Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

115
шествующей. Формационный подход позволяет, с одной стороны, обосновать принцип преемственности, существующий в обществен- ном развитии. История реализуется как смена формаций. А с дру- гой — дать определённую классификацию существующих государств по уровню развития в них производительных сил и производствен- ных отношений.
Цивилизационный подход наиболее ярко представлен в работах
А.Сен-Симона, О.Конта, М.Вебера, А.Тойнби. Понятие цивилизация появилось в XVIII века в тесной связи с понятием «культура». В насто- ящее время цивилизация рассматривается в трёх аспектах. В первом аспекте понятия культуры и цивилизации трактуются одинаково. Они используются для обозначения сообщества воспитанных и образован- ных людей, отношения между которыми регулируются гражданскими законами и моральными правилами. Во втором аспекте понятия куль- туры и цивилизации не совпадает. Культура — духовный компонент, а цивилизация — овеществление культуры. В третьем аспекте цивилиза- ция рассматривается как историческая ступень развития человечества.
А.Тойнби выдвигает свою схему человеческих цивилизаций. У него нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных ци- вилизаций. Все они проходят одинаковую схему развития, подобно тому как живой организм проходит все циклы от своего рождения до смерти. Цивилизация проходит в своём развитии стадии возникнове- ния, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось пять цивилизаций: Западная, Восточно-право- славная, Исламская, Индуистская и Дальневосточная.
Цивилизационный подход имеет следующие существенные черты:
1) он базируется не на выделении уровня производительных сил, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности;
2) в нём отсутствует абсолютизация социально-экономических зако- нов, якобы стоящих над людьми; 3) он предполагает право каждого народа на свой собственный социально-исторический путь; 4) он не исключает разнообразия концепций в осмыслении исторического процесса.
Американский социолог Д. Белл в работе «Социальные рамки ин- формационного общества» говорит о переходе от индустриальной к информационной цивилизации. Футуролог О. Тоффлер говорит о цивилизации трёх волн: сельскохозяйственной, индустриальной и
«третьей волны». У. Ростоу отдаёт предпочтение технике в определе- нии цивилизации и периодизации человеческой истории. Он автор так называемой теории «стадий роста». Первая стадия — это «тради- ционное общество» с примитивным сельскохозяйственным произ- водством. Вторая — «переходное общество». На ней формируются предпосылки для «сдвига»: рост производительности сельскохозяй-


116
ственного труда, увеличение капиталовложений и т.д. Третья ста- дия — период «промышленной революции». Четвёртая — «путь к зре- лости». Бурное развитие промышленности. Пятая стадия — «высокое массовое производство».
Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желания людей; субъективные представляют собой сознательную, це- ленаправленную их деятельность.
В истории ничего не делается без сознательно поставленной цели.
Но объективная цепь событий складывается в конечном счёте незави- симо от этих целей. При столкновении миллионов различных желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие. Поскольку необходи- мость в истории проявляется через множество случайностей, то мож- но сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создаёт предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории. Основной движущей силой истории является народ, т.е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельно- сти. Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, кото- рое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей.
Их величие состоит не в том, что они по своему собственному произ- волу «творят историю», а в том, что они способны в силу своей высо- кой духовности и квалификации объединить желания и волю каждого отдельного человека в единую волю, создав «равнодействующую», на- правленную на решение насущных социальных проблем.
6.5. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Под глобальными проблемами современности понимается ком- плекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Термин
«глобальный» связан с понятием «земной шар», т.е. вся планета в це- лом. Критерием отличия глобальной проблемы от неглобальной (ре- гиональной, локальной, частной) выступает пространственный мас- штаб. Глобальной проблемой будет та, которая в той или иной форме охватывает всю планету. Во-первых, это такие проблемы, которые за- трагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообще- ства. Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания. В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны


117
одна с другой. Поэтому трудно теоретически вычленить и системати- зировать их.
Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.
Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отно- шениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политически- ми, экономическими и иными интересами: «Восток — Запад», бога- тые и бедные страны и др. Эти проблемы следует назвать интерсоци- альными. К ним относится проблема предотвращения войны и обе- спечения мира, а также установление справедливого экономического порядка.
Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены вза- имодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенно- го характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, то- пливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.
Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связа- ны с системой «индивид–общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Сюда относятся про- блемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью населения.
Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух иде- ологий. Сегодня это противостояние ушло в прошлое. Изменился характер проблем. На смену двухполюсному миру пришел мир мно- гополюсный. Вместе с тем существует тенденция его превращения в однополюсный. Особенности современного положения влияют на характер интерсоциальных проблем. Во-первых, на место угрозы ми- ровой войны как следствия столкновения двух противоположных об- щественно-политических систем пришло множество локальных кон- фликтов. Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала про- блема установления справедливого экономического порядка.
Рассмотрим вторую группу проблем, связанную с взаимодей- ствием общества и природы, она, в свою очередь, подразделена на несколько подгрупп. Это, во-первых, экологические проблемы; во- вторых, проблемы, связанные с освоением обществом природы, т.е. проблемы сырьевых и энергетических ресурсов; в-третьих, проблемы,


118
связанные с космическим пространством и Мировым океаном. Суть экологических проблем заключается в том, что всё более отчётливо обнаруживается углубляющеся противоречие между производитель- ной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной «тепловой смерти».
Антропогенная нагрузка на биосферу достигла критической отметки.
В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии приро- доохранительной деятельности: ограничительную, стратегию опти- мизации, стратегию замкнутых циклов. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических ката- строф предлагает ограничение развития производства и соответствен- но потребления. Сторонники этой стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных про- изводств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д. Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптималь- ного уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия зам- кнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счёт чего достигается изоляция производ- ства от воздействия на окружающую среду.
Проблема ресурсов связана с воздухом и водой, без которых жизнь человека невозможна, а также с энергетическими и сырьевыми ресур- сами. Проблема водных ресурсов считается одной из наиболее острых в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного баланса
Земли — 2,5–3%. При этом наибольшая её часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озёр приходится очень небольшая доля.
Третья большая группа проблем непосредственно связана с чело- веком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и иных задат- ков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального пси- хического развития, проблемы появления новых болезней, проблемы народонаселения. Темпы роста населения с развитием цивилизации увеличиваются. На Земле сейчас живёт около 6 млрд человек. Однако
«демографический взрыв» имеет место прежде всего в развивающихся странах, где численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем производство средств его существования. Подсчитано, что увели- чение населения на 1% требует увеличения затрат из национального дохода на 4%. Многие демографы видят единственный выход из это- го кризисного состояния в сокращаемости рождаемости, в известной мере реанимируя тем самым теорию английского экономиста ХVIII в.


119
Мальтуса, согласно которой нищета народа объясняется его «необ- узданным размножением». Отсюда — запрещение ранних браков,
«слишком большого» роста семьи, апология войны, эпидемий, голода как «разрушительных препятствий» чрезмерному возрастанию насе- ления. Опыт Индии и Китая показал, что сокращение рождаемости путём административных запретов, «планирования семьи» и про- паганды «системы одного ребёнка» в лучшем случае может ослабить остроту противоречия между ростом населения и ростом благососто- яния.
Человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы гло- бального характера. Всё это требует формирования новой стратегии человечества, направленной на формирование новой цивилизации.
Актуальнейшей задачей становится создание планетарного граждан- ского общества как института, в рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций.
Стратегия человечества не может быть реализована одним или не- сколькими избранными народами, это идеал международного сооб- щества в целом.
В понимании глобальных проблем и перспектив их разрешения произошёл поворот к человеку, к духовным основам бытия. Это пони- мание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Этот новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал гло- бальные проблемы лишь как результат социального устройства, осо- бенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конеч- ном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Глобальное созна- ние — это феномен, связанный с критикой технологически потреби- тельской цивилизации не с позиции прошлого, а с позиции будущего.
В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями, отношений человека к человеку. Глобаль- ное сознание — это прежде всего сознание того, что планета Земля наш общий дом. Развитие цивилизации поставило все части челове- чества и всех людей в зависимость друг от друга.
Пути преодоления глобального кризиса:
1) Необходимо установить контроль за «внешними пределами» роста человечества. Это означает приостановку хищнической эксплу- атации Земли, которая как любое материальное образование имеет пространственные, временные, энергетические ограничения, и её ре- сурсы не бесконечны.