Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — это принуждение, необходимость действовать вопреки эм
пирическим воздействиям.
Гипотетические императивы (относительные или условные им
перативы) говорят о том, что поступки эффективны для достиже
ния определенных целей (удовольствия или успеха). Например, приноси пользу другим людям, если хочешь, чтобы они делали по
лезное для тебя. Среди поступков этого типа могут быть поступки, сами по себе заслуживающие одобрения. В целом это поступки, которые сами по себе не могут осуждаться, они допустимы, легаль
ны. Этика легальных поступков соответствует области обыденного нравственного сознания.
Однако Кант признает этику, обосновывающую собственно мо
ральные поступки. Принципы морали восходят к одному верховно
му принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотноси
тельно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели.
Категорический императив гласит: «Относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда — как к средству». В нем утвер
ждается формальное выражение того идеала, который в соответст
вии с практическим (моральным) разумом человечества должен быть безотносителен к реальности.
В качестве условий применимости категорического императива
Кант выдвигает три постулата практического разума:
(1) полная автономия человеческой воли, ее свободы: «Ты дол
жен, значит, ты можешь»;
(2) надежда на счастье вопреки внутренним и внешним препят
ствиям: «Должно существовать бессмертие души человека»;
(3) в стремлении к счастью и стремлении к добродетели перене
сение надежд личности в сверхэмпирический мир: «Для пер
вого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать».
Так Кант вернулся к религии, показав, что религиозная вера есть следствие моральности человека.
Марксистская этика
Основатель марксизма немецкий философ и экономист Карл Маркс
(1818—1883) выводил этические взгляды и нормы морали из эконо
мических отношений, из социально-экономических условий суще
ствования классов.
Этика марксизма, с одной стороны, продолжает линию класси
ческой философии с ее принципом рационализма в объяснении морали. С другой стороны, марксизм преодолевает абстрактное мо
рализаторство через материалистическое понимание общественного
82
пирическим воздействиям.
Гипотетические императивы (относительные или условные им
перативы) говорят о том, что поступки эффективны для достиже
ния определенных целей (удовольствия или успеха). Например, приноси пользу другим людям, если хочешь, чтобы они делали по
лезное для тебя. Среди поступков этого типа могут быть поступки, сами по себе заслуживающие одобрения. В целом это поступки, которые сами по себе не могут осуждаться, они допустимы, легаль
ны. Этика легальных поступков соответствует области обыденного нравственного сознания.
Однако Кант признает этику, обосновывающую собственно мо
ральные поступки. Принципы морали восходят к одному верховно
му принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотноси
тельно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели.
Категорический императив гласит: «Относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда — как к средству». В нем утвер
ждается формальное выражение того идеала, который в соответст
вии с практическим (моральным) разумом человечества должен быть безотносителен к реальности.
В качестве условий применимости категорического императива
Кант выдвигает три постулата практического разума:
(1) полная автономия человеческой воли, ее свободы: «Ты дол
жен, значит, ты можешь»;
(2) надежда на счастье вопреки внутренним и внешним препят
ствиям: «Должно существовать бессмертие души человека»;
(3) в стремлении к счастью и стремлении к добродетели перене
сение надежд личности в сверхэмпирический мир: «Для пер
вого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать».
Так Кант вернулся к религии, показав, что религиозная вера есть следствие моральности человека.
Марксистская этика
Основатель марксизма немецкий философ и экономист Карл Маркс
(1818—1883) выводил этические взгляды и нормы морали из эконо
мических отношений, из социально-экономических условий суще
ствования классов.
Этика марксизма, с одной стороны, продолжает линию класси
ческой философии с ее принципом рационализма в объяснении морали. С другой стороны, марксизм преодолевает абстрактное мо
рализаторство через материалистическое понимание общественного
82
Марксистская этика не была воспринята индустриально разви
тыми странами, так как ее классовая сущность не соответствовала смыслу института частной собственности и принципам рыночной экономики. Практическое применение марксистская теория про
шла в России (СССР) путем принудительного насаждения наду
манных и утрированных идей равенства, братства, коллективизма.
