Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наде­
ляет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое — познание и истина, — но если идею блага ты будешь считать чем- то еще более прекрасным, ты будешь прав1.
Иными словами, все самое лучшее есть проявление идеи блага.
Именно благодаря предпочтительному отношению Платона идее блага удалось создать весьма сбалансированную картину миро­
здания, где не только все согласовано, но и находится в соответст­
вии с высокими принципами нравственности.
Мораль, по Платону, возвышается над реальными людьми, она достояние «неба», где пребывают всеобщие образцы блага, справед­
ливости, добра и др. «Небесный» мир выступает у него как единст­
венный реально существующий, порождающий все многообразие земного мира. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспо­
рядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами ду­
ши стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым. Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь возможны только по мере отрешения души человека от всего земного.
Душа человека, согласно воззрениям Платона, состоит из трех частей — разумной, волевой и чувствующей. При этом каждой час­
ти души соответствует определенная степень ее совершенства, дос­
тижение которой влияет на степень добродетели человека. Разумно­
сти соответствует мудрость, чувствам — умеренность. Добродетель человека зависит от того, какая способность его души является преобладающий и от степени совершенства этой способности. Ка­
ждый человек должен вести такой образ жизни и заниматься такой деятельностью, которая соответствует части его души. В этом случае земная жизнь людей в обществе будет приближаться к порядку иде­
ального мира2.
Исходя из этого, Платон создал идеальную картину общества, где имеются три сословия, каждое из которых обладает своими доб­
родетелями. Первое сословие — правители-философы, главная доб­
родетель которых — мудрость. Они наделены даром заглядывать в мир идей, им доверено решать все государственные дела: кому из людей принадлежать, к какому сословию, подбирать супружеские пары для лучшего потомства и т.д. Второе сословие — воины- стражи, главная добродетель которых — мужество, и они должны хорошо различать, чего бояться, а чего — нет. Воины, как и прави­
1 Платон. Диалоги. М., 1986. С. 311.
2 См.: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. С. 15—16.
73

несла моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потусто­
роннего и сверхъестественного. Основным источником морального учения христианства является Священное Писание, согласно кото­
рому мир сотворен Богом. Христианской этике на основе Учения о
Боге — теологии удалось сформулировать позитивный общедоступ­
ный нравственный идеал. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, а сверхъестествен­
ное началоБог. Мораль, добродетели, нравственные заповеди есть результат откровения. Они неизменны и вечны. Гарантией их суще­
ствования и действенности является Бог
Притягательная сила средневековой христианской этики со­
стояла и состоит в том, что она дает ясные и простые ответы на вопросы о несовершенстве и жестокости мира, обещает избавление от зла и бедствий для отдельного человека.
Постулаты христианской средневековой этики утверждают, что существует два вида бытия: абсолютное бытие, то есть Бог, и сотво­
ренное Богом бытие — природа и человек. Человек, как подобие и образ Бога, имеет способность к духовной жизни, то есть служить
Богу и поддерживать установленный им порядок, в том числе и моральный.
Вместе с тем в мире существует конкретное эмпирическое зло, возникшее из человеческого греха. Зло не было создано Богом и является лишь результатом своеволия людей, уклонением их от ис­
полнения велений Бога. На вопрос, в чем состоит природа зла, христианство отвечает так: в неправильном употреблении свободы воли, в следовании собственным целям, а не божественному порядку.
Первые люди ослушались Бога и были изгнаны из рая. Оказав­
шись в естественном, природном мире, человек, чтобы выжить, был вынужден заниматься практическими делами, отошел от Бога и впал в грех. Первородный грех наследуется от поколения к поколе­
нию и поэтому все человечество погрязло во грехе. Греховность — это всеобщее качество людей, вытекающее из свободы и гордыни человека. Она ослабляет душу человека и склоняет его ко злу. Че­
ловек слишком слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла и страданий.
Христианство полагает, что человек способен обрести счастли­
вое бессмертие только через Бога. Все бедствия человеческой жизни — бедность, болезни, вражда, насилие, злоба — проявления всеобщей человеческой греховности. Конечно, Бог мог создать человека не­
способным нарушить его заповеди, но тогда все добродетели поте­
ряли бы свою цену, так как не были бы результатом свободного сознательного выбора. Поэтому всесильный Бог сознательно огра­
ничил свое могущество, наделив сотворенного им человека свобо­
дой воли. Он поставил человека во главе живых существ, дал ему
76

заповеди, чтобы тот им свободно следовал. Однако человек, пожелав сам стать как Бог и жить по своей воле, нарушил божественные заповеди, чем породил грех и склонность ко злу.
Быть нравственным — это значит соблюдать запреты и заповеди
Бога, не отступать от пути, предначертанного им. Следовательно, религиозность и нравственность тождественны.
Человек может получить моральные ценности от Бога естест­
венным путем. Так, в процессе творения души Бог закладывает оп­
ределенные нравственные чувства (совесть, стыд, благородство и др.), которые предопределяют дальнейшее нравственное развитие личности. Однако для нравственного поведения людей этого оказы­
вается недостаточно. Подверженные жизненным соблазнам и ис­
кушениям люди могут не услышать или не понять голос собствен­
ной совести. Поэтому им необходимы заповеди, предписания, ко­
торые содержатся в Библии.
Спасение человека от греховности осмысливается в христиан­
ской этике как восстановление утраченной духовной связи человека с Богом, обретение с ним полного духовного единения в Царстве
Божием.
Люди приобщаются к Богу, прежде всего, через любовь, которая является ведущей христианской добродетелью. Духовная связь меж­
ду человеком и Богом основывается в христианстве не на страхе, не на долге, а на любви. Христианская любовь бескорыстна, деятельна и милосердна. Она делает невозможным отвечать злом на зло. Хри­
стианская любовь, понимаемая как этический идеал, не восторгает­
ся врагами, но она учит их прощать и, если надо, вступать с ними в диалог. Заповедь любви — любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу, — является краеугольным камнем религи­
озно-нравственного учения христианства.
Любовь предполагает смирение. Оно означает отказ от собст­
венного своеволия и выражается в умении обуздать свои страсти.
Смирение невозможно без веры. Смирение и вера подразумевают надежду. Надежда означает, что каждый отдельный человек нахо­
дится под покровительством Бога и всегда может на него поло­
житься. Христианство осуждает пессимизм, тоску, поскольку они означают эмоциональное недоверие к Богу, сомнение в его мило­
сердии и справедливости.
В христианстве нравственные заповеди обращены к внутренне­
му человеку. Высшей нравственной инстанцией является не долг, а
совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Бо­
гом. Совесть же есть голос свободного духа, делающего человека независимым от природы и общества, подчиняющимся только соб­
ственной высшей правде.
Таким образом, христианская этика возвышает мораль над дру­
гими формами духовного освоения мира (кроме религии), придав
77

