Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поступка для потерпевших, самого нарушителя; удалось ли вскрыть безнравственность и общественную вредность подобного деяния1.
Использование этических и нравственных устоев общества не
обходимо при осуществлении профилактических мер в отношении лиц, которые не совершили правонарушения, но ведут аморальный образ жизни, не соблюдают нравственных норм поведения. В отно
шении граждан этих категорий работники ОВД применяют главным образом воспитательные меры, основу которых составляют этиче
ские ценности общества.
В ходе рассмотрения дела именно с морально-правовых пози
ций подлежат установлению обстоятельства, смягчающие ответст
венность.
К таким обстоятельствам законодатель относит (ст. 4.2.
КоАП2): чистосердечное раскаяние виновного, добровольное сооб
щение лицом о совершенном им административном правонаруше
нии; предотвращение им вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда, совершение правонарушения несовершеннолетними и др. Их перечень не является исчерпывающим: должностное лицо, рассмат
ривающее дело, исходя из нравственных норм и принципов, может признать таковыми обстоятельства, не указанные в законодательст
ве. То же самое относится и к обстоятельствам, отягчающим адми
нистративную ответственность (ст. 4.3). К таковым следует отнести: продолжение противоправного поведения, повторение правонару
шения, за которое данное лицо уже привлекалось к ответственно
сти, совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, и др.
По своей сути индивидуально профилактическое воздействие на конкретных лиц является наиболее гуманной и нравственно оправ
данной деятельностью, поскольку она направлена на исправление их отрицательных личностных качеств, на побуждение их к отказу от антиобщественного поведения.
Таким образом, работникам ОВД, осуществляющим админист
ративно-правовые и профилактические функции, необходимо знать и использовать психолого-педагогические, социально-культурные и морально-этические приемы для успешной реализации стоящих перед ними задач.
Важная функция патрульно-постовой службы полиции (ППСП) — профилактика правонарушений в общественных местах. Как прави
ло, в большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте сотрудника полиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на лиц, склонных к совершению право
нарушений, способствует предупреждению нарушений на улицах,
1 См.: Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя.
С. 413-416.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 12 марта 2014 г.).
213
Использование этических и нравственных устоев общества не
обходимо при осуществлении профилактических мер в отношении лиц, которые не совершили правонарушения, но ведут аморальный образ жизни, не соблюдают нравственных норм поведения. В отно
шении граждан этих категорий работники ОВД применяют главным образом воспитательные меры, основу которых составляют этиче
ские ценности общества.
В ходе рассмотрения дела именно с морально-правовых пози
ций подлежат установлению обстоятельства, смягчающие ответст
венность.
К таким обстоятельствам законодатель относит (ст. 4.2.
КоАП2): чистосердечное раскаяние виновного, добровольное сооб
щение лицом о совершенном им административном правонаруше
нии; предотвращение им вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда, совершение правонарушения несовершеннолетними и др. Их перечень не является исчерпывающим: должностное лицо, рассмат
ривающее дело, исходя из нравственных норм и принципов, может признать таковыми обстоятельства, не указанные в законодательст
ве. То же самое относится и к обстоятельствам, отягчающим адми
нистративную ответственность (ст. 4.3). К таковым следует отнести: продолжение противоправного поведения, повторение правонару
шения, за которое данное лицо уже привлекалось к ответственно
сти, совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, и др.
По своей сути индивидуально профилактическое воздействие на конкретных лиц является наиболее гуманной и нравственно оправ
данной деятельностью, поскольку она направлена на исправление их отрицательных личностных качеств, на побуждение их к отказу от антиобщественного поведения.
Таким образом, работникам ОВД, осуществляющим админист
ративно-правовые и профилактические функции, необходимо знать и использовать психолого-педагогические, социально-культурные и морально-этические приемы для успешной реализации стоящих перед ними задач.
Важная функция патрульно-постовой службы полиции (ППСП) — профилактика правонарушений в общественных местах. Как прави
ло, в большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном месте сотрудника полиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на лиц, склонных к совершению право
нарушений, способствует предупреждению нарушений на улицах,
1 См.: Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя.
С. 413-416.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 12 марта 2014 г.).
