Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.
Если в результате применения силовых мер воздействия был причинен вред здоровью правонарушителя, сотрудник обязан обес
печить оказание ему доврачебную помощь собственными силами и средствами, уведомив о произошедшем соответствующие медицин
ские службы.
Если при контакте с правонарушителем заведомо предполагает
ся нежелательное развитие эксцесса, то следует ограничиться уста
новлением личности правонарушителя, его адреса, места работы, а
168
Проявлением приверженности сотрудника полиции профессио
нальным этическим требованиям служит его способность уважи
тельно относиться к достоинству человека независимо от его соци
ального положения и сложившихся обстоятельств. Сотруднику ОВД надлежит воздерживаться:
(1) от любого вида высказываний и действий дискриминацион
ного характера по признакам пола, возраста, расы, нацио
нальности, языка, гражданства, социального, имущественно
го или семейного положения, политических или религиоз
ных предпочтений;
(2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчиво
сти, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
(3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирую
щих противоправное поведение.
При входе посетителя в приемную сотрудник, проводящий при
ем, должен встать, поздороваться с вошедшим, предложить ему сесть, после чего занять свое рабочее место.
Особое внимание ему необходимо уделить организации своего рабочего места. Порядок на рабочем столе свидетельствует о поряд
ке в мыслях. У исполнительного и деловитого работника на столе всегда строгий порядок, ровные стопки бумаг, книг и папок. Ком
пьютер в рабочем состоянии. Все на своем месте.
Беседа начинается
с просьбы сотрудника к посетителю сооб
щить фамилию, имя, отчество, место работы, адрес. Эти данные фиксируются, после чего посетитель излагает сущность вопроса, с которым он обратился.
При необходимости можно в корректной форме попросить у посетителя документы, удостоверяющие личность.
Чтобы вовлечь человека в разговор
, необходимо начинать с того, что является для него важным. Поэтому самое главное — приобре
сти навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом вступительного, так называемого «малого», разговора. Такой разго
вор в большинстве случаев касается позитивных сторон деловых и жизненных интересов и забот гражданина. Это создает благоприят
ную психологическую атмосферу, закладывает фундамент взаимного доверия. Тема «малого» разговора рождается непосредственно в мо
мент встречи. Она зачастую не имеет ничего общего с тем «большим» разговором, который является целью профессиональной беседы.
Основное правило заключается в том, что беседа должна начи
наться с так называемого «Вы-подхода», который предполагает уме
ние должностного лица поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Для этого он должен задуматься над вопросом, что бы его самого интересовало, как бы он реагировал на месте гражда
170
Общие правила проведения совещаний
Недостаточно подготовленные и плохо проведенные совещания, созываемые по каждому поводу или проведенные «для галочки», наносят большой вред, так как расходуют дорогостоящее время со
трудников, отрывая их от основной работы. Деловые совещания полезны лишь тогда, когда они хорошо организованы, достигают определенной цели и дают возможность экономить рабочее время.
Поэтому руководителю, собирающемуся провести совещание в служебном коллективе, следует учесть несколько общих правил.
1. Определение необходимости и целесообразности проведения со
вещания.
Совещание должно проводиться только тогда, когда дейст
вительно необходимо, когда иной путь выработки определенных решений будет более длителен и менее результативен. Слишком частое проведение совещаний свидетельствует о слабости руководства или о его административной безынициативности, а также о беспо
лезной трате служебного времени сотрудников.
2. Эффективная организация и рациональное проведение совеща
ния.
Совещание необходимо тщательно спланировать, готовить и проводить с минимальными издержками и максимальной результа
тивностью.
3. Соблюдение регламента. Совещание должно начинаться в на
значенное время и заканчиваться во время, указанное в повестке дня или согласованное в начале совещания. Деловое совещание должно быть предельно кратким: затянутое совещание вызывает у его участников потерю интереса к обсуждаемым вопросам и «оттор
жение» даже той информации, которая до этого вызывала интерес.
4. Предварительное согласование списка участников и повестки. На совещание следует приглашать только тех сотрудников, присутствие которых действительно необходимо для рассмотрения вопросов, опре
деленных в повестке, которые непосредственно будут задействованы в реализации полученной на собрании информации, и тех, мнение ко
торых необходимо для принятия решения. Повестка дня должна быть разослана участникам до начала формального совещания.