Этика Фридриха Ницше
Немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844—1900) называл себя иммо
ралистом, иррационалистом, антихристом и т.п. Он объявил необ
ходимость великой переоценки ценностей, разработал иерархию страстей и обосновал идею воли к власти. Существующие формы морали, по его убеждению, стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности.
Переоценка ценностей, пред
лагаемая Ницше, была направле
на на высвобождение творческой энергии личности, которая сме
тает на пути утверждения своего
«я» все стереотипы, устоявшиеся ранее.
Для полного «освобождения жизни» человек должен ликви
дировать традиционные, ориен
тированные религией, навязы
ваемые внешним миром нравст
венные ценности.
Ценности, которые, по его мнению, подлежали переоценке, — это, прежде всего, христианско- социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита слабых. На смену им должны были прийти новые: власть сильных, индивидуализм, мораль гос
под, установки «сверхчеловека», который находится «по ту сторону добра и зла», он вне всяких ценностей. Ницше полагал, что в мире существует организующее начало, которое мы знаем в виде жизни.
Эту силу он называл волей к власти. Для Ницше жизнь — это стремление к полноте власти.
Ницше полагал, что западноевропейская культура шла к своему закату из-за того, что была ориентирована на идеалы, противоре
чащие жизни, воле к власти. Добиться перелома в европейской культуре, по Ницше, можно, лишь отказавшись от ее двух основ
ных иллюзий.
84
Одна из них — христианская мораль. Вред, причиненный хри
стианством европейской культуре, Ницше усматривал в противоре
чащем жизни утверждении слабости, всепрощения, ненасилия. Как пишет философ, христианство проповедуют калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Призывами к скромности и ра
венству эти плебеи пытаются оправдать свою бездеятельность, без
дарность, опустить до своего уровня способных и сильных.
Равенство — это другая иллюзия, лежащая в основе социализма, демократии. К равенству стремятся слабые, сильные избегают его всеми средствами. Люди в целях безопасности установили между собой равенство, противоречащее природе, считал Ф. Ницше. Об
щество, в его понимании, должно быть иерархическим по структуре и аристократическим по духу. Должна быть вершина общества, представленная немногими, а остальные должны стремиться к ней.
Нужно бороться против объединения слабых. Они тянутся друг к другу и оказываются сильнее одиноких героев.
Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна, он должен быть вне морали. Мораль нужна слабому. Мораль рабов, как угнетенных, должна уступить место морали господ.
Ницше был убежден, что мораль — это «учение об отношениях власти, при которых возникает феномен «жизнь». Она органичное свойство человека, мера его воли к власти. Нравственность, добро
детель знатного человека, в частности философа, аристократа, — это прямое выражение и продолжение его силы.
Провозглашая идею торжества жизни, Ницше выступал против возведения любых рамок, ее ограничивающих. Именно этим объяс
няется его нравственный декаданс, направленный против моральных устоев общества. «Чего добивается мораль?» — спрашивал Ницше.
И сам же отвечал: «Она добивается постоянного воспроизводства
«среднего человека», обывателя, лишенного творческого начала.
Мораль — это средство подчинить человека интересам рода и тем самым заставить работать для других.
Нравственность, добродетель, таким образом, — это потреб
ность, защита, способ жизни человека. Если у человека рабская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля очень сла
бая, то она не может найти выражение в поступке человека и пре
вращается в воображаемую месть, принимая форму морализации».
Главной ценностью у Ницше провозглашалась воля к власти, а главным героем — сверхчеловек. Идеал сверхчеловека с течением времени приобрел ярко выраженные расистские признаки.
