Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение
Профессиональная этика и служебный этикет сотрудника ОВД, яв­
ляясь одной из форм научного знания, направлена в конечном сче­
те на повышение уровня профессиональной культуры лиц, от кото­
рых зависят законность и правопорядок в стране.
Эта дисциплина об общественно значимом поведении профес­
сионала, гуманном характере долга, в основе которого лежит при­
знание ценности человека, о моральном облике человека, посвя­
тившего себя служению другим людям, о должном отношении к гражданам, себе, государству, своей службе, сослуживцам, о той идеальной модели специалиста, которая должна реализоваться в процессе построения правового государства.
Как комплексная многоаспектная система знаний, воспроизво­
дящая философскую, правовую, эстетическую, политическую, со­
циально-психологическую, педагогическую, организационно-управ­
ленческую стороны правоприменительной практики, профессио­
нальная этика и служебный этикет ставят перед собой конкретную цель и задачи по совершенствованию профессиональной деятельно­
сти. Важнейшими среди них выступают:
(1) гуманизация, преодоление формализма, бюрократизма и коррупции, недопущение нарушения правовых и морально- этических норм среди сотрудников ОВД;
(2) борьба с профессиональной нравственной деформацией;
(3) привитие сотруднику полиции навыков должного поведения, основанных на уважении прав и свобод граждан,вежливости, такте.
Приблизить реальный облик сотрудника ОВД к идеальному — такова трудновыполнимая, но реальная задача первостепенной зна­
чимости, поскольку от ее разрешения зависят поддержка государст­
венной политики населением, уважение к представителям государ­
ственной власти, а также престиж конкретных должностных лиц и службы по защите правопорядка и общественной безопасности в целом.
Конечно, многое зависит от интеллектуального потенциала, компетенций, знаний, умений, навыков самого специалиста, но, пожалуй, наиболее важным фактором выступает культура личности, его нравственность и гармоничность, гуманистическая направленность
224
мировоззрения. Только высококультурный сотрудник сможет в полной мере осуществлять возложенные на него функции и задачи по защите граждан и общества от несправедливости и противо­
правных деяний.
В основе жизнедеятельности современного общества лежат гу­
манистические ценности: уважение и признание значимости лично­
сти человека, его прав и свобод, ориентация в повседневной жизни на «золотое правило нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Когда на гуманистические ценности опираются в своей жизни и деятельности сотрудники полиции, то, как правило, соз­
даются благоприятные условия для свободного и полноценного развития большинства членов общества.
Гуманистические ценности находят прямое воплощение в эти­
кете, где всеобщее уважение к человеку независимо от его соци­
альной, этнической, культурной принадлежности является свиде­
тельством демократизации и оценивается как нравственная добро­
детель, показатель моральной цивилизованности и этической нор- мированности. Уважение к другим людям дает основания и для ис­
тинного самоуважения человека. А это крайне важно для защитни­
ков правопорядка, так как в полной мере уважать других может только тот, кто уважает себя сам и уважаем другими людьми.
Поскольку деятельность сотрудника ОВД осуществляется, как правило, в процессе общения, взаимодействия с другими людьми, существенное значение приобретает умение правильно себя вести в различных ситуациях, грамотно говорить, соблюдать правила при­
личия, а также иметь благоприятный внешний облик. В идеале же облик сотрудника полиции должен представлять собой своеобраз­
ный ансамбль, где мировоззрение, поведение, манеры, речь, внеш­
ность и одежда сливаются в единый гармоничный образ защитника законности и правопорядка. Именно такой образ соответствует со­
циальным ожиданиям российского общества.
225


Библиографический список
1. Абрамова JI.П. Курс лекций по этике. СПб.: Северо-Западная
Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001.
2. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учеб. пособие. Хаба­
ровск, 1999.
3. Аминов И. И. Юридическая психология: Учеб. пособие для сту­
дентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юрис­
пруденция». М., 2007.
4. Аминов И.И., Дедюхин К. Г., Усиевич А. Р. и др. Юридическая этика:
Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям
«Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М., 2010.
5. Антология кинизма. М.: Наука, 1984.
6. Аттватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правиль­
но слушать собеседника. М., 1984.
7. Более половины россиян доверяют полиции — данные соцопро- сов. [Электронный ресурс] / / URL: http://www.eureca.unn.ru/ (да­
та обращения: 30.03.2014). http://mvd.ru/news/item/834973 8. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 19. М.: Большая
Российская энциклопедия, 2012.
9. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики права к мировоззрению: Учеб. пособие. М., 1998.
10. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права:
Учебник. М., 2007.
11. Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции:
Монография. М., 2009.
12. Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А. В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие /
Под. ред. проф. С.С. Пылева. М., 2009.
13. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах пограничной службы России. Т. 2. М., 2000.
14. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.
15. Гусейнов А.А. Этика (Краткий философский обзор истории эти­
ки) / / Вопросы философии. 1999. № 8.
16. Гусейнов А.А.. Дубко Е.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Эксмо-
Пресс, 2010.
17. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко.
М., 2005.
226

