Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132
Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «ло- гика предмета» становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему способности развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культу- ры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.
В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на виды: индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации, государства. Любая практика имеет общественный, социаль- ный характер. В практике изменяется не только природа, изменяется сам субъект. Практика воздействует на его сознание, мышление, идеи.
Практика является также
движущей силой познания. Здесь про- является детерминирующая функция практики. Теория, не имею- щая среди своих целей соединение с практикой, может превратиться в пустое теоретизирование. В то же время в одних отношениях можно говорить о приоритетности практики над теорией, в других — теории над практикой. Актуальной задачей является не преодоление мнимого разрыва между теорией и практикой, а развитие практики, наращива- ние её эффективности.
7.5. ЛИЧНОСТЬ И ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ
Человек — это многогранное и многокачественное явление: про- дукт общества, природное существо, субъект культуры и т.д. Для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых являются: «человек», «индивид», «индивидуальность», «лич- ность». Понятие «человек» отражает
общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. Это понятие даёт самую общую и пото- му предельно абстрактную характеристику. Понятие «индивид» опи- сательное, оно обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и обще- ству, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека.
Индивидуальность включает в себя,
во-первых, общие черты, свой- ственные индивиду как представителю биологического вида и челове- ческого общества,
во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как участнику конкретных общественных отношений;
в-третьих, единичные признаки, связанные со спецификой его биологической организации, социального окружения. К числу наиболее общих при- знаков индивидуальности относятся: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность. Понятие индивидуаль-


133
ности раскрывает человека как целостное существо в единстве его не- повторимых и общих, природных и социальных свойств.
В понятии личности фиксируются
социальные качества индивида.
Личность человека является самостоятельной, творческой, способной к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.
Личность характеризуется внутренним миром.
Внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях.
Предпосылки развития личности связаны со способностью человека вырабатывать и изменять отношение к самому себе, переоценивать и видоизменять свой опыт, взглянуть на себя как бы «другими глазами».
Индивидуальность есть общественный
способ существования индивида, а личность — индивидуализированный
способ бытия человека.
Человек дифференцирует факты своей жизни по их значимости, даёт им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Общепри- знанным является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций. Например, притча о строителях собора в Шартре.
Первый строитель считал, что он совершает трудную работу. Второй сказал: «Зарабатываю хлеб семье». Третий промолвил с гордостью:
«Я строю Шартрский собор».
Ценностью является для человека все, что имеет для него опреде- лённую значимость, личностный или общественный смысл. Устой- чивые ценностные ориентации приобретают характер норм, которые определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, це- леполагании.
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Пред- посылкой аксиологии у него является разделение сущего и должного, реальности и идеала.
Ценности — это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Сформировалось несколько типов теорий ценностей.
1)
Натуралистический психологизм Дж. Дьюи. В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, ко- торые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологи- ческими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2)
Аксиологический трансцендентализм. Здесь ценности — не объ- ективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие цен- ности как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное


134
значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность — это не реальность, а идеал, но- сителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентный
(потусторонний, запредельный) субъект.
3)
Персоналистический онтологизм. М. Шелер утверждал объектив- ный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологиче- скую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с самими предметами. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счёте на чувстве любви или нена- висти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлет- ворение, которое мы от них получаем. Более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.
4)
Социологическая концепция ценностей. С точки зрения М. Вебе- ра, ценность — это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчёркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
В литературе существуют разные способы и принципы классифи- кации и иерархии ценностей. Выделяют ценности — цели, или выс- шие (абсолютные) ценности, и ценности-средства. Выделяют матери- альные и духовные ценности.
Особое значение ценности приобретают в этике. Термин «этика»
Аристотель образовал от греческого слова «этос», которое переводит- ся на русский язык как обычай, характер. Современная этика знает много концепций, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика утилитаризма и прагматизма.
Основные идеи
этики добродетелей разработал Аристотель. Под добродетелями понимаются такие качества личности, реализуя кото- рые человек осуществляет добро. Действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неминуемо оказывается нравственным. Зло связано со скудностью добродетелей. Согласно Аристотелю, глав- ные добродетели следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость.
В противовес этике добродетелей Кант развил
этику долга. По Кан- ту, идеал добродетели может вести к добру, но он, случается, приво- дит и к злу. Почему это происходит? Потому что в добродетелях добро нашло своё частичное и относительное, но не полное выражение. Ре- шающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких-либо оговорок и ограничений. Критериями добра оказыва- ются моральные законы, максимы типа «Не убей», «Не лги», «Не ис- пользуй человека как средство», «Не кради». Вернейшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий, уни- версальный, обязательный, формальный, априорный и трансценден- тальный характер моральные аксиомы.