213
площадях, в общественном транспорте и других общественных местах, вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и законных интересов. Наряды ППСП в целях предупреждения и предотвращения правонарушений также осуществляют наблюдение за местами возможного появления и укрытия преступников; свое
временно предостерегают граждан от совершения правонарушений; разъясняют им недопустимость антиобщественного поведения; выяв
ляют обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и применяют меры к их устранению. Сотрудники ППСП ведут борь
бу с правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Патрульно-постовая служба взаимодействует с дежурными час
тями ОВД
(полиции). Это самостоятельные подразделения в струк
туре ОВД, поскольку осуществляют руководство и контроль за дея
тельностью различных служб и аппаратов ОВД, в том числе за не
сением службы патрульными и постовыми нарядами.
Важное значение в деятельности сотрудников ППСП и дежур
ной части имеет взаимоотношение с гражданами, которые обраща
ются к сотрудникам с различными вопросами и просьбами, и пре
жде всего за помощью, в которой они нуждаются. При этом необ
ходимо проявление желания помочь им личным участием, советом, поскольку вежливое и уважительное отношение к гражданам — ос
новной принцип деятельности ППСП и дежурных частей. Необхо
димо, чтобы все интересующие гражданина вопросы были внима
тельно выслушаны и на них даны разъяснения в вежливой и кор
ректной форме. Именно к этим службам чаще всего обращаются граждане со своими бедами, а потому дежурные части, прежде все
го, формируют имидж полиции в глазах населения, определяют общественное мнение и отношение граждан к полиции.
При несении службы нарядами ППСП
по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах патрульный
(постовой) обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение.
При обращении к гражданину
следует поздороваться с ним, при
ложив руку к головному убору, представиться, назвав должность, звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения; требования и замечания излагать вежливо и убедительно, не допус
кая выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.
Сотрудник ППСП, дежурный ОВД не должны вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда возникает непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, опасность нарушения общественного порядка.
Если в адрес сотрудника высказываются обидные слова и выра
жения, следует проявить такт и выдержку. Но если нарушение —
214
временно предостерегают граждан от совершения правонарушений; разъясняют им недопустимость антиобщественного поведения; выяв
ляют обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и применяют меры к их устранению. Сотрудники ППСП ведут борь
бу с правонарушениями, принимают меры к изъятию с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Патрульно-постовая служба взаимодействует с дежурными час
тями ОВД
(полиции). Это самостоятельные подразделения в струк
туре ОВД, поскольку осуществляют руководство и контроль за дея
тельностью различных служб и аппаратов ОВД, в том числе за не
сением службы патрульными и постовыми нарядами.
Важное значение в деятельности сотрудников ППСП и дежур
ной части имеет взаимоотношение с гражданами, которые обраща
ются к сотрудникам с различными вопросами и просьбами, и пре
жде всего за помощью, в которой они нуждаются. При этом необ
ходимо проявление желания помочь им личным участием, советом, поскольку вежливое и уважительное отношение к гражданам — ос
новной принцип деятельности ППСП и дежурных частей. Необхо
димо, чтобы все интересующие гражданина вопросы были внима
тельно выслушаны и на них даны разъяснения в вежливой и кор
ректной форме. Именно к этим службам чаще всего обращаются граждане со своими бедами, а потому дежурные части, прежде все
го, формируют имидж полиции в глазах населения, определяют общественное мнение и отношение граждан к полиции.
При несении службы нарядами ППСП
по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах патрульный
(постовой) обязан по требованию граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение.
При обращении к гражданину
следует поздороваться с ним, при
ложив руку к головному убору, представиться, назвав должность, звание, фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения; требования и замечания излагать вежливо и убедительно, не допус
кая выражений и жестов, унижающих или оскорбляющих личность и человеческое достоинство.
Сотрудник ППСП, дежурный ОВД не должны вмешиваться в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда возникает непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, опасность нарушения общественного порядка.
Если в адрес сотрудника высказываются обидные слова и выра
жения, следует проявить такт и выдержку. Но если нарушение —
214
это сознательный, злостный, а то и провокационный акт, необхо
димо не только проявить выдержку и достоинство, но и решитель
но пресечь противоправные действия.
Если возникла необходимость в проверке документов у того или иного лица, следует, поздороваться, извиниться за задержку и веж
ливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много вре
мени. С документами требуется обращаться аккуратно, нельзя лис
тать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке докумен
тов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно женщин и подростков, такая реакция может про
являться в связи с самим фактом проверки документов. В этом слу
чае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблаго
дарить и попрощаться.
Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает со
трудник полиции за то или иное нарушение, испытывает то, что способно неожиданно менять поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный — раздражительным и нетерпеливым, застенчивый — решительным. Поэтому сотрудник не должен поддаваться на проявленную резкость или нетерпимость.
В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику полиции нередко приходится приме
нять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение пра
вильно выбрать и применить административно-принудительные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликтных ситуа
циях существенным фактором их оптимального разрешения явля
ются нравственные качества сотрудника полиции, выработанная профессиональная мораль. Тактично извинившись за необходи
мость задержания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежли
во и немногословно объяснить, в чем конкретно состоит вина на
рушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и не
желательные перспективы продолжения противоправного поведе
ния. При должном соблюдении служебного этикета и такта гражда
нин, как правило, без лишних разговоров, выполнит эти требова
ния, а окружающие одобрят действия сотрудника.
В предусмотренных законом случаях при исполнении служеб
ных обязанностей сотрудник полиции имеет право посещать квар
тиры граждан.
Войдя в квартиру, надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан в случае обнаружения нарушений, не влекущих админист
ративной ответственности, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник полиции на месте проводит разъясни
215
димо не только проявить выдержку и достоинство, но и решитель
но пресечь противоправные действия.
Если возникла необходимость в проверке документов у того или иного лица, следует, поздороваться, извиниться за задержку и веж
ливо изложить просьбу. Проверка не должна занимать много вре
мени. С документами требуется обращаться аккуратно, нельзя лис
тать документы небрежно. Нежелательно также комментировать вслух содержание проверяемых документов. При проверке докумен
тов надо быть особо внимательным к тем, кто проявляет при этом нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных людей, особенно женщин и подростков, такая реакция может про
являться в связи с самим фактом проверки документов. В этом слу
чае надо их успокоить. Возвращая документы, необходимо поблаго
дарить и попрощаться.
Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает со
трудник полиции за то или иное нарушение, испытывает то, что способно неожиданно менять поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный — раздражительным и нетерпеливым, застенчивый — решительным. Поэтому сотрудник не должен поддаваться на проявленную резкость или нетерпимость.
В целях пресечения правонарушения, составления протокола и иных документов сотруднику полиции нередко приходится приме
нять меры принудительного воздействия. В этом случае большую роль играет профессиональное мастерство сотрудника, умение пра
вильно выбрать и применить административно-принудительные меры. При этом важно помнить, что в острых конфликтных ситуа
циях существенным фактором их оптимального разрешения явля
ются нравственные качества сотрудника полиции, выработанная профессиональная мораль. Тактично извинившись за необходи
мость задержания гражданина, сотрудник должен спокойно, вежли
во и немногословно объяснить, в чем конкретно состоит вина на
рушителя, подчеркнув общественную опасность его действий и не
желательные перспективы продолжения противоправного поведе
ния. При должном соблюдении служебного этикета и такта гражда
нин, как правило, без лишних разговоров, выполнит эти требова
ния, а окружающие одобрят действия сотрудника.
В предусмотренных законом случаях при исполнении служеб
ных обязанностей сотрудник полиции имеет право посещать квар
тиры граждан.
Войдя в квартиру, надо представиться, объяснить цель посещения и спокойно приступить к выяснению вопроса или рассмотрению дела. При проверке соблюдения правил регистрации граждан в случае обнаружения нарушений, не влекущих админист
ративной ответственности, а также незначительных проступков со стороны жильцов сотрудник полиции на месте проводит разъясни
215
тельную работу, предлагает устранить нарушение в названные сро
ки, указывает на недопустимость этого в будущем.
Одним из приоритетных направлений деятельности ППСП яв
ляется охрана прав и свобод гражданина, пребывающего в обществен
ном месте.
При большом скоплении людей в общественных местах сотрудник ППСП должен уметь быстро оценить конфликтную со
циально-психологическую обстановку. От его поведения нередко зависит настроение толпы, и иногда бывает достаточно одного не
продуманного слова, чтобы вызвать беспорядки, неповиновение или иные негативные последствия. Следует учитывать, что психоло
гия человека в толпе отличается от психологии человека вне ее.
Поэтому сотрудник полиции наряду с этикой должен знать психоло
гию массовидных явлений,
а именно поведение человека не только в толпе, но и во время проведения митингов, манифестаций и т.д.