5. Строго определенное число участников совещания. Следует учи
тывать, что наибольшая результативность совещания имеет место, когда число участников совещания ограничивается семью—десятью сотрудниками. При этом определенное число работников следует держать в режиме дежурной готовности и приглашать их только на обсуждение отдельных конкретных вопросов, а также для дачи справок и консультирования по отдельным сложным или специфи
ческим проблемам.
6. Этичное и корректное направление дискуссии в нужное русло.
Необходимо дать высказаться по существу всем желающим, не ос
тавлять без внимания даже самые незначительные предложения; не
173
Если в результате применения силовых мер воздействия был причинен вред здоровью правонарушителя, сотрудник обязан обес
печить оказание ему доврачебную помощь собственными силами и средствами, уведомив о произошедшем соответствующие медицин
ские службы.
Если при контакте с правонарушителем заведомо предполагает
ся нежелательное развитие эксцесса, то следует ограничиться уста
новлением личности правонарушителя, его адреса, места работы, а
168
задержание произвести в более удобный момент. При невозможно
сти своими силами пресечь противоправные действия сотруднику необходимо запросить по рации, телефону или другим каналам свя
зи помощь наряда полиции.
П равила поведения сотрудника полиции при посещении жилища граждан
Правила эти несколько специфичны. Главное, что должен учитывать сотрудник в этом случае, — жилище граждан неприкосновенно и охраняется Законом (ст. 25 Конституции РФ). Поэтому использовать право посещения квартир в служебных целях можно лишь в строго установленных законом и инструкциями случаях. Такие случаи пре
дусмотрены Федеральным законом «О полиции» (ст. 15).
Поскольку посещение жилого помещения сопровождается мо
ральными последствиями для тех, кого посетили, и даже для их со
седей, то в данном случае особенно важно соблюдать такт, быть аккуратно одетым. Войдя в жилище, нужно представиться, объяс
нить цель посещения, вежливо изложить свою просьбу. В случае проверки документов, если в документы вложены деньги и другие бумаги, необходимо во избежание возможных недоразумений пред
ложить владельцу самому вынуть посторонние предметы.
В целом дом гражданина — это крепость, и нарушить его спо
койствие можно только в крайних случаях и только на основаниях, прямо указанных в законе.
7.3. Правила личного приема граждан сотрудниками ОВД
Служебный этикет предусматривает определенные правила личного приема граждан сотрудниками ОВД.
Прием граждан должен проводиться руководящими работника
ми, имеющими право принимать необходимые решения по вопро
сам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел. Время приема должно быть максимально удобным для граждан.
Сотрудники полиции, ведущие личный прием граждан, обязаны придерживаться правил регламентации служебного времени. Им реко
мендуется воздерживаться от посторонних дел в ходе приема граждан.
Следуя общим Типовым требованиям этики и служебного поведе
ния государственных служащих Российской Федерации, сотруднику в служебном поведении, в том числе при ведении приема граждан, не
обходимо исходить из конституционных положений о том, что чело
век, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый граж
данин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
169
сти своими силами пресечь противоправные действия сотруднику необходимо запросить по рации, телефону или другим каналам свя
зи помощь наряда полиции.
П равила поведения сотрудника полиции при посещении жилища граждан
Правила эти несколько специфичны. Главное, что должен учитывать сотрудник в этом случае, — жилище граждан неприкосновенно и охраняется Законом (ст. 25 Конституции РФ). Поэтому использовать право посещения квартир в служебных целях можно лишь в строго установленных законом и инструкциями случаях. Такие случаи пре
дусмотрены Федеральным законом «О полиции» (ст. 15).
Поскольку посещение жилого помещения сопровождается мо
ральными последствиями для тех, кого посетили, и даже для их со
седей, то в данном случае особенно важно соблюдать такт, быть аккуратно одетым. Войдя в жилище, нужно представиться, объяс
нить цель посещения, вежливо изложить свою просьбу. В случае проверки документов, если в документы вложены деньги и другие бумаги, необходимо во избежание возможных недоразумений пред
ложить владельцу самому вынуть посторонние предметы.
В целом дом гражданина — это крепость, и нарушить его спо
койствие можно только в крайних случаях и только на основаниях, прямо указанных в законе.
7.3. Правила личного приема граждан сотрудниками ОВД
Служебный этикет предусматривает определенные правила личного приема граждан сотрудниками ОВД.
