Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
как и Кант, обратил внимание на взаимодействия субъекта и объекта.
Родственна с мюллеровской концепцией «теория иероглифов», или «те- ория символов», немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821–
1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агности- цизма был
конвенциализм А. Пуанкаре (1854–1912). Согласно конвен- циализму различные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учёными; но теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов. В наши дни встречаются многие разновидно- сти агностицизма. Агностические концепции появляются не из наивно- примитивного нигилизма в отношении к познанию, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно слож- ным характером и процессом её отображения в сознании субъекта.
Познавательно-реалистическая. Эта позиция имеет многих ярких представителей, среди которых Платон, Аристотель, Ф. Аквинский,
Н. Кузанский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Гегель, Маркс, Ж.-П. Сартр и др. Для них характерна вера в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов. Ими признаётся положение о познаваемости ми- ра (хотя, конечно, мир в целом для них тоже не постижим, ибо мир бесконечен). Сторонники этого направления не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вме- сте с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опи- раются при этом на ясность и отчётливость мысли об объектах и их сущности, другие — на общезначимость получаемых результатов, тре- тьи — на невозможность существования человека без адекватного от- ражения законов объективного мира, четвёртые указывают на практи- ку, как на ведущий критерии при определении достоверного знания.
4.2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ
Субъект познания — это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Субъектом является, прежде всего, индивид, наделённый сознанием.
Но субъект — это и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные эксперимен- тальные установки, приборы, компьютеры и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе.
На уровне индивидов или учёных те же самые приборы оказывают- ся лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество в процессе своего развития считается
универсальным субъектом в том смысле, что в нём объединены субъекты всех других уровней, лю- ди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует


74
свои познавательные возможности лишь через познавательную дея- тельность индивидуальных субъектов.
Объект — это то, что познается субъектом, на что направлена пред- метно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъ- екта. «Объект» и «объективная реальность» — не совпадающие по- нятия. Электрон вплоть до конца XIX в. не был объектом, хотя был частью объективной реальности.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида — объект для психолога. Каждый чело- век способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, чувства, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума су- жается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я» (из него исключается телесность человека).
Объект и субъект понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане «взаимопереходов». Грани между ними не аб- солютны. В классической физике постулировался абсолютный харак- тер, независимость физических объектов от субъекта и от условий по- знания. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объ- ект (квантовая физика). Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта.
Объективный идеализм, допуская существование мышления вне человека, с необходимостью приходил к выводу о существовании вне- человеческого субъекта, в качестве которого выступал мировой дух.
В философии Канта субъект понимается не как некая материальная или идеальная вещь, а как чистая деятельность индивидуального че- ловеческого сознания, самодеятельность. У Гегеля абсолютный дух познает себя как инобытие. Знание, добытое отдельным индивидом и зафиксированное в языке и других формах материальной и духовной деятельности, как бы перестает ему принадлежать. Но это не означа- ет, что оно приобретает статус объективного духа и перестает зависеть от субъекта познания вообще. Просто из достояния индивидуального субъекта оно превращается в достояние общественного, гносеологи- ческого субъекта. Оно начинает существовать в «общественной голо- ве», в сознании гносеологического субъекта.
Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект выступает относительно пассивной стороной. Зависимость объ- екта от субъекта не следует понимать в том смысле, что объект создает- ся или просто полагается субъектом. Предметы внешнего мира стано- вятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта. В той мере, в какой без субъекта нет объекта, верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъекта всегда предметна.
Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъек- та и объекта позволяет подчеркнуть ряд идей.
Во-первых, это позволяет


75
совместить принцип отражения с признанием творческого, активного познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отраз- ится в его сознании. Он сам генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объ- ективной действительности.
Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ объективного мира. Познаватель- ный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает в себя элемент субъективности. Противоположность субъективного и объективного проникает в саму структуру образа.
В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм соци- альной обусловленности познавательного процесса. Субъект имеет со- циальную природу, создаваемые им познавательные структуры несут не только информацию об объекте, но и отражают состояние обществен- ного развития, отражают потребности и цели общества.
4.3. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
И ИХ ФОРМЫ
Субъект обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств у человека «внешние» (зрение, слух, осязание и т.п.) и «вну- тренние». Через последние (ощущение боли, например) человек полу- чает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа. Существует три формы чувственного познания:
1)
ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств человека);
2)
восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств — по «виду», «вкусу» и т.д., непосредственно воздействующих на органы чувств человека);
3)
представление — это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в со- знании без непосредственного воздействия самих предметов на орга- ны чувств. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается.
Но остается столь же конкретный образ о нём, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные случайные черты. Для представления характерны память, ее «оживление». Могут быть получены представления реаль- ные, на которые человек способен реагировать или же представления нереальные. Представления по своим признакам есть высшая фор- ма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека — «рациональной».