ей абсолютный характер, освятив авторитетом Бога. Христианство показало равенство и одинаковость всех людей перед Богом, а фак­
тически — в своих нравственных возможностях. Оно утвердило воз­
вышенный и бескорыстный характер нравственности1.
Средневековая христианская этика за тысячу лет своего разви­
тия прошла несколько этапов — патристика (IV—V вв.), схоластика
(XI—XIII вв.), этика протестантизма (XV в.), на протяжении кото­
рых представления о добродетелях и путях их достижения несколько менялись. Неизменной оставалась идея нацеленности действий и по­
мыслов человека на единое и высшее Благо — Бога. С XIV—XV вв., в эпоху Возрождения, в этике на первый план выдвигается проблема
человека. А главным моральным принципом становится принцип
гуманизма (от лат. homo — человек). В этике этого периода Человек в значительной степени заменил собой божественные сущности, особую ценность обретает Человеческая личность во всех своих проявлениях, ее оригинальность и индивидуальность
3.3. Этика Нового времени
Новое время (XVII—XVIII вв.) — это эпоха грандиозных социально- экономических и политико-правовых преобразований, которые происходили на фоне духовного раскрепощения общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусто­
ронних — на земные, человеческие. Духовная жизнь Нового време­
ни взяла ориентир на новые ценности, сформировавшиеся в период
Возрождения и Реформации, а именно на развитие разума, науки и техники как основного условия общественного прогресса.
Главным носителем разума стал человек, следовательно, этика должна была основываться на жизненных потребностях и интересах людей. Важнейшим устремлением этого времени было желание спус­
тить мораль с небес на землю, связать ее с условиями реальной жиз­
ни, найти объяснение кризисных явлений не высшей и абсолютной предопределенностью, а жизненными причинами и факторами.
Этика Нового времени отказалась от идеи сверхъестественного источника морали и устремилась к практике и опыту, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни. Она искала рационального обоснования нравственных установок.
Философы Нового времени определяли моральную ценность человеческих поступков характером знаний о мире природы и о существовании человека. Показательны в этом смысле учения
Б. Спинозы и И. Канта.
1 См.: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. С. 26—28.
78

его путем увеличения своей власти, своего совершенства, чтобы достичь как можно большей независимости от внешних причин.
Совершенствование человека сопровождается естественным чувством удовольствия (радостью), а уменьшение совершенства — печалью и неудовольствием.
Состояние души и тела, по Спинозе, выражают страсти (жела­
ния, аффекты). «Желание есть самая сущность человека». Все стра­
сти вытекают из стремления каждого к сохранению своего сущест­
вования. Понятие страсти выражает пассивные состояния человече­
ской души, порождаемые чувственным, недостоверным познанием.
Б. Спиноза называет рабством бессилие человека перед лицом сво­
их страстей, ибо в них выражается слабость человека, обусловлен­
ная его сущностью как природного существа. Таким образом, чув­
ственно-абстрактное знание, состоящее из смутных идей, порожда­
ет пассивные состояния (аффекты) человеческого тела и духа. Че­
ловек, мыслящий лишь о том, что он ощущает, скован своими страстями. Находясь на этом уровне познавательной деятельности, человек лишь частично осознает свои желания, не понимая их ис­
тинных причин.
Однако всякая страсть перестает быть пассивным состоянием, как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т.е. познает его (активные аффекты). Путь перехода от пассивных аф­
фектов к активным является путем добродетели, нравственного со­
вершенствования. То, что определяется пассивными состояниями, может также определяться разумом. Добродетель же находится в переходе от одного уровня детерминации к другому. В результате эгоизм, который движет поведением человека, становится мораль­
ным лишь тогда, когда он становится разумным эгоизмом.
Философ утверждал, что свобода человека — это познанная не­
обходимость. При этом у разных людей существуют различные сте­
пени свободы. Хотя познание бессильно перед страстями, оно само может стать страстью (любовь к познанию). Радость познания может подавить все другие страсти и тем самым привести человека к под­
линной свободе. Подлинная свобода, которая не нарушает природ­
ной необходимости, связана лишь с достоверным, рациональным познанием. Это знание позволяет понять необходимость, присущую всем природным вещам, и осознать себя звеном единой субстанции.
В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма. Он счи­
тал, что первая и единственная основа добродетели или правильно­
го образа жизни есть искание собственной пользы. Идеал нравст­
венного человека — мудрец, поднявшийся над эгоистическими ин­
тересами и избавившийся от страданий, связанных с попыткой вы­
ступить против необходимости. Рационалистическая методология
Спинозы позволила ему сформулировать основное требование эти­
ки: «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать».
80