Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нужного результата и необходимой информации. Правильно оформ
ленное сотрудниками государственного органа деловое письмо сви
детельствует об их высоком профессионализме, служит показателем компетентности и серьезности всего ведомства.
При составлении делового письма независимо от его назначе
ния необходимо соблюдать общие требования:
(1) исполнитель делового письма должен ясно представлять себе, что он хочет сообщить в письме или какой вопрос выяснить;
(2) по композиции, содержанию и техническому исполнению деловое письмо должно соответствовать требованиям слу
жебного этикета;
(3) в служебной переписке между государственными органами, сотрудниками различных служб и ведомств требуется строгое соблюдение субординации;
(4) письмо должно быть четким, логичным и понятным для восприятия. Для этого используются короткие предложения, исключаются непонятные и сложные слова, а также дву
смысленные выражения;
(5) письмо составляется только по одному вопросу. Если необ
ходимо в одну и ту же организацию обратиться по различ
ным вопросам, то пишется несколько писем в один адрес;
(6) необходимо придерживаться единого стиля письма. Пред
почтительно соблюдать официально-деловой стиль изложе
ния и нейтральный эмоциональный тон;
(7) письмо не должно быть длинным, иначе его будет сложно читать (оптимальный объем — одна-две страницы машино
писного текста). Однако ради краткости жертвовать вежли
востью тона недопустимо;
(8) письмо должно быть убедительным. Поясняющие и аргумен
тирующие материалы оформляются приложениями к письму;
(9) письмо не должно содержать ошибок: небрежно оформлен
ное письмо с орфографическими, синтаксическими и стили
стическими ошибками производит плохое впечатление и вы
зывает у получателя недовольство.
Служебные письма пишутся на специальных, соответствующих стандартам бланках, имеющих установленный набор обязательных реквизитов, расположенных в определенном порядке: наименование ведомства, которому принадлежит организация; наименование орга
низации, которое дается в полной и сокращенной форме; почтовый и телеграфный адрес; номер телефона и телефакса; дата; индекс до
кумента; ссылка на индекс и дату входящего документа; имя (наиме
нование) адресата; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии при
ложения; подпись; фамилия, имя, отчество и телефон исполнителя.
Не допускается произвольное сокращение наименования орга
низаций. В то же время указание официального сокращения орга
низации необходимо как обязательный реквизит делового письма.
190
ленное сотрудниками государственного органа деловое письмо сви
детельствует об их высоком профессионализме, служит показателем компетентности и серьезности всего ведомства.
При составлении делового письма независимо от его назначе
ния необходимо соблюдать общие требования:
(1) исполнитель делового письма должен ясно представлять себе, что он хочет сообщить в письме или какой вопрос выяснить;
(2) по композиции, содержанию и техническому исполнению деловое письмо должно соответствовать требованиям слу
жебного этикета;
(3) в служебной переписке между государственными органами, сотрудниками различных служб и ведомств требуется строгое соблюдение субординации;
(4) письмо должно быть четким, логичным и понятным для восприятия. Для этого используются короткие предложения, исключаются непонятные и сложные слова, а также дву
смысленные выражения;
(5) письмо составляется только по одному вопросу. Если необ
ходимо в одну и ту же организацию обратиться по различ
ным вопросам, то пишется несколько писем в один адрес;
(6) необходимо придерживаться единого стиля письма. Пред
почтительно соблюдать официально-деловой стиль изложе
ния и нейтральный эмоциональный тон;
(7) письмо не должно быть длинным, иначе его будет сложно читать (оптимальный объем — одна-две страницы машино
писного текста). Однако ради краткости жертвовать вежли
востью тона недопустимо;
(8) письмо должно быть убедительным. Поясняющие и аргумен
тирующие материалы оформляются приложениями к письму;
(9) письмо не должно содержать ошибок: небрежно оформлен
ное письмо с орфографическими, синтаксическими и стили
стическими ошибками производит плохое впечатление и вы
зывает у получателя недовольство.
Служебные письма пишутся на специальных, соответствующих стандартам бланках, имеющих установленный набор обязательных реквизитов, расположенных в определенном порядке: наименование ведомства, которому принадлежит организация; наименование орга
низации, которое дается в полной и сокращенной форме; почтовый и телеграфный адрес; номер телефона и телефакса; дата; индекс до
кумента; ссылка на индекс и дату входящего документа; имя (наиме
нование) адресата; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии при
ложения; подпись; фамилия, имя, отчество и телефон исполнителя.
Не допускается произвольное сокращение наименования орга
низаций. В то же время указание официального сокращения орга
низации необходимо как обязательный реквизит делового письма.