76
Само чувственное познание представляет сложное явление и в истории философской мысли существовали различные подходы к его реализации (табл. 2).
Таблица 2
Три концепции чувственного познания
Фило- софская концепция
Основное содержание концепции
Д. Локка
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются аб- стракциями. В результате субъект формирует в своем созна- нии сложные чувства, знание об отношениях, идеи
И. Канта
Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными прин- ципами
Э. Гуссерля
Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание.
Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чув- ства
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, сужде- ния, умозаключения.
Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие «че- ловек», «самолёт» и т.д.).
Суждение — есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой утверждается или отрица- ется что-либо о чём-либо. На базе понятий и суждений формируются
умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её как форму способности человека называ- ют
умом, а как нечто процессуальное — мышлением. При анализе ума и мышления часто выделяют их уровни, ступени развития. Философ- ская традиция различает рассудок и разум, где разум — высшая сту- пень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудоч- ного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.
Мышление связано с языком. Язык — это система знаков, имеющих значение. В качестве знаков могут выступать звук; рисунки, чертежи, жесты и т.п. «Значение» — это содержание, закреплённое знаком; связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или корабль). Знак является не объектом познания, хотя и может быть таковым, а средством познания. Мышление нераз- рывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом при

77
социально значимом выражении мысли. Но имеет место также невер- бальное (не языковое) мышление. Ребенок ещё не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами.
В разные исторические эпохи философы по-разному трактовали природу рационального познания (табл. 3).
Таблица 3
Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха фило- софии
Природа рационального познания
Античность
Идеи — это общее, которое существует само по себе и во- площается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, при- рода которого выражения в правилах логики (Аристотель).
Средние века
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях чело- века, в самих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи
(номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции
(концептуалисты).
Новое время
Человеку врождены ясные идеи, которыми можно опериро- вать по правилам дедукции (Декарт). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) категориями, которые определяют возможность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка).
Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоле- ние порога научности, позволяющее оперировать идеями
(Гегель).
Мышление и логика есть отображение практики (Маркс).
В истории философии по вопросу о соотношении чувственного и рационального познания существовали два основных направления: сенсуализм и рационализм:
Сенсуализм возвышает чувственную по- знавательную способность и абсолютизирует её в ущерб рассудку и разуму. Положение сенсуализма: нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Представителями сенсуализма были Аристотель,
Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др. Противоположную ли- нию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза,
Лейбниц, Гегель и др. Они признавали разум основой познания и по- ведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источ- нику достоверной первичной информации.
Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаи- мосвязанности и взаимообусловленности чувственного и рациональ-


78
ного. Психика человека выступает как сложное системное образова- ние с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого содержание ощущения определяется не только внешним раздражите- лем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.
Чувственное познание доставляет человеку тот минимум информа- ции, который необходим для его рационалистической деятельности.
Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой спо- собно преодолевать недостатки чувственного постижения действи- тельности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невозможно без чувственного, то полнота чувственного достижима лишь в его дополненности ра- циональным. В реальном познании взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.
4.4. ИНТУИТИВНОЕ И ДИСКУРСИВНОЕ ПОЗНАНИЕ.
РОЛЬ ИНТУИЦИИ В МЕДИЦИНЕ
Важной стороной познания наряду с отражением является творче- ство.
Творчество — это процесс человеческой деятельности, создаю- щий качественно новые материальные и духовные ценности. В реаль- ной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями.
Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нор- мах поведения, им приходится принимать нестандартные решения, которые обычно называют творчеством. Центральный момент твор- чества — озарение, интуитивное схватывание нового.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого ее усмотрения, без ее обоснования с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосоз- нанность путей и средств её решения; 3) непосредственность пости- жения истины на сущностном уровне объектов.
Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относят- ся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка нако- пленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) чёткое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественно- го образа, нахождение конструктивного решения и т.д.).
Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за- висимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие