Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Профессиональная этика и служебный этикет сотрудника ОВД, яв
ляясь одной из форм научного знания, направлена в конечном сче
те на повышение уровня профессиональной культуры лиц, от кото
рых зависят законность и правопорядок в стране.
Эта дисциплина об общественно значимом поведении профес
сионала, гуманном характере долга, в основе которого лежит при
знание ценности человека, о моральном облике человека, посвя
тившего себя служению другим людям, о должном отношении к гражданам, себе, государству, своей службе, сослуживцам, о той идеальной модели специалиста, которая должна реализоваться в процессе построения правового государства.
Как комплексная многоаспектная система знаний, воспроизво
дящая философскую, правовую, эстетическую, политическую, со
циально-психологическую, педагогическую, организационно-управ
ленческую стороны правоприменительной практики, профессио
нальная этика и служебный этикет ставят перед собой конкретную цель и задачи по совершенствованию профессиональной деятельно
сти. Важнейшими среди них выступают:
(1) гуманизация, преодоление формализма, бюрократизма и коррупции, недопущение нарушения правовых и морально- этических норм среди сотрудников ОВД;
(2) борьба с профессиональной нравственной деформацией;
(3) привитие сотруднику полиции навыков должного поведения, основанных на уважении прав и свобод граждан,вежливости, такте.
Приблизить реальный облик сотрудника ОВД к идеальному — такова трудновыполнимая, но реальная задача первостепенной зна
чимости, поскольку от ее разрешения зависят поддержка государст
венной политики населением, уважение к представителям государ
ственной власти, а также престиж конкретных должностных лиц и службы по защите правопорядка и общественной безопасности в целом.
Конечно, многое зависит от интеллектуального потенциала, компетенций, знаний, умений, навыков самого специалиста, но, пожалуй, наиболее важным фактором выступает культура личности, его нравственность и гармоничность, гуманистическая направленность
224
мировоззрения. Только высококультурный сотрудник сможет в полной мере осуществлять возложенные на него функции и задачи по защите граждан и общества от несправедливости и противо
правных деяний.
В основе жизнедеятельности современного общества лежат гу
манистические ценности: уважение и признание значимости лично
сти человека, его прав и свобод, ориентация в повседневной жизни на «золотое правило нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Когда на гуманистические ценности опираются в своей жизни и деятельности сотрудники полиции, то, как правило, соз
даются благоприятные условия для свободного и полноценного развития большинства членов общества.
Гуманистические ценности находят прямое воплощение в эти
кете, где всеобщее уважение к человеку независимо от его соци
альной, этнической, культурной принадлежности является свиде
тельством демократизации и оценивается как нравственная добро
детель, показатель моральной цивилизованности и этической нор- мированности. Уважение к другим людям дает основания и для ис
тинного самоуважения человека. А это крайне важно для защитни
ков правопорядка, так как в полной мере уважать других может только тот, кто уважает себя сам и уважаем другими людьми.
Поскольку деятельность сотрудника ОВД осуществляется, как правило, в процессе общения, взаимодействия с другими людьми, существенное значение приобретает умение правильно себя вести в различных ситуациях, грамотно говорить, соблюдать правила при
личия, а также иметь благоприятный внешний облик. В идеале же облик сотрудника полиции должен представлять собой своеобраз
ный ансамбль, где мировоззрение, поведение, манеры, речь, внеш
ность и одежда сливаются в единый гармоничный образ защитника законности и правопорядка. Именно такой образ соответствует со
циальным ожиданиям российского общества.
225
правных деяний.
В основе жизнедеятельности современного общества лежат гу
манистические ценности: уважение и признание значимости лично
сти человека, его прав и свобод, ориентация в повседневной жизни на «золотое правило нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Когда на гуманистические ценности опираются в своей жизни и деятельности сотрудники полиции, то, как правило, соз
даются благоприятные условия для свободного и полноценного развития большинства членов общества.
Гуманистические ценности находят прямое воплощение в эти
кете, где всеобщее уважение к человеку независимо от его соци
альной, этнической, культурной принадлежности является свиде
тельством демократизации и оценивается как нравственная добро
детель, показатель моральной цивилизованности и этической нор- мированности. Уважение к другим людям дает основания и для ис
тинного самоуважения человека. А это крайне важно для защитни
ков правопорядка, так как в полной мере уважать других может только тот, кто уважает себя сам и уважаем другими людьми.
Поскольку деятельность сотрудника ОВД осуществляется, как правило, в процессе общения, взаимодействия с другими людьми, существенное значение приобретает умение правильно себя вести в различных ситуациях, грамотно говорить, соблюдать правила при
личия, а также иметь благоприятный внешний облик. В идеале же облик сотрудника полиции должен представлять собой своеобраз
ный ансамбль, где мировоззрение, поведение, манеры, речь, внеш
ность и одежда сливаются в единый гармоничный образ защитника законности и правопорядка. Именно такой образ соответствует со
циальным ожиданиям российского общества.
225
Библиографический список
1. Абрамова JI.П. Курс лекций по этике. СПб.: Северо-Западная
Академия госслужбы при Президенте РФ, 2001.
2. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учеб. пособие. Хаба
ровск, 1999.
3. Аминов И. И. Юридическая психология: Учеб. пособие для сту
дентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юрис
пруденция». М., 2007.