190
Если письмо направляется должностному лицу, то название ор
ганизации указывается в именительном падеже, а должность и фа
милия — в дательном. Инициалы пишутся после фамилии. Если получатель письма имеет воинское, специальное или ученое звание, то его следует указывать перед фамилией. Если письмо направляет
ся частному лицу, то сначала указываются почтовый индекс и ад
рес, а затем фамилия и инициалы получателя в дательном падеже.
Если письмо адресуется нескольким лицам, то каждая фамилия за
писывается на отдельной строке. При этом письмо не должно со
держать более четырех адресатов.
Наименование организации или фамилия и адрес человека, куда отправляется письмо, проставляются на левой стороне листа.
Заголовок помещается перед текстом письма слева и содержит од
ну фразу, в которой должна быть отражена основная причина отправ
ления письма и указание на то, о чем (о ком) оно. Заголовок обычно начинается с предлога «О» или «Об» и кавычками не выделяется.
Если письмо адресовано персональному лицу, то заголовок не проставляет
ся. В этом случае пишется вежливое обращение, например: «Уважаемый
Николай Сергеевич!» После обращения часто ставят восклицательный знак.
Следующую фразу начинают с красной строки и с заглавной буквы. После этого следует текст письма, состоящий обычно из двух частей. В первой час
ти излагаются факты и события, которые обусловили необходимость напи
сания письма, во второй — конкретные предложения, решения, просьбы, ре
комендации и т.п.
Язык служебных документов, в том числе деловых писем, — это набор стандартов, клише, штампов, стремящихся свести к минимуму их субъективно-эмоциональную окраску. Формапизованность делово
го письма не только позволяет исключить ненужный эмоциональный тон письма, но и является выражением деловой вежливости, так как устраняет излишнее напряжение при чтении письма, а также дву
смысленности и неточности формулировок. Употребление стандарти
зированных словесных оборотов помогает и его исполнителю, со
кращая время и усилия на составление документа.
Если письмо сопровождается приложением, то отметка о нем проставляется в левом нижнем углу письма. Для этого с красной строки печатается и подчеркивается слово « П р и л о ж е н и е » .
Справа приводится перечень прилагаемых документов с указанием количества экземпляров и листов, степени секретности. Каждое на
звание (наименование) приложения располагается на отдельной строке. Если наименование приложения приводится в тексте письма, то в отметке указывается лишь количество листов и экземпляров.
Письмо заканчивается подписью, в состав которой входит на
именование должности лица, подписавшего письмо, личная под
пись и ее расшифровка. Название организации здесь не указывается,
191
чтобы не повторять того, что уже указано в бланке. В подписи инициалы располагаются перед фамилией.
Подпись ставится в правой стороне листа после заключительной фразы вежливости, которая, как правило, пишется от руки тем, кто подписывает письмо. Такими словами вежливости могут быть: «С уважением», «Искренне
Ваш», «Надеюсь на продолжение наших контактов», «Желаю успехов» и т.п.
Если письмо должно быть подписано несколькими должност
ными лицами, занимающими одинаковые должности, тогда подпи
си располагают на одном уровне.
Необходимо соблюдать соответствующий должностной уровень подписания писем. В частности, ответ на письмо, подписанное на
чальником управления, также должен быть подписан начальником соответствующего уровня, а не его заместителем. В то же время от
вет на письмо, подписанное заместителем начальника управления, может быть подписан начальником другого управления.
Если должностное лицо, подпись которого отпечатана в письме, отсутствует, то такое письмо может подписать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. В таких случаях требуется указывать должность и фамилию лица, подписавшего письмо, на
пример: «И.о. начальника отдела...» или «Заместитель начальника
отдела...».
Правилами делового этикета не рекомендуется, подписывая письмо за кого-то, перед подписью ставить предлог «за» или ко
сую черту, поскольку для получателя будет неясно, кем подписано письмо, располагает ли подписавший его необходимыми полно
мочиями.
Последний реквизит делового письма — отметка об исполните
ле. Автор делового письма и его исполнитель — не всегда одно и то же лицо. Автор отвечает за юридическую сторону письма, а испол
нитель — за техническую, поэтому и существует требование делать в письме отметку об исполнителе.
Отметка помещается на лицевой или оборотной стороне письма слева в нижнем углу и включает в себя фамилию исполнителя пись
ма и его служебный номер телефона. В отличие от подписи должно
стного лица инициалы исполнителя ставятся после его фамилии.
Служебные письма печатаются на лицевой стороне листа, без помарок; все страницы, кроме первой, нумеруются арабскими циф
рами. Текст печатается, как правило, через полтора интервала.
Ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее
2 см, абзац начинается с красной строки с отступлением в пять ин
тервалов от левого края строки.
Тщательно проверенное, вычитанное и подписанное письмо складывается текстом внутрь, а наиболее важные деловые письма не сгибаются, для чего посылаются в больших плотных конвертах.
192
Подпись ставится в правой стороне листа после заключительной фразы вежливости, которая, как правило, пишется от руки тем, кто подписывает письмо. Такими словами вежливости могут быть: «С уважением», «Искренне
Ваш», «Надеюсь на продолжение наших контактов», «Желаю успехов» и т.п.
Если письмо должно быть подписано несколькими должност
ными лицами, занимающими одинаковые должности, тогда подпи
си располагают на одном уровне.
Необходимо соблюдать соответствующий должностной уровень подписания писем. В частности, ответ на письмо, подписанное на
чальником управления, также должен быть подписан начальником соответствующего уровня, а не его заместителем. В то же время от
вет на письмо, подписанное заместителем начальника управления, может быть подписан начальником другого управления.
Если должностное лицо, подпись которого отпечатана в письме, отсутствует, то такое письмо может подписать лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. В таких случаях требуется указывать должность и фамилию лица, подписавшего письмо, на
пример: «И.о. начальника отдела...» или «Заместитель начальника
отдела...».
Правилами делового этикета не рекомендуется, подписывая письмо за кого-то, перед подписью ставить предлог «за» или ко
сую черту, поскольку для получателя будет неясно, кем подписано письмо, располагает ли подписавший его необходимыми полно
мочиями.
Последний реквизит делового письма — отметка об исполните
ле. Автор делового письма и его исполнитель — не всегда одно и то же лицо. Автор отвечает за юридическую сторону письма, а испол
нитель — за техническую, поэтому и существует требование делать в письме отметку об исполнителе.
Отметка помещается на лицевой или оборотной стороне письма слева в нижнем углу и включает в себя фамилию исполнителя пись
ма и его служебный номер телефона. В отличие от подписи должно
стного лица инициалы исполнителя ставятся после его фамилии.
Служебные письма печатаются на лицевой стороне листа, без помарок; все страницы, кроме первой, нумеруются арабскими циф
рами. Текст печатается, как правило, через полтора интервала.
Ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее
2 см, абзац начинается с красной строки с отступлением в пять ин
тервалов от левого края строки.
Тщательно проверенное, вычитанное и подписанное письмо складывается текстом внутрь, а наиболее важные деловые письма не сгибаются, для чего посылаются в больших плотных конвертах.
192
Общие правила технического оформления служебных документов и деловой этикет
Текст служебных документов рекомендуется печатать через 1,5 ин
тервала. Документы мелкого формата допускается печатать через один интервал.
Все страницы документа должны быть пронумерованы, за ис
ключением первой, на которой цифра «1» не ставится.
Дата в служебных документах может оформляться любым из следующих способов: 05.10.2014 (после цифр, обозначающих год, точка не ставится) или 5 октября 2014 г.
Гриф утверждения, если документ должен быть утвержден, рас
полагается в верхнем правом углу листа и состоит из слова «Утвер
ждаю», наименования должности лица, утверждающего документ
(включая наименование организации, если оно не входит в состав реквизитов бланка), личной подписи, ее расшифровки и даты.
Гриф согласования ставится ниже подписи или на отдельном листе согласования. Этот гриф состоит из слова « С о г л а с о в а н о», наименования должностного лица, с которым согласовывается документ, личной подписи, ее расшифровки и даты.
Копии документов заверяют проставлением надписи « В е р н о», наименования должности сотрудника, заверившего копию, личной подписи, ее расшифровки и даты заверения. На копиях исходящих документов, остающихся в деле, дату заверения и должность со
трудника, заверившего копию, допускается не указывать.
Следует помнить, что неаккуратно оформленный служебный документ оставляет крайне неприятное впечатление. Поэтому все служебные документы внимательно вычитываются и корректируют
ся. При таком контрольном чтении кроме орфографических оши
бок и описок нередко обнаруживается неверное построение текста, несоразмерное расположение его частей, отсутствие разбивки по абзацам, что значительно затрудняет восприятие текста.
После внесения правок и исправлений деловой документ необ
ходимо перепечатать.
В служебных документах следует бороться с неправильным ис
пользованием слов и терминов, избегать неоправданное употребле
ние иностранных слов, непонятных аббревиатур и сокращений и т.п.
Иногда в документах за внешней нейтральностью тона прогля
дывает резкость, императивность, высокомерие, неуважение к адре
сату. Вместе с тем чрезмерная вежливость также может испортить впечатление от письма.
Служебный этикет требует, чтобы служебные документы были достоверными, доказательными, объективными, убедительными.
Точность в подборе фактов, оценках ситуации особенно необходи
ма в документации, отражающей различные аспекты деятельности государственных органов.
193
Разумеется, в каждом ОВД, его подразделении могут склады
ваться свои традиции в оформлении служебных документов, но при этом следует добиваться, чтобы при всех различиях документ был четким, конкретным, аргументированным, объективным, коррект
ным, написанным с соблюдением правил стилистики и правильно оформленным, а его содержание отвечало требованиям деловой этики.
7.7. Этика поведения сотрудников ОВД во внеслужебное время
Служба в ОВД — это и образ жизни
Исходным моментом в этике поведения полицейского во внеслужеб
ное время должно служить положение о том, что служба в ОВД — это не только профессия, но и весь образ жизни сотрудника. Сдер
жанность, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение, аскетизм — это те качества работника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у граждан о государстве.
Нравственная норма служебного и внеслужебного поведения сотрудника — прежде всего, принцип законности. В свое свободное время сотруднику полиции недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, а также по лю
бым другим мотивам.
Вне службы, как и в служебных делах, сотрудник ОВД всегда руководствуется высоким чувством ответственности, продиктован
ным своим служебным и морально-этическим долгом. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе личных контактов и спосо
бов использования свободного времени, ему противопоказаны лег
комысленные или сомнительные с точки зрения нравственности поступки. Как и любой порядочный человек, он не может оставать
ся сторонним наблюдателем в случаях, когда в его присутствии со
вершается правонарушение или аморальный поступок, не может пройти мимо беспорядков, могущих породить преступление. Он должен прийти на помощь в условиях чрезвычайного происшествия или экстремальных событий.
В сфере морали, как известно, действуют духовные санкции в виде нравственного одобрения или осуждения общественным мнени
ем, индивидуальным сознанием и совестью. Кроме того, нарушение сотрудником полиции Типового кодекса этики и служебного поведе
ния подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, а в случаях, пре
дусмотренных федеральными законами, нарушение положений Ко
декса влечет применение мер юридической ответственности (ст. 29).
194
Во внеслужебное время сотрудники полиции должны придер
живаться общепринятых этических норм, не допускать случаев ан
тиобщественного поведения, не давать повода для обоснованной критики своих действий со стороны граждан.
Сотрудник ОВД в своей повседневной жизни и в быту обязан показывать пример чуткого, заботливого, внимательного отношения к окружающим его людям — членам семьи, родным, близким, друзьям, соседям, знакомым и незнакомым гражданам, с которыми ему приходится общаться или даже просто однажды встретиться. От имиджа и репутации каждого сотрудника в итоге зависит авторитет
Службы и доверие к ней.
В частных взаимоотношениях с гражданами сотруднику полиции неприлично подчеркивать свое должностное положение, демонстри
ровать и использовать служебное удостоверение, вести излишние разговоры на служебные темы, о деталях совершения отдельных пра
вонарушений, получивших широкую огласку. В то же время необхо
димо пресекать распространение искаженной информации.
Сотрудники ОВД не должны использовать предоставленные им служебные возможности (труд подчиненных, транспорт, средства связи и коммуникации, оргтехнику и т.д.) для внеслужебных целей.
Находясь в форменной одежде, работнику ОВД лучше воздер
живаться от решения личных, бытовых вопросов. Находясь в граж
данской одежде, следует пользоваться услугами торговых и культур
но-бытовых предприятий и учреждений наравне с другими гражда
нами. У сотрудников полиции нет и не может быть морального права извлекать какие-либо выгоды и преимущества, пользуясь своим служебным положением и тем более злоупотребляя им.
В личной жизни достоинство, порядочность, скромность, чувство такта необходимы сотруднику ОВД в той же степени, что и на службе. Он должен проявлять заботу о воспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм. Предметом особого внимания должно быть создание и поддержание в семье атмосферы спокойст
вия, уверенности и стабильности; в разговорах, связанных со служ
бой, — сдержанности.
Внеслужебное время —
это время, когда сотрудники могут вос
становить свои силы, побыть с семьей, отдохнуть на природе, за
няться любимым увлечением. Для полноценного отдыха и оздоров
ления сотрудников и членов их семей функционируют 25 лечебно
оздоровительных учреждений МВД России общей коечной мощно
стью 8325 мест, в том числе 11 санаторий на 3252 места и шесть цен
тров восстановительной медицины и реабилитации на 2527 мест, непосредственно подчиненных Департаменту тыла МВД России.
При этом свободное время сотрудниками ОВД должно быть исполь
зовано не только для восстановления физических и духовных сил,
195