18. Дворянкина Т. С. Уважение чести и достоинства личности как нравственная основа судебного разбирательства: Монография.
М., 2007.
19. Ильин НА. О сопротивлении злу силою / / Соч.: В 2 т. М., 1993.
20. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999.
21. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / / Соч.:
В 8 т. М., 1967.
22. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2006.
23. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, принципы истинной человечности.
М., 1999.
24. Мицич П. Как проводить деловые беседы: Пер. с серб.-хорват.
М., 1987.
25. Москалъкова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания
(стадия предварительного расследования). М., 1996.
26. Нарский И.С. Иммануил Кант. М.: Мысль, 1976.
27. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового чело­
века. М., 1996.
28. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел:
Учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД
России юрид. профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко.
М., 2008.
29. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред.
В.Я. Кикотя. М., 2013.
30. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел:
Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД Рос­
сии, 2001.
31. Систематический сборник узаконений для чинов городской по­
лиции / Чулков И.М. СПб., 1889.
32. Саблин М. Т. Взыскание долгов: от профилактики до принужде­
ния: Практ. пособие для практикующих юристов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.
33. Сокова З.К Профессиональная этика: Курс лекций. М.: ЦИ и
НМО КП МВД России, 2000.
34. Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы / / Новый мир. 1974. № 3.
35. Щеглов А.В., Горохова В.В., Реуцкая Г.М. Профессиональная этика и служебный этикет. М.: МосУ МВД России, 2011.
36. Эриашвили НД. Профессиональная этика российского полицей­
ского / / Вестник Московского университета МВД России. 2012.
№ 1.
37. Юридическая педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучаю­
щихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2004.
38. Schuppe, Wilhelm. Grundziige der Ethik und Rechtsphilosophie-Saar- briicken: VDM, Muller, 2007.
227


Приложения
Приложение 1
Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ и СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
I. Общие положения
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных слу­
жащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее —
Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Международного кодекса пове­
дения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генераль­
ной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса пове­
дения для государственных служащих (приложение к Рекомендации
Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. NK (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного зако­
на «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников
Содружества Независимых Государств (Постановление № 19—10 от
26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ
«О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе­
ме государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципаль­
ных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа
2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведе­
ния государственных служащих» и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравст­
венных принципах и нормах российского общества и государства.
2.
Типовой кодекс является основой для разработки соответствую­
щими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих
228

Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государ­
ственные (муниципальные) служащие).
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов про­
фессиональной служебной этики и основных правил служебного пове­
дения, которыми должны руководствоваться государственные (муници­
пальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государст­
венную службу Российской Федерации либо муниципальную службу
(далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознако­
миться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типово­
го кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожи­
дать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государствен­
ных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной мо­
рали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительно­
го отношения к государственной и муниципальной службе в общест­
венном сознании, а также выступает как институт общественного соз­
нания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) слу­
жащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных
(муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Рос­
сийской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответст­
венность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высо­
ком профессиональном уровне в целях обеспечения эффектив-
229

ной работы государственных органов и органов местного само­
управления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципаль­
ных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответ­
ствующего государственного органа и органа местного само­
управления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государ­
ственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в це­
лях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влия­
ния на их служебную деятельность решений политических пар­
тий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и прави­
ла делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с граж­
данами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро­
дов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и кон­
фессий, способствовать межнациональному и межконфессио- нальному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомне­
ние в добросовестном исполнении государственным (муници­
пальным) служащим должностных обязанностей, а также избе­
гать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репу­
тации или авторитету государственного органа либо органа ме­
стного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Фе­
дерации меры по недопущению возникновения конфликта инте­
ресов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
230