У человека будущего — сверхчеловека — должна быть новая мораль, опирающаяся не на рассудок, а на волю. Главные заповеди будущей морали, предлагаемой Ф. Ницше, можно сформулировать следующим образом:
(1) люби самого себя;
(2) люди по природе не равны;
85
Швейцер выделял в жизни человека два периода:
(1) эгоистический, который посвящен удовлетворению частных стремлений;
(2) моральный, христианский, — это период самоотречения, слу
жения людям.
Взаимосвязь между ними со
стоит в том, что чем больше вни
мания человек уделял себе в пер
вой половине жизни, тем лучше он развил свои способности и тем более полезен будет людям во вто
рой части жизни.
По
Швейцеру, безнравствен
ным является вмешательство во внутренний мир человека, навязы
вание ему своих мнений и оценок.
Человек должен совершать только те поступки, за которые может не
сти полную ответственность.
При этом руководством к дей
ствию является чувство вины за благополучную эгоистическую жизнь. В частности, философ по
лагал, что жители богатых стран несут ответственность за страда
ния народов третьего мира.
Яркая черта личности и учения Швейцера — подвижничество — непосредственное служение людям. Он сформулировал основные признаки подвижничества:
(1) помощь в любых условиях и жизненных обстоятельствах;
(2) подвижник должен находиться в тех же условиях, что и те, кому он помогает, терпеть ту же нужду;
(3) деятельная помощь, а не просто сочувствие;
(4) чистота мотивов помощи.
Человек не должен использовать несчастье других для самоут
верждения, любования собой.
Философ-гуманист, Альберт Швейцер сам вел очень жертвен
ную жизнь. Он писал:
Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя лю
дям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — ка
кой бы скромной ни была его деятельность.
Альберт Швейцер:
«Этика — это безгранично рас
ширенная ответственность по отношению ко всему живущему»
87
Глава
Этические установки в деятельности царской полиции и советской
(российской) милиции
4.1. Нравственные основания полицейской службы в Российской империи
Основание Петром I российской полиции стало важным шагом в укреплении абсолютизма в России, формировании всей системы государственного управления. В ряду создания органов государст
венного контроля и политического сыска образование в 1715 г. в
Санкт-Петербурге полицейской канцелярии стало началом создания российской полиции1.
В 1721 г. Петром I был утвержден Регламент {устав) Главного
магистрата. Он провозглашал, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». То есть изначально полиция возникла как нравственно-правовой «инструмент» утверждения добропоря
дочности и человеческой безопасности в обществе, потому что ина
че было бы невозможным претендовать на роль «души гражданства»
(общества), как было сказано в петровском Регламенте.
С этого самого времени и вплоть до реформы 1861 г. на офи
церские должности в полицию, как правило, назначались те, кто прошел школу офицерства в российской армии с ее боевыми тра
дициями. Это были люди служебного долга, высокой чести и дос
тоинства, чья нравственная сущность совпадала с теми нравствен
ными целями, которые изначально ставились перед полицией2.
В 1782 г. в царствование Екатерины I I вышел документ, кото
рый кардинальным образом изменил деятельность российской по
лиции и по сей день считается одним «из самых замечательных па
мятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII века»3. Документ этот — «Устав
Благочиния, или Полицейский». В нем, пожалуй, впервые в истории
1 См.: Полиция и милиция России: Страницы истории. М., 1995. С. 4.
2 См.: Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя. М.,
2013. С. 173-185.
3 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. 1703—1903: Крат, ист. очерк. СПб., 1903. С. 57.
89
Примечательно, что почти на протяжении столетия в различных документах, непосредственно связанных с деятельностью россий
ской полиции, встречается указание на то, что одной из ее главных задач является «охранение добрых нравов», сохранение нравствен
ной целостности общества.
Таким образом, исполнение сотрудником своих функциональ
ных обязанностей как в прошлые времена, так и в нынешние свя
зано с исполнением правоприменительной деятельности во имя достижения нравственного благополучия в обществе. То есть как сто или даже двести лет назад, так и ныне «охранение нравов» (бла
гонравие) составляет смысл работы правоохранительных органов.
