Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ративно-правовые санкции. Для самого же сотрудника ОВД мо­
рально-этические нормы являются надежными ориентирами в ре­
шении возникающих в процессе служебной деятельности проблем.
Вместе с тем создание какие-либо официальных схем должного по­
ведения бывает весьма затруднительно, поскольку духовно­
нравственные проблемы нелегко поддаются формализации. С дру­
гой стороны, нельзя рассчитывать, как заметил французский фило­
соф XIX в. Огюст Конт, что идеи порядка и гармонии победят сами по себе и все само собой образуется. Без стремления коренным об­
разом оздоровить нравы не только людей избранных, но и широких масс, считал он, можно добиться лишь временного успеха и благо­
получия1.
Одна из давних, опробированных практикой идей упорядочива­
ния отношений в сфере осуществления правоохранительной дея­
тельности — создание морального кодекса поведения сотрудников органов внутренних дел, представляющего собой систему определен­
ных нравственных стандартов, конкретных норм поведения особой социально-профессиональной группы, главная задача которой — обеспечение реализации служебных функций.
Моральный кодекс не регламентирует частную жизнь служащего полиции, не ограничивает его права и свободы вне службы. В то же время кодекс определяет моральные основы его профессиональной деятельности, устанавливает четкие нормы его служебного поведе­
ния, которые не только позволяют исключить конфликт интересов с опорой на воспитательные меры и общественное мнение, но и предусматривают конкретную ответственность2.
Кодекс профессиональной этики как регулятор поведения не является изобретением сегодняшнего дня. Более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая (Бусидо Сосинсю), представляющий собой свод этических правил профессионального воина, которые регла­
ментировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни3.
В наше время существуют диаметрально противоположные мнения о значении кодексов поведения тех, кто находится на госу­
дарственной службе: некоторые исследователи видят в них чуть ли не панацею, другие умаляют значение этого документа4. Так,
А. Блум, профессор Чикагского университета, считает, что отсутст­
1 См.: Конт О. Дух позитивной философии / / Западноевропейская социология
XIX века. Вып. 1. М., 1996. С. 6 1-84.
2 См.: Кошева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы / / Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Социология власти: Вестник социологического центра РАГС. № 1. М., 2004. С 109-115.
3 См.: Клири Т. Кодекс самурая. Ростов н/Д, 2001.
4 4 См.: Реферативный бюллетень. 2003. № 3 (49). Государственная служба за рубежом. Этика государственного служащего. М.: РАГС, 2003. С. 72.
64

вие системы моральных координат не смогут заменить никакие ис­
кусственно созданные этические кодексы. С.Д. Линч и С.И. Линч
(США) считают, что создание специальных моральных кодексов
«превращает государственных служащих в особую закрытую обще­
ственную группу, что в конечном итоге умаляет демократию».
Другое мнение у Э. Глора (Канада), считающего, что «этические кодексы (кодексы поведения) могут рассматриваться как полезные инструменты утверждения необходимых ценностей и ориентиров этического поведения, как методы борьбы с коррупцией, более гибкие по сравнению антикоррупционными законами»1. В статье «Кодексы поведения и три поколения государственных служащих» Глор ука­
зывает на три взаимодополняющие задачи кодексов поведения:
(1) создают конкретный механизм, который стимулирует лич­
ную ответственность;
(2) помогают создавать общую атмосферу взаимоотношений;
(3) устанавливают нормы-принципы, вводят процедуры и опре­
деляют меры наказания.
По своей юридической сути кодексы профессиональной этики являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку при­
нимаются органами профессиональных сообществ, а не государст­
венными законодательными органами. Однако это не принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи, когда нормы этических кодексов тех или иных профессиональных групп становились настолько актуальными, что заимствовались действующим законодательством. В результате нравственный запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его на­
рушение. К примеру, сформулированный еще основателем психо­
анализа Зигмундом Фрейдом в этических правилах проведения пси­
хоаналитических сеансов запрет на интимные отношения психо­
аналитика с пациенткой был криминализирован в Германии (§ 174с
УК ФРГ) и некоторых других западноевропейских странах.
Приказом министра внутренних дел от 31 октября 2013 г. № 883
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации2 признан утратившим силу. До подго­
товки Департаментом государственной службы и кадров МВД Рос­
сии (до 1 июля 2014 г.) нового проекта Кодекса профессиональной этики предписано руководствоваться Типовым кодексом этики и слу­
жебного поведения государственных служащих Российской Федерации
и муниципальных служащих3. Этот документ устанавливает основные
(общие) принципы и правила служебного поведения работников российской системы государственных (муниципальных) органов
1 Реферативный бюллетень. 2003. № 3 (49). С. 29.
2 Утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
3 Одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодейст­
вию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
65


