Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86
и гипотезами и т.д), разрешение которых является одной из движу- щих сил развития науки; 4) абстрактность и ненаглядность научного, особенно современного, знания от преимущественно конкретного и наглядного характера обыденного знания; 5) необычность и парадок- сальность многих особенно новых, научных теорий, положений и вы- водов, а отличие от точки зрения здравого смысла, который часто до- вольствуется привычными, поверхностными и даже рутинными пред- ставлениями об окружающих нас явлениях природы и общественной жизни.
Особенности науки как деятельности
Науку можно рассматривать как духовную, умственную деятель- ность, основанную, в частности, на строгом применении логико-ма- тематических методов. Науку как деятельность отличают следующие признаки:
1. Это прежде всего общественная деятельность, формы которой изменяются на различных этапах истории общества. Социальная, общественная природа этой деятельности выражается не только в об- мене научной информацией, как это было и раньше, но и в характере научных исследований, ведущихся большими коллективами, в кото- рых часто объединяются учёные разных специальностей и решаются комплексные задачи.
2. Научная деятельность отличается от других видов деятельности своим сознательным целенаправленным характером; цель научной деятельности — решение познавательных задач, открытие законов объективного мира, знание которых позволяет сознательно управлять природой и обществом. Наука ориентирована на предметное и объ- ективное исследование. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.
3. Целенаправленный и сознательный характер научной деятель- ности состоит в использовании накопленных знаний и опыта, и в осо- бенности специальных приёмов и методов для достижения новых зна- ния.
4. Это, в свою очередь, характеризует науку как единство теорети- ческой и практической деятельности.
Наука как
социальный институт стала формироваться лишь в Новое время. Именно в XVII–XVIII веках появились первые научные обще- ства, академии и специальные научные журналы. Примерно в XVIII веке происходит значительная дифференциация научного знания, появляются новые научные дисциплины. Этот процесс в конечном счете привел к дисциплинарному построению научного знания. В ре- зультате каждая научная дисциплина заняла свое строго определенное


87
место в общей системе классификации наук. На рубеже ХIХ–ХХ вв. достижения науки начинают все больше и больше применяться в ма- териальном производстве. Наука начинает оказывать самое серьезное влияние на социальную жизнь общества. Во второй половине ХХ века наука постепенно превращается в непосредственную производитель- ную силу общества. Достижения науки привели к возникновению научно-технической революции, которая по сути дела определила со- временную технологию производства с его механизацией и автомати- зацией, широкого использования компьютеров и т.д.
В теории познания термин «наука» объединяет в себе целую сово- купность научных дисциплин. Принято говорить о существовании
дисциплинарной матрицы науки, под которой понимают систему на- учных дисциплин, имеющих свою собственную предметную сферу, особые методы и формы научного познания. Дисциплинарная матри- ца включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, соци- ология, история и т.д. Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций:
дифференциации и интеграции наук.
Наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира че- ловека, культуры и практики общества. Можно выделить три группы, выполняемых наукой социальных функций. Это,
во-первых, функции культурно-мировоззренческие,
во-вторых, функции науки как непо- средственной производительной силы и,
в-третьих, её функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых разных проблем.
Выработка наукой
специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является не- обходимым условием научного исследования. Наряду с искусствен- ным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой
системе специальных орудий, которые непосредственно воз- действуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Наука формирует специфические способы обоснования ценности знания: эксперимен- тальный контроль за полученным знанием, выводимость одних зна- ний из других, истинность которых уже доказана.
Системность и обо-
снованность научного знания — существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности. Ещё одно существенное отличие научного исследования от обыденного позна- ния — различия в методах познавательной деятельности. Включение субъекта в научную деятельность предполагает наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определённой системы цен- ностных ориентации и целевых установок, специфических для науки.
Отличительные признаки научного познания: а) предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки обыденного


88
опыта и изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения. Все остальные признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются произ- водными от этих указанных и обусловлены ими.
5.2. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ
И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ СООТНОШЕНИЕ
Научное знание своеобразно. Научное знание,
во-первых, долж- но отразить объект таким, каков он есть, без воздействия каких-либо сверхестественных сил;
во-вторых, подчиняется закону достаточного основания (ни одно утверждение не может оказаться истинным или действительным без достаточного критического и рационального обо- снования);
в-третьих, воспроизводит сущность объект; в-четвёртых, упорядочено в форме теории или развёрнутого теоретического поня- тия
; в-пятых, в значительной мере проверяемо. В структуре научного знания выделяют два уровня — эмпирический и теоретический.
Эмпи-
рический уровень знания — это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта.
Теоретический уровень — это знание, связанное с опытом опосредованно, его невозможно свести к непосредственно чувственным данным. Теория в широком значении — это наука, зна- ние вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении — знание, имеющее строго определённую форму.
Соответственно выделяют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности — эмпирическое и теоретическое исследование (табл. 4).
Таблица 4
Уровни научного исследования
Уровень научного исследования
Цели исследования
Эмпирический
Добыть новые экспериментальные факты. Сопоста- вить с фактами теорию, проверить степень ее эффек- тивности.
Теоретический
Провести теоретическую интерпретацию эксперимен- тальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективнее старой.
Основные критерии, по которым различают эти уровни, следующие: а) характер предмета исследования; б) тип применяемых средств иссле- дования; в) особенности метода. Эмпирическое и теоретическое иссле-