4. Аминов И.И., Дедюхин К. Г., Усиевич А. Р. и др. Юридическая этика:
Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям
«Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М., 2010.
5. Антология кинизма. М.: Наука, 1984.
6. Аттватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правиль
но слушать собеседника. М., 1984.
7. Более половины россиян доверяют полиции — данные соцопро- сов. [Электронный ресурс] / / URL: http://www.eureca.unn.ru/ (да
та обращения: 30.03.2014). http://mvd.ru/news/item/834973 8. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 19. М.: Большая
Российская энциклопедия, 2012.
9. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики права к мировоззрению: Учеб. пособие. М., 1998.
10. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права:
Учебник. М., 2007.
11. Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции:
Монография. М., 2009.
12. Гришин А.А., Пылев С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А. В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие /
Под. ред. проф. С.С. Пылева. М., 2009.
13. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах пограничной службы России. Т. 2. М., 2000.
14. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.
15. Гусейнов А.А. Этика (Краткий философский обзор истории эти
ки) / / Вопросы философии. 1999. № 8.
16. Гусейнов А.А.. Дубко Е.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Эксмо-
Пресс, 2010.
17. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко.
М., 2005.
226
18. Дворянкина Т. С. Уважение чести и достоинства личности как нравственная основа судебного разбирательства: Монография.
М., 2007.
19. Ильин НА. О сопротивлении злу силою / / Соч.: В 2 т. М., 1993.
20. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999.
21. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / / Соч.:
В 8 т. М., 1967.
22. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2006.
23. Мильнер-Иринин Я.А. Этика, принципы истинной человечности.
М., 1999.
24. Мицич П. Как проводить деловые беседы: Пер. с серб.-хорват.
М., 1987.
25. Москалъкова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания
(стадия предварительного расследования). М., 1996.
26. Нарский И.С. Иммануил Кант. М.: Мысль, 1976.
27. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового чело
века. М., 1996.
28. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел:
Учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД
России юрид. профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко.
М., 2008.
29. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред.
В.Я. Кикотя. М., 2013.
30. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел:
Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД Рос
сии, 2001.
31. Систематический сборник узаконений для чинов городской по
лиции / Чулков И.М. СПб., 1889.
32. Саблин М. Т. Взыскание долгов: от профилактики до принужде
ния: Практ. пособие для практикующих юристов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.
33. Сокова З.К Профессиональная этика: Курс лекций. М.: ЦИ и
НМО КП МВД России, 2000.
34. Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы / / Новый мир. 1974. № 3.
35. Щеглов А.В., Горохова В.В., Реуцкая Г.М. Профессиональная этика и служебный этикет. М.: МосУ МВД России, 2011.
36. Эриашвили НД. Профессиональная этика российского полицей
ского / / Вестник Московского университета МВД России. 2012.
№ 1.
37. Юридическая педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучаю
щихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2004.
38. Schuppe, Wilhelm. Grundziige der Ethik und Rechtsphilosophie-Saar- briicken: VDM, Muller, 2007.
227
Приложения
Приложение 1
Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ и СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
I. Общие положения
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных слу
жащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее —
Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации, Международного кодекса пове
дения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генераль
ной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса пове
дения для государственных служащих (приложение к Рекомендации
Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. NK (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного зако
на «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников
Содружества Независимых Государств (Постановление № 19—10 от
26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ
«О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе
ме государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципаль
ных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа
2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведе
ния государственных служащих» и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравст
венных принципах и нормах российского общества и государства.
2.
Типовой кодекс является основой для разработки соответствую
щими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих
228
Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государ
ственные (муниципальные) служащие).
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов про
фессиональной служебной этики и основных правил служебного пове
дения, которыми должны руководствоваться государственные (муници
пальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государст
венную службу Российской Федерации либо муниципальную службу
(далее — государственная и муниципальная служба), обязан ознако
миться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типово
го кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожи
дать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государствен
ных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной мо
рали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительно
го отношения к государственной и муниципальной службе в общест
венном сознании, а также выступает как институт общественного соз
нания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) слу
жащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных
(муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Рос
сийской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответст
венность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высо
ком профессиональном уровне в целях обеспечения эффектив-
229
ной работы государственных органов и органов местного само
управления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципаль
ных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответ
ствующего государственного органа и органа местного само
управления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государ
ственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в це
лях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влия
ния на их служебную деятельность решений политических пар
тий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и прави
ла делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с граж
данами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро
дов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и кон
фессий, способствовать межнациональному и межконфессио- нальному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомне
ние в добросовестном исполнении государственным (муници
пальным) служащим должностных обязанностей, а также избе
гать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репу
тации или авторитету государственного органа либо органа ме
стного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Фе
дерации меры по недопущению возникновения конфликта инте
ресов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
230
управления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципаль
ных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответ
ствующего государственного органа и органа местного само
управления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государ
ственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в це
лях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влия
ния на их служебную деятельность решений политических пар
тий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и прави
ла делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с граж
данами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро
дов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и кон
фессий, способствовать межнациональному и межконфессио- нальному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомне
ние в добросовестном исполнении государственным (муници
пальным) служащим должностных обязанностей, а также избе
гать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репу
тации или авторитету государственного органа либо органа ме
стного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Фе
дерации меры по недопущению возникновения конфликта инте
ресов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
230