Прием граждан должен проводиться руководящими работника
ми, имеющими право принимать необходимые решения по вопро
сам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел. Время приема должно быть максимально удобным для граждан.
Сотрудники полиции, ведущие личный прием граждан, обязаны придерживаться правил регламентации служебного времени. Им реко
мендуется воздерживаться от посторонних дел в ходе приема граждан.
Следуя общим Типовым требованиям этики и служебного поведе
ния государственных служащих Российской Федерации, сотруднику в служебном поведении, в том числе при ведении приема граждан, не
обходимо исходить из конституционных положений о том, что чело
век, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый граж
данин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
169
Проявлением приверженности сотрудника полиции профессио
нальным этическим требованиям служит его способность уважи
тельно относиться к достоинству человека независимо от его соци
ального положения и сложившихся обстоятельств. Сотруднику ОВД надлежит воздерживаться:
(1) от любого вида высказываний и действий дискриминацион
ного характера по признакам пола, возраста, расы, нацио
нальности, языка, гражданства, социального, имущественно
го или семейного положения, политических или религиоз
ных предпочтений;
(2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчиво
сти, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
(3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирую
щих противоправное поведение.
При входе посетителя в приемную сотрудник, проводящий при
ем, должен встать, поздороваться с вошедшим, предложить ему сесть, после чего занять свое рабочее место.
Особое внимание ему необходимо уделить организации своего рабочего места. Порядок на рабочем столе свидетельствует о поряд
ке в мыслях. У исполнительного и деловитого работника на столе всегда строгий порядок, ровные стопки бумаг, книг и папок. Ком
пьютер в рабочем состоянии. Все на своем месте.
Беседа начинается
с просьбы сотрудника к посетителю сооб
щить фамилию, имя, отчество, место работы, адрес. Эти данные фиксируются, после чего посетитель излагает сущность вопроса, с которым он обратился.
При необходимости можно в корректной форме попросить у посетителя документы, удостоверяющие личность.
Чтобы вовлечь человека в разговор
, необходимо начинать с того, что является для него важным. Поэтому самое главное — приобре
сти навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом вступительного, так называемого «малого», разговора. Такой разго
вор в большинстве случаев касается позитивных сторон деловых и жизненных интересов и забот гражданина. Это создает благоприят
ную психологическую атмосферу, закладывает фундамент взаимного доверия. Тема «малого» разговора рождается непосредственно в мо
мент встречи. Она зачастую не имеет ничего общего с тем «большим» разговором, который является целью профессиональной беседы.
Основное правило заключается в том, что беседа должна начи
наться с так называемого «Вы-подхода», который предполагает уме
ние должностного лица поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Для этого он должен задуматься над вопросом, что бы его самого интересовало, как бы он реагировал на месте гражда
170
нина, пришедшего на прием. С помощью «Вы-подхода» можно дать ему почувствовать, что он уважаем и ценен как человек и личность.
Этот подход предполагает еще и ряд популярных способов уста
новления психологического контакта
:
(1) выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться самочувствия, биографии собеседника, его семейного положения, интересов;
(2) формулировку вопросов в такой форме, которая предполага
ет обязательное согласие партнера, ответ «да»; для этого не
обходимо по возможности предварительное изучение его личности (см. § 4.5);
(3) проявление сочувствия, уважительного отношения к собе
седнику;
(4) положительную оценку индивидуальных особенностей собе
седника — его профессионального статуса, свойственного ему чувства долга, смелости, принципиальности.
Поскольку собеседник обычно более внимательно прислушива
ется к первым фразам (из-за любопытства или настороженного ожидания), их нужно выбирать особенно тщательно.
Не следует своими первыми фразами вынуждать посетителя по
дыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию.
С точки зрения психологии это существенный промах.
Во время беседы
необходимо внимательно слушать собеседника, не отвлекаться на телефонные звонки и просматривание бумаг, не поглядывать на часы — это проявление невнимания и неуважения.
Компетентный сотрудник в часы приема попросит секретаря не бес
покоить его даже телефонными звонками, чтобы дать возможность посетителю и себе сосредоточиться на рассматриваемом вопросе.
Не следует настаивать на откровенности, если очевидно, что посетителю мешает присутствие третьего лица. Следует остаться с ним наедине, чтобы выяснить истинную причину прихода.
При невозможности решить вопрос собственными силами надо дать гражданину исчерпывающие рекомендации.