При этом охрана нравов возможна лишь при использовании нрав
ственных средств. Это особенно важно при «сопротивлении злу си
лою», а именно в таких ситуациях нередко оказываются сотрудники по роду своей деятельности.
Поскольку мораль и нравственность чрезвычайно консерватив
ны (и это величайшее благо, иначе бы каждая новая эпоха создава
ла мораль заново и в мире царил бы не только нравственный, но и правовой беспредел), в нашем случае было бы целесообразным обращение к профессионально-этическому опыту российских правоохранительных орга
нов прошлого в целях его творческого применения в наши дни. Общность культурных традиций настоящего и прошлого, а также сопоставление его с деятельностью зарубежной полиции де
лают этот опыт бесценным. Так, если главным оружием городового в России всегда были «вежливость, находчивость и российская сметка», то в Европе по
лицейский уже в конце XIX в. был воо
ружен каучуковой дубинкой, веревочной петлей с палочками, которая накидыва
лась на запястья задержанному1.
Анализ различных документов ми
нувших лет показывает, что среди нравственных качеств, которыми дол
жен был обладать полицейский, первостепенными были: долг, со
весть, справедливость, честь, достоинство. Однако в перечне этих важнейших качеств главное место занимали верность императору и верность присяге. В «Клятвенном обещании околоточных надзирате
лей» (присяге) 1894 г. сказано, что полицейский обещает «верно и
1 См.: Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. СПб., 1901. С. 10.
91
нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота сво
его до последней капли крови» быть преданным императору. На это же нацеливает и «Инструкция городовым московской полиции». В ней, в частности, говорится, что городовой должен «питать в душе своей непоколебимую преданность государю императору, исполнять службу его императорского величества по совести»1. Аналогичное указание мы встречаем и в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи», в которой указывается, что чины стражи,
«храня непоколебимо преданность государю императору, службу его императорского величества должны исполнять честно, по совести, памятуя священные слова присяги»2.
Поскольку в дореволюционное время русского человека с детства вос
питывали в духе священного отноше
ния к Богу и государю, требование быть верным императору для полицей
ских, как и всех подданных империи, означало не слепое поклонение, а вер
ность государю как гаранту личности и собственности. Проводя параллель с современностью, это означает, что со
трудник органов внутренних дел дол
жен хранить верность президенту стра
ны как гаранту конституционных прав граждан, то есть охранять не интересы отдельной партии или ее членов, а быть защитником интересов личности и собственности граждан.
Представляются важными слова в тексте присяги о том, что околоточный надзиратель клялся исполнять свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до последней капли крови».
То есть, оказавшись в ситуации выбора, когда нет никаких внеш
них «контролеров», кроме собственной совести, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался не допустить неспра
ведливости, чего бы это ему ни стоило.
Есть еще одно актуальное для нас положение присяги, смысл которого заключается в том, что полиция — опора государства, а любой чин полиции есть человек государственный, и потому его долг состоит в том, чтобы посвятить всего себя служению обществу
(народу, гражданам).
Для полицейского как человека государственного проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом была всегда первостепенной значимости. Сложный узел этих взаимоотношений
1 Инструкция городовым московской полиции. М., 1883. С. 6.
2 Инструкция лпя стражников уездной полицейской стражи. Ревель, 1913. С. 3.
92
его до последней капли крови» быть преданным императору. На это же нацеливает и «Инструкция городовым московской полиции». В ней, в частности, говорится, что городовой должен «питать в душе своей непоколебимую преданность государю императору, исполнять службу его императорского величества по совести»1. Аналогичное указание мы встречаем и в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи», в которой указывается, что чины стражи,
«храня непоколебимо преданность государю императору, службу его императорского величества должны исполнять честно, по совести, памятуя священные слова присяги»2.