В процессе своей деятельности сотрудникам ППСП и дежурных частей органов внутренних дел приходится иметь дело с лицами, имеющими не только деформированные нравственные установки, но и находящимися в возбужденном или беспомощном состоянии в си
лу пережитых потрясений или сильного опьянения. Все это нередко служит поводом для конфликтов с окружающими, оказания сопротив
ления работникам полиции.
Именно в этих случаях строгое соблюде
ние нравственных принципов, норм служебного этикета, коррект
ность и такт являются наиболее важным и действенным условием создания обстановки взаимопонимания и доверия к сотрудникам.
Серьезная моральная ответственность ложится на сотрудника полиции и в ходе разбирательства с правонарушителями. В работе
ППСП и дежурных частей должны быть исключены любые нару
шения законности, злоупотребления властью, ущемление прав гра
ждан, унижение их чести и достоинства. Грубости и провокацион
ным действиям правонарушителя следует противопоставить реши
тельность действий в сочетании с корректностью, выдержкой, са
мообладанием, спокойствием и обдуманностью принимаемых ре
шений. При этом нужно быть предельно собранным, бдительным и внимательным. При разрешении конфликтных ситуаций желатель
но заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан.
Все предъявляемые к нарушителю требования должны основы
ваться на действующем законодательстве, быть понятными, изла
гаться в вежливой, тактичной и убедительной форме. Принимая ме
ры к предотвращению или пресечению нарушений общественного по
рядка,
полицейскому ППС следует действовать решительно, но спокойно и корректно, поскольку грубое обращение с нарушителем может вызвать отрицательную реакцию у окружающих. Нежелательно вступать с правонарушителем в пререкания, споры, проявлять к нему чувства неприязни и антипатии, демонстрировать превосходство над задержанным. Не следует без особой надобности высказывать угрозы
216
ки, указывает на недопустимость этого в будущем.
Одним из приоритетных направлений деятельности ППСП яв
ляется охрана прав и свобод гражданина, пребывающего в обществен
ном месте.
При большом скоплении людей в общественных местах сотрудник ППСП должен уметь быстро оценить конфликтную со
циально-психологическую обстановку. От его поведения нередко зависит настроение толпы, и иногда бывает достаточно одного не
продуманного слова, чтобы вызвать беспорядки, неповиновение или иные негативные последствия. Следует учитывать, что психоло
гия человека в толпе отличается от психологии человека вне ее.
Поэтому сотрудник полиции наряду с этикой должен знать психоло
гию массовидных явлений,
а именно поведение человека не только в толпе, но и во время проведения митингов, манифестаций и т.д.
В процессе своей деятельности сотрудникам ППСП и дежурных частей органов внутренних дел приходится иметь дело с лицами, имеющими не только деформированные нравственные установки, но и находящимися в возбужденном или беспомощном состоянии в си
лу пережитых потрясений или сильного опьянения. Все это нередко служит поводом для конфликтов с окружающими, оказания сопротив
ления работникам полиции.
Именно в этих случаях строгое соблюде
ние нравственных принципов, норм служебного этикета, коррект
ность и такт являются наиболее важным и действенным условием создания обстановки взаимопонимания и доверия к сотрудникам.
Серьезная моральная ответственность ложится на сотрудника полиции и в ходе разбирательства с правонарушителями. В работе
ППСП и дежурных частей должны быть исключены любые нару
шения законности, злоупотребления властью, ущемление прав гра
ждан, унижение их чести и достоинства. Грубости и провокацион
ным действиям правонарушителя следует противопоставить реши
тельность действий в сочетании с корректностью, выдержкой, са
мообладанием, спокойствием и обдуманностью принимаемых ре
шений. При этом нужно быть предельно собранным, бдительным и внимательным. При разрешении конфликтных ситуаций желатель
но заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан.
Все предъявляемые к нарушителю требования должны основы
ваться на действующем законодательстве, быть понятными, изла
гаться в вежливой, тактичной и убедительной форме. Принимая ме
ры к предотвращению или пресечению нарушений общественного по
рядка,
полицейскому ППС следует действовать решительно, но спокойно и корректно, поскольку грубое обращение с нарушителем может вызвать отрицательную реакцию у окружающих. Нежелательно вступать с правонарушителем в пререкания, споры, проявлять к нему чувства неприязни и антипатии, демонстрировать превосходство над задержанным. Не следует без особой надобности высказывать угрозы
216
применения специальных мер воздействия (физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия), отвлекаться на разговоры с окружающими.
