Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

109
лексии. Общество как социальная форма движения материи опреде- ляется взаимодействием материальных и идеальных факторов. Мате- риальные факторы — это материальное производство, воспроизвод- ство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и со- держание духовных процессов и поэтому являются первичными. определяющими. Идеальные факторы — это отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно необходи- мых потребностей, духовные аспекты в жизни общества.
6.2. ОБЩЕСТВО: ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Любое общество является не суммой отдельных индивидов, а пред- ставляет собой систему социальных связей и отношений между раз- личными общностями, в которые объединены люди.
К социальным общностям относятся классы, страты професси- ональные и отраслевые группы, народности, нации, также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда.
В основе формирования этих общностей лежат общественное разде- ление труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними представляет собой содержание понятия социальной структуры общества.
Социальная структура общества — понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определённой социальной структурой. Первобытнообщин- ный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одно- временно выступал трудовым и семейным коллективом. В рабовла- дельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, по- являются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян. При капитализме появляются класс на-
ёмных работников и класс капиталистов, происходит формирование и развитие наций, растёт многообразие отраслевых и профессиональ- ных групп, меняется структура территориальных общностей.
В настоящее время в экономически развитых странах определи- лись следующие основные группы: высший или правящий класс, класс наёмных работников и средний класс. Высший или правящий класс включает в себя собственников основных средств производства и капитала, а также лиц, занимающих ведущее положение в управ- лении фирмами, государственными структурами. Класс наёмных работников объединяет лиц, не имеющих собственности или распо- лагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущественно


110
исполнительным трудом в различных сферах материального и немате- риального производства. Средний класс включает в себя мелких пред- принимателей, подавляющую часть интеллигенции, часть служащих.
В России в настоящее время происходит трансформация старых социальных общностей и формирование новых. Эти изменения опре- деляются новыми социальными условиями — структурной перестрой- кой экономики, формированием новой структуры занятости населе- ния. И хотя социальные границы современного российского общества существенно размыты, тем не менее общая направленность эволюции социальной структуры во многом совпадает с общемировыми тен- денциями. В России формируется правящий класс, класс наёмных работников (рабочие, низшие служащие), а также растёт численность среднего класса, объединяющего мелких предпринимателей, интел- лигенцию, служащих среднего звена (табл. 5).
Таблица 5
Основные виды социальных общностей, их критерии и признаки можно
представить следующим образом
Виды социальных общностей
Критерии их выделения
Признаки общностей
Классы (страты)
Место в системе обще- ственного производ- ства
Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др.
Профессиональ- ные общности
Положение в системе разделения труда
Характер трудовой деятель- ности
Отраслевые общ- ности
Сфера приложения труда
Направленность производ- ственной деятельности
Этнонациональ- ные общности
Этническая и нацио- нальная принадлеж- ность
Общность происхождения, языка, территории, экономи- ческой жизни, особенностей культуры и происхождения
Демографические общности
Половозрастные харак- теристики индивидов
Молодёжь, женщины, пенси- онеры и другие соц.группы
Территориальные общности
Место проживания
(город, деревня, рай- он, область и т.д.)
Государственно-администра- тивное образование
Расовые группы
Морфологические и фи- зические особенности
Цвет кожи, рост, объём чере- па и т.д
Производственные коллективы
Решение производ- ственных проблем
Организационные формы трудовой деятельности
Семья
Родственные отноше- ния
Совместное проживание, об- щее хозяйство, взаимная от- ветственность

111
6.3. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Политическая философия является частью общей философии и призвана ответить на вопрос, реален или идеален мир политического.
Политическая философия относится к политике как бы со стороны, абстрактно, выделяя в ней универсальное и общезначимое. Для поли- тической философии социальная реальность служит в качестве источ- ника для изучения таких проблем, как порядок, справедливость, сво- бода, равенство и т.д. Одна из важнейших целей политической фило- софии состоит в том, чтобы определить истинность общепризнанных политических ценностей, поэтому она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка. При этом она призвана определить некую магистральную линию политического развития.
В целом политическая философия, по словам исследователя
К.С. Гаджиева, занимается проблемами, связанными с сущностью власти и властных отношений, государством, его предназначением, целями и т.д. Во многом ее суть можно разъяснить на следующем при- мере. Президент США А. Линкольн во время Гражданской войны го- ворил о «правлении народа, для народа и осуществляемом народом».
Это выражение, как правило, считается определением демократии.
Но философ смотрит на это несколько иначе, он должен вникнуть в сущность этого выражения и дать ответы на следующие вопросы: для чего нам нужно правление, осуществляемое народом? Чем оно должно править? Каким образом люди могут править самими собой?
Исторически и в некотором отношении логически первым вариан- том осмысления сущности политики был подход, сводящий полити- ку к феномену политической власти и выделяющий в нем внешнюю формальную сторону: властное веление, облекаемое в официальный акт, закон, судебное решение. В западной философии впервые подоб- ный подход мы встречаем в школе софистов. Политик в понимании софистов владеет искусством политического повелевания людьми.
Философ Сократ, усматривавший бытие не в слове, но в смысле сказанного и тем самым подводивший к различению политической убедительности и истины. Не случайно Платон, обличая в лице со- фистов «так называемых политиков», подчеркивал, что «ораторское искусство легко отделяется от политического в качестве иного вида, подчиненного этому». Аристотель прямо указывает: «Софисты ведь вообще не знают ни того, что такое политика, ни к чему она имеет отношение, иначе они бы не ставили ее в один ряд с риторикой или ниже ее и не думали, что легко дать законодательство, собрав зако- ны, пользующиеся доброй славой». Политическая деятельность рас- сматривается здесь лишь как преимущественно одностороннее воз-