89
дования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпи- рическое исследование нацелено на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне теоретического познания происходит выделе- ние сущностных связей в чистом виде. Эмпирическое и теоретическое имеют дело с разными срезами одной и той же действительности.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.
Оно предполагает осуществление наблюдений и проведение экспери- ментов. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же иссле- довании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредо- ванно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно назвать
эмпирическими объектами. Их следует отли- чать от объектов реальности. Эмпирические объекты — это абстрак- ции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающим фиксированным набором признаков. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний.
В качестве основного средства теоретического исследования высту- пают
теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализи- рованными объектами, абстрактными объектами или теоретически- ми конструктами. Их примерами может служить материальная точка, абсолютно твёрдое тело, идеализированная популяция в биологии, по отношению к которой формируется закон Харди-Вайнберга (бесконеч- ная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).
Основными методами эмпирического исследования являются
ре-
альный эксперимент, реальное наблюдение, методы эмпирического опи-
сания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений. Основными методами теоретического уровня являются:
идеализация (метод построения идеализированного объекта), мыслен-
ный эксперимент, методы построения теории (восхождения от абстракт- ного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный мето- ды),
методы логического и исторического исследования и др.
Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретиче- ский уровни не совпадает с разделением на чувственное и рациональ- ное познание.
Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объек-


90
том исследования, где ведущими являются такие методы, как наблю- дение и эксперимент; во-вторых, систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвёртых, заклю- чительная стадия, на которой получают эмпирические факты.
Теоретический уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории. Поиск принципов осуществляется пу- тём интеллектуальной интуиции. Второй этап — построение научной теории как содержательной, так и формальной. Когда теория построе- на, то следующий этап связан с сопоставлением теории с действитель- ностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положения теории с теми или иными эмпирическими фактами.
Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в реальной действи- тельности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодей- ствие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их раз- личные аспекты в результатах нового знания. Само существо факта, его признание и понимание в значительной степени зависят от теоре- тических предпосылок, положенных в основу обнаруженного факта.
Теоретическая нагруженность фактов вскрыла взаимосвязь эмпири- ческого и теоретического. Теория всегда исходит из фактов, но обна- ружение факта, в свою очередь, зависит от теоретических установок.
В современной науке всё сильнее проявляется тенденция предвари- тельного теоретического предсказания новых фактов.
5.3. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО МЕТОДА. КЛАССИФИКАЦИЯ
НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ
УРОВНЯХ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное познание отличается от всех других видов познания ис- пользованием специально разработанных методов.
Метод научного познания — способ деятельности, совокупность приёмов, применя- емых исследователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия позна- ния, результат познавательной деятельности. Наука о методах обычно называется
методологией. Методология и есть теория познавательной деятельности, теоретическое обоснование методов и форм научного познания.
Методы научного познания можно разделить на три группы: спе- циальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы при- менимы только в рамках отдельных наук (например, методы каче-


91
ственного анализа в химии). Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах позна- вательной деятельности человека.
Общенаучные методы:
а)
анализ и синтез. Анализ — это приём мышления, связанный с раз- ложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенден- ции развития. Синтез — прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое. Анализ и синтез противоположны друг другу, но в то же время они взаимно предполагают друг друга. Для того, чтобы стал возможным анализ объекта, он прежде всего должна быть зафиксирован как нечто целое.
Синтез возможен только тогда, когда уже осуществлён анализ. На- пример, при установлении диагноза прежде всего необходимо знать, что такое болезнь, виды болезней, симптоматику, соответствующему каждому заболеванию, знать теорию диагноза, т.е. иметь целостное синтетическое представление о болезнях. При приёме больного необ- ходимо выявить отдельные признаки болезни как путём опроса, так и путём лабораторных исследований. Если при сравнении имеющихся признаков с каким-то шаблоном (шаблоном служит теория болезни) это сравнение совпало во всех или почти во всех деталях, то диагноз считается обоснованным. Кроме общей диагностики во врачебной практике применяется дифференциальная диагностика, основу кото- рой составляет анализ признаков. Основанием для этого метода слу- жит тот факт, что многие болезни имеют сходные признаки, поэто- му врач, действуя путём перебора и исключения останавливается на единственном, наиболее вероятном диагнозе болезни.
б)
абстрагирование. Сущность абстрагирования состоит в мыс- ленном отвлечении от несущественных сторон, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Не- обходимо отличать процесс абстрагирования и его результат. Бывают разные виды абстракций. Абстракцией отождествления называется абстракция, в результате которой выделяются свойства и отношения предметов и образуются соответствующие им классы на основе уста- новления тождества предметов в данных свойствах или отношениях.
Например, обнаружив, что некоторым животным присуще одно и то же общее свойство «иметь сложный желудок», можно образовать класс травоядных животных. В процессе изолирующей абстракции выделяют некоторые свойства, неразрывно связанные с предметами и обозначают их определёнными именами, что придаёт таким абстрак- циям статус самостоятельных предметов. Примерами таких абстракт- ных предметов могут служить понятия «радиоактивность», «белизна»,