Поскольку в дореволюционное время русского человека с детства вос
питывали в духе священного отноше
ния к Богу и государю, требование быть верным императору для полицей
ских, как и всех подданных империи, означало не слепое поклонение, а вер
ность государю как гаранту личности и собственности. Проводя параллель с современностью, это означает, что со
трудник органов внутренних дел дол
жен хранить верность президенту стра
ны как гаранту конституционных прав граждан, то есть охранять не интересы отдельной партии или ее членов, а быть защитником интересов личности и собственности граждан.
Представляются важными слова в тексте присяги о том, что околоточный надзиратель клялся исполнять свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до последней капли крови».
То есть, оказавшись в ситуации выбора, когда нет никаких внеш
них «контролеров», кроме собственной совести, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался не допустить неспра
ведливости, чего бы это ему ни стоило.
Есть еще одно актуальное для нас положение присяги, смысл которого заключается в том, что полиция — опора государства, а любой чин полиции есть человек государственный, и потому его долг состоит в том, чтобы посвятить всего себя служению обществу
(народу, гражданам).
Для полицейского как человека государственного проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом была всегда первостепенной значимости. Сложный узел этих взаимоотношений
1 Инструкция городовым московской полиции. М., 1883. С. 6.
2 Инструкция лпя стражников уездной полицейской стражи. Ревель, 1913. С. 3.
92
цейские охраняют покой граждан и нередко выполняют долг ценой своей жизни. Далее автор писал, что «при массе труда, при постоян
ной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не материальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служа
щие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам полицейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны го
сударства и его высоких чиновников — тех, кто преданно служил
Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира
4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоотверженное выпол
нение служебного долга».
В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор
Якунин издал специальный приказ по полиции Самарской губер
нии, в котором отмечал: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высо
чайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную годину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2.
Таким образом, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — нравственные
традиции российской полицейской службы.
Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы того периода соответствовали нравственным ценностям и воспитанию русского человека. В частности, особый смысл и значение придавалось доброму имени любого человека, вне зависимости от его социального положения (крестьянин, купец, дворянин). Эта национальная тради
ция также нашла свое отражение в упомянутой ранее «Инструкции городовым», которой предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»3. Повелевалось не только блюсти личную нравст
венность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, сообщая о них ближайшему начальнику.
Вместе с тем руководители полицейского ведомства всегда стремились к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кандидата нравственные требо
вания часто имели решающее значение. В частности, предписыва
лось осуществлять «строгий подход к нравственным качествам кан
дидатов на службу и строгую разборчивость при определении на должности»4.
1 Вестник полиции. 1907. № 1. С. 4.
2 Там же. С. 5.
3 Инструкция городовым московской полиции. С. 6.
4 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 179.
94
ной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не материальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служа
щие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам полицейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны го
сударства и его высоких чиновников — тех, кто преданно служил
Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира
4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоотверженное выпол
нение служебного долга».
В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор
Якунин издал специальный приказ по полиции Самарской губер
нии, в котором отмечал: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высо
чайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную годину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2.
Таким образом, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — нравственные
традиции российской полицейской службы.
Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы того периода соответствовали нравственным ценностям и воспитанию русского человека. В частности, особый смысл и значение придавалось доброму имени любого человека, вне зависимости от его социального положения (крестьянин, купец, дворянин). Эта национальная тради
ция также нашла свое отражение в упомянутой ранее «Инструкции городовым», которой предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»3. Повелевалось не только блюсти личную нравст
венность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, сообщая о них ближайшему начальнику.
Вместе с тем руководители полицейского ведомства всегда стремились к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кандидата нравственные требо
вания часто имели решающее значение. В частности, предписыва
лось осуществлять «строгий подход к нравственным качествам кан
дидатов на службу и строгую разборчивость при определении на должности»4.
1 Вестник полиции. 1907. № 1. С. 4.
2 Там же. С. 5.
3 Инструкция городовым московской полиции. С. 6.
4 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 179.
94