135
Этика утилитаризма и прагматизма исходит из того, что существуют только относительные ценности, относительное добро. Наиболее зна- чительными разновидностями этики ценностей являются
английский
утилитаризм и американский прагматизм. В рамках первого важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы, но не во что бы то ни стало, а в соответствии со знаменитой формулой Бентама: «Наиболь- шее счастье для наибольшего числа людей». Саму полезность Бентам понимал, как наслаждение при отсутствии страданий. В американском прагматизме моральное благо понимается как достижение успеха, ко- торое увязывается с разрешением конкретной проблемной ситуации.
Прагматисты более определённо, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.
7.6. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — АТРИБУТИВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Существуют различные подходы к проблеме свободы личности: фаталистическое, индетерминистское, диалектическое.
Фатализм — фактически отвергает свободу, абсолютизирует необ- ходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости. У человека нет никакой свободы действий, всё происходит строго однозначно, необходимо. Как писал
Л. Бюхнер, свобода — это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.
Индетерминистская позиция абсолютизирует свободу воли челове- ка в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Сама действительность — это поток случайностей; то, что люди обычно принимают за необходимость, есть «заговор слу- чайностей». В этом случае свобода — это возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля. Екатерина Великая говорила: «Свобода — это когда никто не может меня заставить делать то, чего Я не хочу». Одна- ко очевидно, что желания и поступки человека имеют свои границы, обусловленные природными силами или интересами других людей.
В США состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими соб- ственными руками. Судебное решение гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Диалектический подход: нет абсолютной свободы, она относитель- на и связана с необходимостью и возможностью. Представим, что


136
индивид достиг абсолютной свободы. Став таким свободным, чело- век начнёт понимать, что его свобода обернулась беспредельным оди- ночеством. Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» показывает, что, устранив все формы зависимости, человек в конце концов остаётся наедине со своей индивидуальной «самостью». Исчезает природа, об- щество. Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничива- ли свободу человека, но зато делали его близким определённому кру- гу людей, связывали его с определёнными вещами. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая опираясь на разум, выбирает с соответствии с объективной необходимостью.
Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда кон- кретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуаци- ей, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей личности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры ответственности. Свобода склады- вается из
познанной необходимости, познанной возможности, из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наи- более эффективных средств для осуществления такой возможности.
Свобода связана с ответственностью личности перед самим собой, другими людьми, обществом. Если, к примеру, врач упустил возмож- ность излечения больного, который из-за небрежности врача стал ин- валидом, то он должен нести за это ответственность. Свобода порож- дает ответственность, ответственность направляет свободу.
Можно выделить две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно
классической концепции, субъект действия несёт ответственность за его последствия. Как носитель ответственно- сти субъект должен быть самостоятельным и свободным. Он должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в ка- честве «винтика». Субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью.
Этика ответственности — это этика поступка. Субъект конструирует свои действия, характер этих действий не задан изначально.
Неклассическая концепция ответственности применима там, где субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций невозможно предусмотреть последствия своих действий. Субъект дей- ствия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное де- ло, за успех последнего. Можно сказать, что классическая концепция больше соответствует понятию абсолютной свободы, а неклассиче- ская — свободному обществу, с требованиями которого приходится