Первым заканчивает беседу тот, к кому пришли на прием. Под
нявшись, он дает понять, что встреча завершена, и, как правило, резюмирует: «Итак, мы с вами договорились...»
Если сразу дать точный ответ невозможно, следует назначить время новой встречи.
В случае когда принимается отрицательное решение, важно убе
дительно обосновать правильность такого решения и разъяснить порядок его обжалования.
По окончании беседы
надо проводить посетителя до двери и по
прощаться. Принятое решение может быть подтверждено в пись
менной форме. Если удовлетворение просьбы посетителя противо
речит закону, необходимо объяснить это. Если в ходе беседы будет
171
Этот подход предполагает еще и ряд популярных способов уста
новления психологического контакта
:
(1) выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться самочувствия, биографии собеседника, его семейного положения, интересов;
(2) формулировку вопросов в такой форме, которая предполага
ет обязательное согласие партнера, ответ «да»; для этого не
обходимо по возможности предварительное изучение его личности (см. § 4.5);
(3) проявление сочувствия, уважительного отношения к собе
седнику;
(4) положительную оценку индивидуальных особенностей собе
седника — его профессионального статуса, свойственного ему чувства долга, смелости, принципиальности.
Поскольку собеседник обычно более внимательно прислушива
ется к первым фразам (из-за любопытства или настороженного ожидания), их нужно выбирать особенно тщательно.
Не следует своими первыми фразами вынуждать посетителя по
дыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию.
С точки зрения психологии это существенный промах.
Во время беседы
необходимо внимательно слушать собеседника, не отвлекаться на телефонные звонки и просматривание бумаг, не поглядывать на часы — это проявление невнимания и неуважения.
Компетентный сотрудник в часы приема попросит секретаря не бес
покоить его даже телефонными звонками, чтобы дать возможность посетителю и себе сосредоточиться на рассматриваемом вопросе.
Не следует настаивать на откровенности, если очевидно, что посетителю мешает присутствие третьего лица. Следует остаться с ним наедине, чтобы выяснить истинную причину прихода.
При невозможности решить вопрос собственными силами надо дать гражданину исчерпывающие рекомендации.
Первым заканчивает беседу тот, к кому пришли на прием. Под
нявшись, он дает понять, что встреча завершена, и, как правило, резюмирует: «Итак, мы с вами договорились...»
Если сразу дать точный ответ невозможно, следует назначить время новой встречи.
В случае когда принимается отрицательное решение, важно убе
дительно обосновать правильность такого решения и разъяснить порядок его обжалования.
По окончании беседы
надо проводить посетителя до двери и по
прощаться. Принятое решение может быть подтверждено в пись
менной форме. Если удовлетворение просьбы посетителя противо
речит закону, необходимо объяснить это. Если в ходе беседы будет
171
установлено, что вопрос, по которому обратился посетитель, не входит в компетенцию органа внутренних дел, сотрудник должен объяснить, куда ему следует обратиться.
Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, на прием не допус
каются. Принимать их разрешается только в том случае, если они сообщают сведения о преступлениях и других событиях, требующих принятия срочных мер.
Необходимо стремиться принять всех явившихся на прием гра
ждан. В случаях когда такой возможности нет, принимаются посе
тители, чье время пребывания в данной местности ограниченно.
В отношении других граждан определяется удобное для них время приема.
Таким образом, в процессе своей профессиональной деятельно
сти сотрудники ОВД, вступая в межличностные отношения друг с другом и с различными категориями граждан, должны учитывать и использовать разные формы взаимодействия, соответствующие за
кону, правилам этикета и обстоятельствам.
7.4. Правила проведения деловых совещаний в служебном коллективе ОВД
Деловые совещания —
неотъемлемая часть служебной деятельности, эффективный способ привлечения сотрудников к процессу приня
тия решений, один из инструментов управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в це
лом. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, коллективно обсуждаются про
блемы и принимаются оптимальные управленческие решения по актуальным и наиболее сложным вопросам.
Вместе с тем каждое деловое совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На деловом совещании руководи
телю предоставляется возможность не только проявить свой та
лант управленца, но и показать пример морально-этического по
ведения. Кроме того, на совещании сотрудники учатся работать в служебном коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов, приобретают навыки культуры общения, этического поведения. Однако деловые совещания могут стать и мощным дестабилизирующим, деструктивным фактором.