Нарушение норм и правил Кодекса подлежит моральному осуж­
дению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, вле­
чет применение мер юридической ответственности. Соблюдение сотрудниками Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Будучи отражением профессионально-этической системы, ее состояния в конкретный момент времени, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Фе­
дерации и муниципальных служащих не может быть чем-то раз и навсегда данным, застывшим.
В соответствии с изменениями в целях и задачах профессио­
нальной деятельности Кодекс должен периодически пересматри­
ваться, подвергаясь большим или меньшим изменениям, постоянно совершенствоваться. Однако в период своего действия профессио­
нально-этический кодекс представляет собой документ, обязательный для руководства в профессиональной повседневной деятельности.
Таким образом, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципаль­
ных служащих — важнейший нормативный акт, регламентирующий профессиональную деятельность наравне с действующим законода­
тельством. Его знание и соблюдение — не только условие профес­
сионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого слу­
жащего полиции, но и настойчивое требование общества ко всем представителям государственных органов и государственной службы.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните сходство и различие между правом и моралью. Возмож­
ны ли между ними противоречия? Аргументируйте свои ответы.
2. Что объединяет мораль и политику? Приведите примеры противо­
речия моральных принципов политическим взглядам, традициям.
3. Что общего между религией и моралью. Почему «не укради», «не убий», «не лги» являются одновременно как правовыми, религи­
озными, так и нравственными заповедями?
4. Что связывает мораль и искусство? Почему одно невозможно без другого?
5. Каково нравственное содержание присяги сотрудника органов внутренних дел РФ? Какова ее социальная ценность? Почему отличительными ее особенностями являются конкретность и лаконичность?
6. Раскройте смысл Типового кодекса этики и служебного поведе­
ния государственных служащих Российской Федерации и муни­
ципальных служащих, а также других актов с позиции нравствен­
ного воспитания сотрудников органов внутренних дел.
67


V в. до н.э. и заключавшегося в том, что законы природы и законы морали существенно различаются. Если законы природы постоянны и имеют обязательный характер, то нормы морали изменчивы в зависимости от нравов и обычаев, существующих у тех или иных народов в те или иные времена. При этом источником обоснования моральных норм оказывался разум. Это открытие софистов было подхвачено и развито Сократом и Платоном1.
В то же время было бы несправедливым отрицать существова­
ние философской этики у мыслителей, живших в досократовский период. Нет сомнений в том, что она существовала у пифагорейцев
(VI—IV вв. до н.э.), у Гераклита (544—483 до н.э) и Демокрита (ок.
460 — ок. 370 до н.э) если не как законченная стройная система, то в виде ряда обобщений, находящихся в логической связи с их мета­
физическими воззрениями. Это так называемый период предэтики, когда впервые обнаруживаются те общие этические принципы, ко­
торые были положены в основание теорий позднейших философов- моралистов.
В моральной традиции древнейшего периода греческой мысли существовали два противоположных понимания добродетели: ге­
роический идеал самоутверждения, разрушение всяких границ и пределов личности, нашедший свое воплощение в героях Гомера
«Илиада» и «Одиссея», и идеал соразмерности, соответствующий принципу на дельфийском храме, который отстаивали семь мудре­
цов — «Ничего сверх меры».
Этическая проблематика в трудах древнегреческих философов появляется примерно в VIII—V вв. до н.э., но окончательное ста­
новление этики происходит только в классическую эпоху (IV в. до н.э.). Это было связано с утверждением в большинстве греческих государств-полисов демократического правления.
Новый образ жизни потребовал от человека способности осоз­
навать и выражать свои интересы, формулировать свои позиции и доказывать их истинность. Это вызвало появление V в. до н. э. ф и­
лософского направления софизма и софистов, преподавателей фи­
лософии. Этическую концепцию софистов можно выразить в тези­
се, провозглашенном Протагором (ок. 490 — ок. 420 до н.э.): «Че­
ловек, мера всех вещей», согласно которому человек сам является критерием добра и зла, нет никакого объективного содержания добродетелей, моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, т.е. являются относительными.
1 См.: Гусейнов А.А., Дубко Е.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Эксмо-Пресс,
2010. С. 8 - 9 .
69


Признавая равнозначными мудрость и благоразумие, Сократ признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если чело­
век, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствует­
ся этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравст­
венно безобразное, избегает его.
В системе ценностей Сократа совпадали мораль и мудрость, достичь которых возможно постоянным критическим осмыслением своего собственного знания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но, изменив свой способ мышления, человек может познать, что есть добро и зло, и впредь следовать только добру1.
Под влиянием учения Сократа во времена античности возникли так называемые сократические школы, развивавшие разные аспек­
ты учения своего учителя.
Первая школа — киренаики — была основана в IV в. до н.э. уче­
ником Сократа Аристиппом из Кирены. Он считал, что главная цель в жизни человека — получение наслаждения, которое и является высшим благом. Представители этой школы полагали, что удоволь­
ствие есть благо само по себе, оно не зависит от способа удовле­
творения и может вызываться даже самыми безобразными вещами.
Удовольствия различаются по степени интенсивности, поэтому те­
лесные удовольствия предпочтительнее духовных.
Наслаждение — это ярко выраженное положительное пережи­
вание, следовательно, отсутствие страдания — это еще не наслаж­
дение. Счастье — это совокупность наслаждений, и стремиться к ним надо ради них самих. При этом не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем сво­
бодно распоряжаться. Вместе с тем переизбыток наслаждений при­
водит к страданиям. Чтобы этого избежать, следует обратиться к разуму. Следовательно, знания ценны не сами по себе, они нужны для того, чтобы лучше наслаждаться. Добродетель — умение господ­
ствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями.
Вторую школу — киников (букв, др.-греч. собаки) — представляли ученики Сократа Антисфен и Диоген, которые считали, что доброде­
тель свободна от любых внешних требований, а личность автономна от всех социальных институтов. Так, Антисфен развивая принципы
Сократа, утверждал, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Для достижения бла­
га, полагал он, следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: (1) простоту жизни, следование собственной природе, презре­
ние к условностям; (2) умение с твердостью отстаивать свой образ
1 См.: Иодлъ Ф. История этики в новой философии: В 2 т. М., 1896—1898.
71