112
действие властвующих на подвластных, а общество предстает как пас- сивный объект, поскольку его собственное, самостоятельное участие в политике мыслится лишь как тот или иной ответ обратившейся к не- му власти.
В эпоху Возрождения и в Новое время анализом политики занима- лись, например, Н. Макиавелли и Т. Гоббс, оба мыслителя представ- ляют, как пишут исследователи, этатизм. В основе этатизма — интер- претация политической жизни как активного процесса использова- ния государственной власти, а важнейшими элементами государства здесь выступают средства и инструменты власти.
Политическая жизнь общества — практическая, теоретическая и идеологическая деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим институ- там и политическому режиму. Ядро политической жизни общества составляют: политическая система (государство, политические пар- тии и общественные организации, политический режим и др.), по- литическая деятельность и политические отношения. Исследование политики, философия политики представлены во многих концеп- ция философов разных эпох. Наиболее яркие концепции государства в философии принадлежат Платону, Аристотелю, Августину Блажен- ному, Ф. Аквинскому, Макиавелли, Локку, Гоббсу, Руссо, Монтескье,
И. Канту, Гегелю, Марксу, П.Я. Чаадаеву, В.С. Соловьеву, П.И. Нов- городцеву и т.д.
В рамках философии политики рассматривается актуальное сегод- ня понятие «гражданского общества». Понятие гражданского обще- ства формировалось в ходе развития мировой политической мысли.
Первые отчетливые представления о гражданском обществе были вы- сказаны Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и Дж. Локком. Идеи естествен- ных прав как модели статусного и морального равенства людей, а также общественного договора как способа контролировать достиже- ние согласия легли в основу современного понимания гражданского общества.
Идея построения гражданского общества принадлежит либераль- ной мысли XVIII в., еще не отделяющей гражданские свободы от про- блем морали и социального равенства. Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям по отношению к государству. Государство со своей стороны трактуется как выражающее интересы граждан. Граж- данское общество включает в себя разделение публичной и частной сфер и вместе с тем их взаимодействие.
Гегель, например, считал главным в таком обществе сочетаниие частных и общих интересов. Существуют другие современные опреде- ления «гражданского общества». Это общество, достигшее партнер-


113
ских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспе- чить безопасность общества и отдельных его граждан; общество, кон- тролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями, в том числе между государ- ством и экономикой.
Сегодня достижения человечества в социальной сфере рассматри- ваются в сопастовлении со следующими критериями: свобода и права человека, способность человека быть ответственным в свободе, стре- миться не только к негативной свободе — свободе «от» (принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе — свободе «для» (самореа- лизации, осуществления своих планов, постановки социальных целей и пр.); достижимость минимума социальных и природных благ; нали- чие социального порядка. Современное гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.
6.4. СУБЪЕКТ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Важным сюжетом истории социальной философии явилось разви- тие философского понимания истории человеческого общества, оно осуществлялось синхронно с изменениями представлений о самом обществе, можно выделить несколько вех становления философии истории.
Важной ступенью становления философии истории были взгляды религиозных философов Августина Блаженного (354–430) и Фомы
Аквинского (1225–1274). Главной движущей силой истории они счи- тали божественное провидение, а весь исторический путь понимали, как путь Бога и путь к Богу.
Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы его направленности. Античная философия воспринимала мир как завершённый Космос с его гармонией и цикличностью. Вез- де она видела круговорот. Круговое движение — это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца) и временности
(в своём движении человек всегда находится «где-то», в данном «те- перь»). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Первый приход Христа, его казнь, ожидаемое вто- рое пришествие — это узловые пункты истории, временности чело- века, который до своего грехопадения находился в царстве вечности


114
и который способен вернуться в вечность. История имеет конечный путь, но он достижим лишь в том случае, если человечество станет Бо- гочеловечеством. В эпоху Возрождения и Просвещения концепциям провиденциализма противопоставляют рациональные объяснения исторических фактов. На место Божественного провидения ставятся понятие естественного закона и понятие прогресса. Развитие обще- ства идёт по спирали, оно прогрессивно и бесконечно. У истории нет конечной точки, поэтому у неё нет вневременного смысла. У Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Суб- станция духа — свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.
В современной социальной философии прослеживается три кон- цептуальных подхода к истории общества: культурологический, фор- мационный и цивилизационный.
Культурологический подход отмечен работами Н.Я. Данилевского,
О. Шпенглера и П. Сорокина. Данилевский, рассматривая развитие истории как естественный процесс, выделял основные культурно- исторические типы развития: египетский, китайский, ассирийско- вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, европейский. Некоторые из этих типов развиваются локализованно, другие, взаимодействуя, определяют магистральные пути развития человечества. Шпенглер выделяет основные 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропей- ская, майя. Упоминает он и формирующуюся русско-сибирскую куль- туру. Каждая культура имеет тысячелетний цикл развития, который завершается смертью культуры и её переходом в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует техника, политика, спорт. Культурологический подход выдвигает типы обществ, которые обладают своеобразными особен- ностями, не позволяющими представить историю в виде линейного процесса.
Формационный подход разработан Марксом. В основе его кон- цепции лежит идея развития, интерпретируемая через открытое им материалистическое понимание истории. Это открытие позволи- ло разработать учение об общественно-экономической формации, под которой понимается неразрывное единство материальной и ду- ховной сторон жизни общества. Производительные силы и произ- водственные отношения определяют развитие всех общественных отношений, развитие политической надстройки и развитие форм общественного сознания. История развивается прогрессивно путём смены общественно-экономических формаций, каждая из которых выступает как диалектическое снятие проблем и противоречий пред-