Основные враги эффективного совещания — неподготовленность, неумение определиться с целью, неконтролируемые эмоции, несо
блюдение этических норм и правил, неумение (нежелание) понять и услышать позицию другого участника, неумение задавать и уточнять вопросы, отсутствие подведения итогов и контроля ис
полнения принятых решений.
172
Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, на прием не допус
каются. Принимать их разрешается только в том случае, если они сообщают сведения о преступлениях и других событиях, требующих принятия срочных мер.
Необходимо стремиться принять всех явившихся на прием гра
ждан. В случаях когда такой возможности нет, принимаются посе
тители, чье время пребывания в данной местности ограниченно.
В отношении других граждан определяется удобное для них время приема.
Таким образом, в процессе своей профессиональной деятельно
сти сотрудники ОВД, вступая в межличностные отношения друг с другом и с различными категориями граждан, должны учитывать и использовать разные формы взаимодействия, соответствующие за
кону, правилам этикета и обстоятельствам.
7.4. Правила проведения деловых совещаний в служебном коллективе ОВД
Деловые совещания —
неотъемлемая часть служебной деятельности, эффективный способ привлечения сотрудников к процессу приня
тия решений, один из инструментов управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организации в це
лом. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, коллективно обсуждаются про
блемы и принимаются оптимальные управленческие решения по актуальным и наиболее сложным вопросам.
Вместе с тем каждое деловое совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На деловом совещании руководи
телю предоставляется возможность не только проявить свой та
лант управленца, но и показать пример морально-этического по
ведения. Кроме того, на совещании сотрудники учатся работать в служебном коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов, приобретают навыки культуры общения, этического поведения. Однако деловые совещания могут стать и мощным дестабилизирующим, деструктивным фактором.
Основные враги эффективного совещания — неподготовленность, неумение определиться с целью, неконтролируемые эмоции, несо
блюдение этических норм и правил, неумение (нежелание) понять и услышать позицию другого участника, неумение задавать и уточнять вопросы, отсутствие подведения итогов и контроля ис
полнения принятых решений.
172
Общие правила проведения совещаний
Недостаточно подготовленные и плохо проведенные совещания, созываемые по каждому поводу или проведенные «для галочки», наносят большой вред, так как расходуют дорогостоящее время со
трудников, отрывая их от основной работы. Деловые совещания полезны лишь тогда, когда они хорошо организованы, достигают определенной цели и дают возможность экономить рабочее время.
Поэтому руководителю, собирающемуся провести совещание в служебном коллективе, следует учесть несколько общих правил.
1. Определение необходимости и целесообразности проведения со
вещания.
Совещание должно проводиться только тогда, когда дейст
вительно необходимо, когда иной путь выработки определенных решений будет более длителен и менее результативен. Слишком частое проведение совещаний свидетельствует о слабости руководства или о его административной безынициативности, а также о беспо
лезной трате служебного времени сотрудников.
2. Эффективная организация и рациональное проведение совеща
ния.
Совещание необходимо тщательно спланировать, готовить и проводить с минимальными издержками и максимальной результа
тивностью.
3. Соблюдение регламента. Совещание должно начинаться в на
значенное время и заканчиваться во время, указанное в повестке дня или согласованное в начале совещания. Деловое совещание должно быть предельно кратким: затянутое совещание вызывает у его участников потерю интереса к обсуждаемым вопросам и «оттор
жение» даже той информации, которая до этого вызывала интерес.
4. Предварительное согласование списка участников и повестки. На совещание следует приглашать только тех сотрудников, присутствие которых действительно необходимо для рассмотрения вопросов, опре
деленных в повестке, которые непосредственно будут задействованы в реализации полученной на собрании информации, и тех, мнение ко
торых необходимо для принятия решения. Повестка дня должна быть разослана участникам до начала формального совещания.
5. Строго определенное число участников совещания. Следует учи
тывать, что наибольшая результативность совещания имеет место, когда число участников совещания ограничивается семью—десятью сотрудниками. При этом определенное число работников следует держать в режиме дежурной готовности и приглашать их только на обсуждение отдельных конкретных вопросов, а также для дачи справок и консультирования по отдельным сложным или специфи
ческим проблемам.
6. Этичное и корректное направление дискуссии в нужное русло.
Необходимо дать высказаться по существу всем желающим, не ос
тавлять без внимания даже самые незначительные предложения; не
173