Важная особенность профессиональной морали сотрудника поли
ции состоит в том, что ее нравственные требования тесно связаны с конкретными профессиональными задачами и направлены на их ре
шение. Как уже не раз отмечалось, некоторые из них зафиксированы в специальных приказах, уставах, инструкциях, других нормативных актах правоохранительных ведомств России и тем самым приобретают не только нравственную, но и юридическую силу воздействия1.
8.4. Этика в работе участковых уполномоченных полиции
Анализ нравственной составляющей профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции имеет значение не только для правильной ее организации, но и общественной позиции граждан к данной службе, зачастую базирующейся на субъективных представ
лениях. Как показал опрос, проведенный среди жителей различных районов Москвы, по степени социальной престижности они ставят должность участкового в один ряд с такими профессиями, как двор
ник, слесарь, сантехник, медсестра, продавец ларька и т.п. Для моло
дежи часто участковый — объект насмешек, для пожилых — объект упреков и нареканий2. По популярности среди учащихся образова
тельных учреждений МВД служба участковых уполномоченных по
лиции в классификации специалистов ОВД занимает скромное ме
сто, значительно уступая таким службам, как криминальная полиция
(ОУР, БЭП), ГИБДД, дознаватели и т.д.3
Повышению имиджа участковых уполномоченных полиции среди населения в значительной степени способствует постижение основ психологии, педагогики и этики, а также умелое практиче
ское использование этих знаний в профессиональной деятельности.
И если психолого-педагогические знания предопределяют основные
1 См.: Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятель
ности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». С измене
ниями и дополнениями от 10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г. / /
Система «ГАРАНТ»: http://base.garant.ni/l 2159440/#ixzz2wFb4DvB9; Устав пат- рульно-постовой службы полиции. С изменениями и дополнениями от: 10 марта
2009 г., 13 января 2010 г., 11 марта 2012 г., 22 июля 2011 г .// Система «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12159440/#ixzz2wFbErHhK и др.
2 Косиковский Л.Р.
Педагогические аспекты профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции: Современные дидактические техноло
гии в учебном процессе вузов МВД России / / Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 18 июня 2003 г.). М., 2004. С. 86.
3 Профессиональная этика и служебный этикет. С. 482—485.
217
Важная особенность профессиональной морали сотрудника поли
ции состоит в том, что ее нравственные требования тесно связаны с конкретными профессиональными задачами и направлены на их ре
шение. Как уже не раз отмечалось, некоторые из них зафиксированы в специальных приказах, уставах, инструкциях, других нормативных актах правоохранительных ведомств России и тем самым приобретают не только нравственную, но и юридическую силу воздействия1.
8.4. Этика в работе участковых уполномоченных полиции
Анализ нравственной составляющей профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции имеет значение не только для правильной ее организации, но и общественной позиции граждан к данной службе, зачастую базирующейся на субъективных представ
лениях. Как показал опрос, проведенный среди жителей различных районов Москвы, по степени социальной престижности они ставят должность участкового в один ряд с такими профессиями, как двор
ник, слесарь, сантехник, медсестра, продавец ларька и т.п. Для моло
дежи часто участковый — объект насмешек, для пожилых — объект упреков и нареканий2. По популярности среди учащихся образова
тельных учреждений МВД служба участковых уполномоченных по
лиции в классификации специалистов ОВД занимает скромное ме
сто, значительно уступая таким службам, как криминальная полиция
(ОУР, БЭП), ГИБДД, дознаватели и т.д.3
Повышению имиджа участковых уполномоченных полиции среди населения в значительной степени способствует постижение основ психологии, педагогики и этики, а также умелое практиче
ское использование этих знаний в профессиональной деятельности.
И если психолого-педагогические знания предопределяют основные
1 См.: Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятель
ности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». С измене
ниями и дополнениями от 10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г. / /
Система «ГАРАНТ»: http://base.garant.ni/l 2159440/#ixzz2wFb4DvB9; Устав пат- рульно-постовой службы полиции. С изменениями и дополнениями от: 10 марта
2009 г., 13 января 2010 г., 11 марта 2012 г., 22 июля 2011 г .// Система «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/12159440/#ixzz2wFbErHhK и др.
2 Косиковский Л.Р.
Педагогические аспекты профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции: Современные дидактические техноло
гии в учебном процессе вузов МВД России / / Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 18 июня 2003 г.). М., 2004. С. 86.
3 Профессиональная этика и служебный этикет. С. 482—485.
217