнительным, но не подобострастным.
Иными словами, подчиненный должен выполнять все требова­
ния субординации, но не терять при этом своего достоинства.
Таким образом, этический кодекс руководителя включают в се­
бя множество различных аспектов, которые необходимо охватить и учитывать в управленческой деятельности. С морально-этической точки зрения главное — помнить, какую бы должность вы ни зани­
мали, ничто не должно мешать вам оставаться человеком!
Вопросы д л я сам оконтроля
1. Сформулируйте понятие «служебный коллектив». Назовите ста­
дии его становления и развития.
2. Определите понятие морально-психологического климата орга­
низации (Службы). Выделите факторы, развивающие продуктив­
ные формы взаимоотношений между членами коллектива органа внутренних дел.
3. Назовите фундаментальные установки, ориентирующие сотруд­
ника полиции на основные ценности и характер служебной дея­
тельности.
4. Каковы показатели высокого морального потенциала личности сотрудника ОВД?
5. Дайте характеристику стилям руководства служебным коллекти­
вом в органах внутренних дел.
6. Какую роль играют нравственные отношения в подразделениях
ОВД: (1) при решении служебных задач, (2) укреплении коллек­
тива, воспитании личного состава, (3) усилении связей с населе­
нием, органами власти и управления?
7. Назовите нравственно-психологические качества, способствующие повышению авторитета руководителя ОВД среди подчиненных.
161


Глава
Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел
7.1. Этикет: понятие и значение
Многочисленные правила этикета обычно подразделяются соответст­
венно тем сферам общественной жизни человека или типичным си­
туациям, в которых он живет и работает, — служебный этикет, семей­
ный этикет, этикет приема гостей, этикет мужчины, женщины и т.д.
Хотя этикет в конечном счете выражает содержание принципов нравственности, в традиционном обществе он становится ритуалом и приобретает отдельную от своего нравственного содержания фор­
му. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко определяет правила обхождения с предста­
вителями различных сословий и групп, с должностными лицами в соответствии с их званием и рангом (к кому и как следует обра­
щаться), правила поведения в различных кругах (придворный эти­
кет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества»).
Современный этикет подвергнут значительному упрощению, более свободен, демократичен и естественен. Он приобрел смысл повсе­
дневного доброжелательного уважительного отношения ко всем лю­
дям. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разгово­
ра, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требова­
ний, предъявляемых к одежде при проведении различных мероприя­
тий, — все эти правила приличия воплощают общее представление о достоинстве человека в его взаимоотношениях с окружающими.
По своему содержанию и форме этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, без которых он в принципе не возможен.
Вежливость предполагает внимательность, уважительность, добро­
желательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Такт — это проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия, умение сказать или сделать что-нибудь кстати. Он исключает во взаимоотношениях неловкость, неприлич­
ные жесты, позы и неуместные суждения.
Бестактность — свидетельство отсутствия культуры у данного че­
ловека, показатель его грубости и невоспитанности.
162

Поскольку этикет не есть совокупность заученных манер, а со­
ставная часть духовной культуры, выражение нравственной красоты личности, рассматривают две стороны его проявления:
(1) морально-этическую (нормы поведения);
(2) эстетическую, то есть внешнюю форму проявления этих норм, изящество, красоту манер.
С гуманистической точки зрения прекрасным считается то, что нравственно, что возвышает и облагораживает человека. При этом в конкретных ситуациях эти две важные жизненные сферы нередко вступают в противоречие. Например, можно быть хорошим челове­
ком, но не обладать красивыми манерами или, наоборот, непорядоч­
ный человек может быть внешне привлекательным. Такое противо­
речие вызывают либо определенные социальные условия, либо одно­
стороннее развитие и воспитание личности. В силу чего его стремле­
ние к красоте и соблюдение общепринятых норм морали носит внешне «показной» характер. В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируются красиво­
стью формы. Поэтому отличить подлинную красоту от красоты мни­
мой, фальшивой возможно лишь через отношение к добру или злу.
Этикетом регулируются также манеры, т.е. особенности речевого и неречевого поведения (употребляемые слова, интонация, походка, жестикуляция, мимика, стиль одежды и т.д.).
Несмотря на то что аристократическому взгляду на манеры свойственно рассматривать их как выражение прирожденного бла­
городства представителя «высшего» сословия, демократическое по­
нимание манер исходит из того, что внешняя красота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственной сущности человека.
В настоящее время хорошие манеры рассматриваются как фор­
ма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми (чуткость и уважение). Недостаток манер вно­
сит в межличностные отношения мелочное напряжение, нелов­
кость. Их избыток, именуемый обычно манерностью, также не спо­
собствует гармоничному общению.
Поскольку в современных условиях найти идеальную форму по­
ведения очень сложно, приличные манеры все больше зависят от внутренней культуры, морального совершенства и такта личности.
И хотя тем или иным нормам поведения с древнейших времен по­
священы многочисленные научные трактаты и популярные книги, не существовало в прошлом и не существует в настоящем каких- либо общечеловеческих правил, которые одинаково признавались бы людьми разных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов. Однако имеется единый, общечеловеческий прин­
цип (критерий) поведения всех цивилизованных народов — это так
163